консультация для родителей "Личностно - смысловая сфера дошкольника и её развитие в общении со взрослыми"
консультация по коррекционной педагогике
Материал раскрывает актуальность проблемы выстраивания правильного взаимоотношения взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24 «Пчёлка»
Консультация для родителей
Тема: «Личностно – смысловая сфера дошкольника и её развитие в общении со взрослыми»
О.В.Ефремова
учитель – дефектолог высшей квалификационной категории
г. Бердск
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряжённые переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжёлые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание -рождаются близостью и связанностью с другими. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире.
Для того, чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия.
Во-первых, общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно.
Наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
Во-вторых, общение - это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнёра является вторым критерием общения.
Третьим важнейшим критерием общения являются стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание - наиболее характерным моментом общения.
Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнёр. Изменение своей активности (настроения, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнёра явно свидетельствует о такой чувствительности.
Однако общение - это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет своё содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово “общение” говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка.
Главное - чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для взаимодействующих людей. Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своём. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, - в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача взрослого как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3-5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Но даже тогда, когда дети не лишаются человеческого общения совсем, однако не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными - дети существенно отстают в своем психическом развитии.
Отсутствие необходимого общения со взрослыми было распространенным явлением во время войны. Однако оно возможно и в благополучное мирное время, когда дети надолго отделяются от своих родителей. В результате такого отделения, особенно в первые годы жизни ребенка, часто возникает более или менее тяжелое психическое недоразвитие детей. Давно было замечено, что дети, растущие в детских домах, как правило, отстают в своем психическом развитии от своих сверстников, живущих в семье. Почему же так получается? Казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход в закрытых детских учреждениях ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.
Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для детского развития: обеспечивать безопасность детей, кормить, одевать, согревать их. Но это не так.
Окружающие взрослые - это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе растущий человек никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребёнка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребёнка, его характер, его будущее.
Но главное даже не в этом. Личность ребёнка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить, прежде всего, в семье.
Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье. Достаточно часто ребенок не имеет удовлетворительных эмоциональных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.
Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени - со сверстниками или взрослыми?
Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления “или-или”. И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но роль взрослого и сверстника в жизни ребенка, конечно, различна.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем, чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие эмоцианального общения со взрослым
Данные игры требуют несколько условий : во-первых. взрослый проявляет большую заинтересованностьв игре, активно организует взаимодействие с ребенком...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка
Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

Игры на развитие эмоционального общения со взрослым
Данные игры требуют соблюдения нескольких условий....

Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...

Статья на тему:" «Личностно-смысловая сфера младшего дошкольника и ее развитие в общении с взрослым»
Развитие общения в раннем возрастеРебенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянн...

Личностно-смысловая сфера дошкольника и ее развитие в общении со взрослым
Приблизительно с трехлетнего возраста у детей начинает формироваться более сложная, внутренняя организация поведения. Деятельность ребенка все более направляется уже не отдельными случайными побуждени...