Упражнения и игры для развития фонематического восприятия у детей.
презентация по коррекционной педагогике

Светлана Геннадьевна Ильиных

Как правило, дети дошкольного возраста не всегда способны различить правильное произношение от неправильного. И проблема неправильного произношения отдельных звуков может крыться именно в плохом развитии фонематического восприятия. Зачастую у дошкольников на слух плохо различаются звуки «С» и «Ш», «З» и «Ж», «С» и «Ц», «К» и «Г», «Т» и «Д» , «Б» и «П» и т.д.

Если фонематическое восприятие плохо сформировано, ребёнок запоминает, повторяет и пишет то, что ему слышится, а не то что ему на самом деле сказали.

Развитие фонематического восприятия у дошкольников можно развивать при помощи специальных игр и  упражнений. Они помогут детям распознавать неречевые звуки, их тональность, находить заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_fonematicheskoe_vospriyatie.pptx849.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонема — это звук, придающий слову конкретный смысл. Наличие фонематического восприятия подразумевает под собой распознавание звуков разных частей речи, необходимое, чтобы понимать смысл сказанного. Фонематическое восприятие — это способность, которая даётся с рождения. С её помощью можно : 1.Узнавать наличие конкретного звука в слове; 2.Различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.; 3.Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие . Узнать, хорошо ли развит фонематический слух у ребёнка можно самостоятельно. Для этого применяются два простых способа: Показать малышу карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки . Малыш должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п . Упражнения и игры для развития фонематического восприятия у детей: «Эхо» Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый сначала произносит отдельные звуки, слоги и слова. Затем можно включить в игру сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить. « Распознавание неречевых звуков» Эту игру можно проводить дома, на прогулке или в любой другой обстановке. Например, попросите малыша прислушаться и ответить: что шумит за окном? Сколько фонем он сможет различить? Что или кто их воспроизводит? Аналогично можно играть, используя музыкальные инструменты или запись их звучания.

Слайд 2

«Высота звучания» В этом упражнении детей учать различать тон издаваемых звуков. Вариантов упражнения много. Например, включите запись детской сказки про «Трех медведей» и попросите ребенка ответить, какой голос пренадлежит папе медведю, какой маме, какой малышу. «Распознавание похожих слов» Важно научить дошкольника не путать похожие слова и правильно произносить их, не заменяя звуки похожими. Покажите малышу картинку и произнесите название предмета, изображенного на ней, заменяя первый звук. Задача ребенка, услышав верное произнесение, хлопнуть в ладоши и произнести нужное слово правильно. «Звуки и цвета» Дайте дошкольнику 3-5 карточек разных цветов. Заранее объясните, что каждому звуку соответствует определенный цвет. Например, зеленый –А, красный – О, желтый – У и т.д. Так же можно дать ребенку карточки для дифференциации согласных звуков (С – Ш, К- Г, Ж – З и т.д.) Далее взрослый произносит отдельные звуки, слоги или слова. Ребенок должен поднимать карточку соответствующую заданному звуку. «Попугайчики» Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет в правильной последовательности всю слоговую дорожку, не заменяя звуки похожими по звучанию. Примерный речевой материал : Па - ба - па, та - да - да, та - та - да, ка - га - ка, ка - ка - та и т.п .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат участника вебинара "Роль интерактивной игры в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР"

Сертификат участника вебинара "Роль интерактивной игры в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР"...

Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019

В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов....

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены этапы работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. А также предложены игры для каждого из данных этапов работы....

Упражнения и игры на развитие фонематического восприятия.

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия. Представленные игры можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых....

Упражнения и игры по развитию фонематического восприятия у детей 5-7 лет

Материал представлен в виде картотеки и направлен на развитие фонематического слуха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями....

Упражнения и игры для развития фонематического восприятия у дошкольников, в которые можно поиграть родителям с ребенком дома.

Рекомендация родителям по развитию фонематического восприятия у дошкольников. Рекомендованы упражнения и игры для разных этапов в развитии фонематического восприятия....