Семинар-практикум для родителей "Психоэмоциональное здоровье детей дошкольного возраста"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коржова Татьяна Сергеевна

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoemots_zdorove.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психоэмоциональное здоровье детей дошкольного возраста Коржова Татьяна Сергеевна педагог-психолог ДОУ № 4 «Сказка» 2022 г.

Слайд 2

Это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: 1. Возможность полноценного функционирования ребенка в процессе жизнедеятельности. 2. Гармонию между различными сторонами личности ребенка, а также между ребенком и обществом. Психоэмоциональное здоровье –

Слайд 3

Признаки нервно-эмоционального напряжения у детей Пониженное настроение. Проявление неадекватно-отрицательных эмоций. Немотивированные приступы гнева. Нарушения сна ребенка. Пониженная коммуникабельность ребенка. Высокая конфликтность с окружающими. Высокий уровень тревожности ребенка. Снижение познавательной активности. Пониженная игровая деятельность. Изменение двигательной активности. Снижение, увеличение аппетита. Проявление страхов не свойственных данному возрасту. Рисунки выполнены в мрачных тонах. Невротические проявления у ребенка .

Слайд 4

Причины нарушения психоэмоционального здоровья у детей Проблемы в семье. Низкий уровень педагогической культуры родителей. Нарушение режима дня ребенка. Не соответствие нагрузки возрастным, индивидуальным возможностям ребенка. Реакция организма на погоду, климатические условия севера и др . Неправильный стиль воспитания ребенка в семье.

Слайд 5

Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ СВЕРХЩЕДРОСТЬ СВЕРХОПЕКА ДОМИНИРОВАНИЕ

Слайд 6

«Мишень стилей воспитания» Сверхщедрость Демократический стиль Доминирование Вседозволенность Сверхопека

Слайд 7

Сверхщедрость Как проявляется Родители предоставляют ребенку все, что он пожелает: захотел он самолетик, даже еще не успел, как следует о нем помечтать, как тут же его получает. Захотел ребенок телефон новой модели, через пару дней он у него уже в кармане: потерял, через неделю купили новый…..Без подарков к таким не ходят. Родители дают им все самое лучшее, даже иногда в ущерб себе. Почему возникает Обычно родители руководствуются тем, что в детстве у них не было такого изобилия, поэтому пусть их дети ни в чем не нуждаются. Особенно это проявляется в семьях с хорошим достатком. Такие дети измеряют свою ценность количеством подарков: не купишь мне куклу – значит, не любишь меня! Дети с трудом переносят отказы, впадают в тяжелые эмоциональные состояния, которые не выдерживают родители. Дети научаются манипулировать, лишь бы заполучить желаемое. Последствия Дети превращаются в потребителей: дом завален игрушками, а им все мало. Опасность в том, что потом из таких детей могут вырасти люди, которые не умеют чувствовать и понимать свои потребности и выстраивать адекватную стратегию по получению желаемого (не манипулировать другими, а делать что-то значимое самому). Такие дети часто ничего не хотят, ни к чему не стремятся, потому что когда-то родители уж слишком быстро удовлетворяли их желания, не дав ребенку трансформировать импульсы неудовлетворенной потребности в энергию делания. Родители сверхщедростью компенсируют свое чувство вины: я много работаю, мало вижу ребенка, куплю ему игрушку, я же хорошая мама и очень люблю своего малыша .

Слайд 8

Вседозволенность Как проявляется Родители позволяют ребенку делать все, что ему хочется, при этом не принимая во внимание то, как эти действия скажутся на других. В таких семьях дети решают идти гулять (в гости) или нет, во сколько ложиться спать, что делать маме, когда ей смотреть телевизор. Нормой становятся: разрисованные стены во всем доме, разбросанные игрушки и одежда, прием пищи в любое время и где угодно, крик и дурное поведение в общественных местах. Почему возникает Родители считают, что детям важно самовыражаться и предоставляют им много свободы. Родители боятся, что дети столкнутся с непреодолимыми препятствиями, боятся нанести им какую-либо психологическую травму, поэтому воспитание уходит на задний план: практически нет границ дозволенного, ребенку не позволяют сталкиваться со сложными чувствами (отвлекают тут же, обвиняют кого-то другого, дают то, что ребенок требует и т.д.). Иногда родители позволяют так много ребенку не потому, что хотят воспитать свободную личность, а потому, что им самим очень важно быть хорошими и любимыми родителями. За вседозволенностью родители прячут страх навредить ребенку. Дети становятся главными в семье, родители спускаются на ступень ниже. Последствия Дети не видят границ дозволенного, не учатся уважать границы других, не получают навык проживания сложных чувств при столкновении с ограничениями, например, когда есть некие запреты. В результате, когда дети попадают в социум, они имеют множество проблем в отношениях со сверстниками и с другими взрослыми: им гораздо сложнее уступать, находить компромиссы, проживать чувства, отпускать через горевание ситуацию, где невозможно что-либо исправить, смириться.

Слайд 9

Сверхопека Как проявляется Родители преувеличивают опасности и недооценивают возможности ребенка с ними справиться: «Не лезь туда, упадешь! Не торопись, жуй хорошо, подавишься! Не делай уроки без меня, наделаешь ошибок…». Родители могут добиться того, чтобы освободить ребенка от занятий, к примеру, от физкультуры. Потому что считают, что занятия требуют от детей большого напряжения. Почему возникает Родителям нравится баловать детей и чрезмерно опекать их, выражая тем самым свою любовь. Такая сверхопека родителей связана со страхом, что если они не уступят желанию ребенка, то он может почувствовать себя нелюбимым. Родители, конечно, хотят добра и очень любят своих детей, но вот таким воспитанием они лишают веры ребенка в свои силы и в свои возможности, они внушают, что он сам ни на что не способен. Родители иногда идут на уступки ребенку или потакают, чтобы почувствовать себя любимыми и хорошими родителями. Последствия Родители приучают ребенка не принимать ответственность за себя и зависеть от других. Ребенок перестает что-либо делать сам, все время ждет поддержки. В итоге вырастают дети с заниженной самооценкой, со страхами. Им не позволили еще в детстве учиться на своих ошибках, на последствиях своих поступков, за них везде заступались, их от всего оберегали. В будущем такой стиль воспитания может привести ребенка к жертвенной позиции.

Слайд 10

Доминирование Как проявляется Родители прививают ребенку страх использовать свое мнение, они уверены в том, что ребенок не может и шагу ступить без их контроля и без их позволения. Здесь родители проявляют власть и позицию «НАД». Почему возникает У таких родителей наблюдается страх отпустить контроль, недоверие к ребенку, они уверены, что сам ребенок не справится. Но если сверопекающие родители делают «ЗА», то доминирующие чаще запрещают. Они часто жалуется на несамостоятельность своих детей (особенно подростков), но при этом продолжают доминировать, так как страх отпустить контроль намного сильнее проблем плохого поведения. Последствия Когда много контроля извне, ребенок совершенно не учится брать на себя ответственность, он вырастает инфантильным. У ребенка есть страх совершить ошибку и быть наказанным за нее, потому что постоянно в голове слова матери: «Я же тебе говорила!..». Дети таких родителей, становясь старше, могут восстать против них. Очень часто в подростковом возрасте родители сталкиваются с очень сильной агрессией, протестом и обесцениванием. Это дает ребенку хоть какое-то чувство превосходства, которого он был лишен все детство.

Слайд 11

Демократический ( эффективный ) стиль семейного воспитания Последствия Ребёнок вырастает активным, любознательным, ответственным, самостоятельным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми . У ребенка формируется п равильное , ответственное социальное поведение. Как проявляется Родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений; требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Слайд 12

1. Замена ограничений и запретов на правила поведения Методы общения с ребенком Ограничения и запреты (с «НЕ») Правила поведения (без «НЕ») Нельзя переходить улицу на красный свет Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора Не спеши во время еды Будем есть неторопясь Не кричи так громко Не рисуй на стене Не стучи по машинке Не мешай мне разговаривать по телефону Не балуйся в гостях Не перебивай взрослых Не режь клеенку Не рассыпай сахар

Слайд 13

2. Родительские установки Негативные установки Последствия Позитивные установки Горе ты мое! Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение. Радость ты моя! Нытик, плакса Внутренняя озлобленность , повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах. Поплачь, станет легче! Ты копия своего папочки! Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость , трудности в общении с родителями. Неумейка! Откуда у тебя только руки растут! Страхи, заниженная самооценка , неуверенность, низкая мотивация к деятельности . Ты обидел маму! Ты пло­хой, вот уйду от тебя к другому мальчику. Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества , нарушение сна. Только и слышу: «Купи! Купи!» надоел со своими просьбами! Агрессия, капризы, истерики.

Слайд 14

Ты- сообщение Я- сообщение Ну что у тебя за вид! Я не люблю когда дети ходят растрепанные и грязные. Ты меня утомил Я очень устал (а) Ты постоянно не можешь завязать шнурки Ты никогда не слу­шаешь меня, с тобой бесполезно что-то обсуждать Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой Ты опять не вынес мусор?! Ты очень поздно пришел с прогулки! Где ты задержался? Ты мне мешаешь, перестань ползать под ногами Ты слушаешь музыку очень громко 3 . Говорить о своем желании или проблеме в форме «Я - сообщение»

Слайд 15

Рекомендации Не принимайте воспитательных мер в плохом настроении. Четко определите, чего вы хотите от ребёнка. Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте оценку действию и сделайте паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал. Оценивайте поступок, а не личность (выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом).Дайте ребенку возможность понять, что сочувствуете ему и верите в него. Будьте твёрдыми в суждениях, но добрыми. Для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий ребенку в день.

Слайд 16

«Мишень рефлексии» Встреча была интересной и полезной Знания мне пригодятся в жизни Работу педагога-психолога я оцениваю Знания для меня были новые Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается! Лермонтов М.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...