Упражнения и игры по развитию фонематического восприятия у детей 5-7 лет
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Шуть Елена Владимировна

Материал представлен в виде картотеки и направлен на развитие фонематического слуха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematika.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Где звук?

Цель: нахождение места звука в слове.

Оборудование: полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, кружок или фишка.

Описание игры: педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь усвоив это, можно взять слова, в которых заданный звук в середине.

Кто больше?

Цель: нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование: сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры: педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с) за каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Красный - белый.

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет, – поднимают белый кружок.

Поймай рыбку.

Цель: активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (предмет вырезан по контору), удочка с магнитом. Скрепки прикрепляются к картинкам.

Описание игры: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы, называют их, определяют наличие или отсутствие необходимого звука, его место в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Кто внимательнее?

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: картинки на определенный звук.

Описание игры: дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимает руку» затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука с, назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они должны придумать слова с этим звуком.

Кто больше слов придумает?

Цель: активизация словаря, автоматизация  разных звуков.

Оборудование: мяч, фанты.

Описание игры: педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Найти место для своей картинки.

Цель: активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование: картинки, в названии которых, например, есть звуки ш и ж.

Описание игры: дети сидят за столами. Педагог показывает им картинку, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж... «Эту картинку я кладу справа. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш или ж. Если услышите ш, то картинку кладем слева, а если ж, то справа». Использовать картинки, где слова пишутся и произносятся одинаково.

Отстукивание слогов.

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо, громко слово, например, колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Звенит – жужжит.

Цель: дифференциация звуков з/ж.

Оборудование:-------------------------

Описание игры: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

Будь внимателен.

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т.д.

Описание игры: обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается вначале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры необходимо менять порядок слов, чтобы дети не запоминали механически.

Телеграф.

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Описание игры: педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди передавать их в другой город по телеграфу». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (машина, стол, дверь). Только после такой предварительной работы детям можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

Угадай слово.

 Цель: составление слов с определенным количеством слогов.

Оборудование: -------------------------

Описание игры: дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем отгадывать слова. я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен отгадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать самому. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-либо ребенка.

«Угадай, чей голосок».

Цель: Определение товарища по голосу; развитие координации движений.

Ход: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстояние спиной к детям сидит водящий ребенок с игрушечным медведем (куклой). Логопед просит кого-либо из детей позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он остонавливается перед позвавшим и рычит (произносит «мама»). Тот, кого узнали, получает мишку и садится водить.

«Улиточка».

Цель: Узнать товарища по голосу.

Ход: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, произносит: «Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе хлеба иль кусочек пирога. Угадай, кто я». Тот, чей голос узнали, сам становится «улиточкой».

«Кто это говорит?».

Цель: учить детей отгадывать говорящих персонажей стихов по особенностям произнесения тех или иных слов.

Оборудование: Стихи-загадки.

  1. «Что за крики у пруда?

-Ква-су, ква-су нам сюда!

Ква-ква-ква-су, просто ква-су!

Надоела нам вода!»

  1. «-Откуда идешь ты, кумушка?-

-С базара домой, соседушка!»

-«А что ты купила?-

-«Всего понемножку:

Купила ква-пусту,

Ква-соль и ква-ртошку.»

Ход: Логопед читает стихи, а дети по произнесению отдельных слов догадываются, кто герои стиха (лягушки, т.к. они произносят звукопроизношение «ква»).

Угадай, кто это».

Цель: Узнать товарища по голосу при произнесении звукоподражаний.

Ход: Дети стоят по кругу. Вдущий в центре, с закрытыми глазами идет в любом направлении, пока не наталкивается на одного из детей. Тот ребенок кричит любое звукоподражание («ав-ав», «ку-ку» и т.п.). Водящий должен ребенка узнать. Тот, кого узнали, становится водящим.

«Улавливай шепот».

        Цель: Развитие остроты слуха.

        Ход: Дети выстраиваются в одну шеренгу, логопед отходит на расстояние 3-6 метров, встает напротив детей и внятным шепотом (уловимым только в том случае, если аждый активно вслушивается) отдает команды: руки вверх, в стороны, вниз и т.п. Дети выполняют команды.

«Слова могут звучать тихо и громко».

        Цель: Учить детей различать на слух громкость произнесения слов и фраз; поупражнять детей в признесении слов и фраз с различной громкостью.

        Ход: Логопед три раза произносит любую чистоговорку, потешку или считалку: сначала громко, потом тише, затем шепотом. Каждый раз дети определяют с какой громкостью произнес логопед фразу. Затем логопед предлагает произносить детям слова с разной степенью громкости.

«Угадай, чей голосок?».

        Цель:  Различать степень громкости звукоподражаний; учить детей произносить звукоподражания с разной степенью громкости.

        Ход: Логопед, имитируя голоса животных, т.е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто кричит. Дети отгадывают животное. Затем логопед произносит звукосочетание громко или тихо, предлагает детям определить мама или детеныш кричали (например: «ква» громко - «мама-лягушка»; «ква» тихо - «лягушонок»). Затем дети произносят фразу типа: «Лягушка кричит громко, а лягушонок - тихо!».

«Где кукует кукушка?».

        Цель: Различать на слух громкость произнесения звукоподражаний; умение соотносмть громкость звучания с растоянием до звучащего объекта.

        Ход: Логопед сообщает, что дети должны закрыть глаза и представить, что они в лесу, где кукует кукушка. Логопед произносит с разной степенью громкости «ку-ку!», а дети определяют близко кукушка, далеко или совсем рядом.

«Найди ошибку».

Цель: Воспитание внимания к слову; накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и его действия.

        Оборудование: Игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь и другие.

        Ход: Логопед показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Коза читает». Дети говорят, что такого не бывает. Коза может есть траву, бодаться, спать. Затем детям предлагают другие словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пишет, ежик летает.

«Слушай и выполняй».

        Цель: Развитие понимания словесных инструкций, фразовой речи и ориентироваться в макропространстве.

        Ход: Логопед 1-2 раза называет несколько различных движений (одно-пять), не показывая их. Водящий ребенок должен их проделать в той последовательности, как они были названы. Затем произнести, что он делал.

«Кто лежит (бежит, прыгает)?».

        Цель: Воспитание внимания к слову; накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и его действия.

        Ход: Логопед ставит детей полукругом и говорит: «Я буду говорить, кто лежит, а вы внимательно слушайте. Я могу ошибиться, сказать неправильно, например «кошка летит». Когда я скажу правильно-произносите слово «да», а когда неправильно-«нет». В начале игры водит логопед, потом водящим может быть ребенок. Игра проводится в разном темпе: сначала-медленно, затем быстро.

Принеси игрушки».

        Цель: Воспитание умения вслушиваться в речь взрослого, понимать смысл просьбы; развитие фразовой речи.

        Оборудование: Мелкие игрушки.

        Ход: Логопед сидит с детьми на ковре и просит кого-либо из детей принести со стола игрушки: «Марина, принеси два гриба». Ребенок выполняет задания и говорит, что сделал. В знак поощрения другие дети аплодируют.

«Угадай, как надо делать?».

        Цель: Развивать умение определять на слух изменение темпа речи; учить детей выполнять движения в соответствующем темпе.

        Ход: Логопед несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в каком говорит логопед. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и другие.

«Дождик».

        Цель: Различать на слух скорость произнесения звукоподражаний, а также произносить звукоподражания в разном темпе.

        Ход: Логопед говорит детям, что во время дождя дождинки стучат по крыше. Когда дождь только начинается, капли капают редко («кап-кап-кап» медленно, немного растягивая, с паузами). А когда идет сильный дождь, то капли стучат по другому («кап-кап-кап» в быстром темпе). Дети также учатся произносить звуки капель быстро и медленно. В дальнейшем логопед произносит звукоподражания в разном темпе, а дети отгадывают, начался дождь только что или идет давно и сильный. Повторяют упражнение 3-4 раза.

«Угадай, какой поезд».

        Цель: Учить детей  определять скорость звучания звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

        Оборудование: Картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.

        Ход: Логопед показывает картинки с изображением разных поездов и говорит: «Когда идет товарный поезд, то его колеса звучат так («тук-тук-тук»- медленно). Пассажирский поезд идет немного быстрее, колеса звучат так («тук-тук-тук» в умеренном темпе). А скорый поезд едет очень быстро, колеса стучат так («тук-тук-тук» очень быстро). Затем логопед произносит звукосочетание в разном темпе, а дети отгадывают, какой движется поезд. Дети также учатся произносить «тук-тук-тук» быстро и медленно.

«Топ-топ-топ».

        Цель: Определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

        Ход: Логопед предлагает детям сначала послушать как «маленькие ножки бежали по дорожке» (произносит «топ-топ-топ» в быстром темпе), а затем как «большие ноги топали по дороге» («топ-топ-топ»- медленно). После этого логопед произносит данное звукосочетание то быстро, то медленно, а дети отгадывают, какие ноги топали по дороге - большие или маленькие. Логопед также добивается, чтобы все дети сами умели произносить звукосочетание быстро и медленно.

«Летит ползет»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание; накапливать и уточнять слова, обозначающие действие.

Оборудование: карточки с изображением насекомых: бабочка, стрекоза, муравей, гусеница, жук.

Ход: разложите картинки с насекомыми и предложите ребенку поиграть: «Когда я скажу слово „летит", называй летающее насекомое и показывай его „фотографию", а когда говорю „ползет", то называй и показывай „фотографию" ползающего насекомого».

«Дай ромашке попить»

Цель: выделять звук [А] из ряда звуков [У, О].

Оборудование: картинки с изображением лейки (рисунок вырезать по контуру), ромашки в горшке.

Ход: поставьте перед ребенком картинку с изображением ромашки и прочтите стихотворение:

Вот ромашечка в горшочке,

 Я ее нашел.

Дам попить я ей из лейки,

 Будет хорошо.

Скажите: «Ромашка очень любит пить. Она пьет много и часто. Когда она хочет пить, то поет песенку: „А". Я дам тебе леечку, если ты услышишь песенку ромашки, то полей ее водичкой из лейки». Произносите: «А-У-О; У-О-А; О-А-У». Когда ребенок услышит песенку ромашки «А», он «поливает» ее.

«Домашний оркестр»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание, память, чувство ритма; обогащает словарь существительными по лексической теме «Посуда».

Оборудование: чашка, ложки, тарелка, кастрюля.

Ход: сообщите, что сегодня будете играть на инструментах, но не на музыкальных, а «домашних», и дайте ребенку посуду.

Спросите: «Как можно назвать одним словом эти предметы?» — «Посуда».— «Мы будем играть на посуде. Ты оркестр, а я дирижер. Я буду показывать, как играть, а ты повторяй за мной».

Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами.

«Отгадай слово»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание, фонематический слух, слоговой анализ; закрепляет представления о правилах дорожного движения.

Оборудование: светофор, руль на каждого ребенка, жезл регулировщика.

Ход: дайте ребенку руль и сообщите, что он сегодня будет «работать» водителем, а вы — регулировщиком. Скажите: «На дороге — светофор. Если регулировщик включает зеленый свет, машины едут. Если включен красный свет — машины останавливаются».

Регулировщик предлагает ребенку отгадать слово (произносите слово наоборот, например: кос (сок), лок (кол), кус (сук), асо (оса) и т. д.). Если водитель отгадывает) слово, на светофоре загорается зеленый свет и можно продолжать движение.

Игру повторите несколько раз.

«Где живет Маша?»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание, память, количественные представления.

Обобщение: карточки с изображением домов 1-, 2-, 3-, 4-, 5-этажных, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Ход: сообщите ребенку, что сегодня пойдете в гости к кукле Маше, но вы забыли, в каком доме и на каком этаже она живет, и предложите ему найти ее квартиру.

Перед ребенком положите картинки с домами, это будет «улица». Попросите ребенка внимательно послушать, сколько раз вы хлопнете, и найти дом с таким количеством этажей. После того как ребенок найдет нужный дом, предложите ему расставить номера этажей в доме, начиная с первого.

Опять попросите послушать, сколько раз вы хлопнете, и определить, на каком этаже живет Маша. Ребенок считает количество хлопков и называет этаж, на котором живет Маша.

Примечание: игру следует начинать с двух хлопков и постепенно увеличивать до пяти.

«Назови свою улицу»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание; слоговому анализу слов.

Обобщение: барабан или бубен.

Ход: предложите ребенку вспомнить название улицы, на которой он живет, и передать его по «телеграфу» (отстучать на барабане столько раз, сколько слогов в названии улицы).

Если улица имеет сложное название, можно отстучать слово «улица» или любое другое.

«Сломанный телевизор»

Цель: продолжает развивать фонематический слух, анализ и синтез.

Оборудование: телевизор из картона с отверстием на месте экрана.

Ход: расскажите, что вчера сломался телевизор и поэтому диктор говорит слова не полностью, «проглатывает» звуки. Предложите починить телевизор: послушать неправильные слова и произнести их полностью.

Поставьте перед собой экран телевизора и как диктор прочитайте слова, не произнося звуки, данные в скобках: «(и)ней, (у)сы, (а)птека, (и)мя, (а)втобус, комо(к), вени(к), жаке(т), колобо(к)» и т. д. Ребенок произносит слова полностью.

Примечание: начинайте с трех слов, постепенно доводя до шести слов.

«Жадина»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание; выделять и дифференцировать звуки [Т], [П], [М], [Н] в обратных слогах, соотносить с буквой.

Оборудование: карточки с буквами «Т», «П», «М», «Н» на каждого ребенка.

Ход: в игре участвуют трое и более детей. Раздайте детям карточки с буквами и скажите: «Сейчас я буду читать чистоговорки, а вы внимательно слушайте и поднимайте ту букву, которая обозначает согласный звук в слогах чистоговорки». Медленно и четко прочтите чистоговорки:

АТ-АТ-АТ — кушаю салат.

УП-УП-УП — съем я вкусный суп.

АН-АН-АН — возьму я и банан.

АМ-АМ-АМ — никому не дам.

АН-АН-АН — положу в карман.

Спросите, как называется человек, который ни с кем не делится. Хорошо ли он поступает?

«Что сказал врач?»

Цель: развивать слуховую память.

Оборудование: атрибуты врача (белая шапочка, повязка на руку с красным крестом, трубка для прослушивания дыхания и т. д.).

Ход: в игре участвуют трое и более детей. Выберите водящего, наденьте на него шапочку, повязку врача и скажите участникам игры: «Сегодня к нам пришел врач, он хочет проверить, здоровы ли вы. Врач произнесет слова, а вы внимательно слушайте и запоминайте, а потом повторите».

На ухо водящему произносите фразы. Водящий говорит эти фразы вслух, а дети запоминают их и повторяют.

Начинать можно с одной фразы и доводить до 3-4.

Примеры фраз: открой рот, покажи язык, покажи живот, подними руки.

«Мамин праздник»

Цель: развивает фонематический слух, анализ и синтез.

Оборудование: картинки с изображением астры, утки, ириса, обруча или любые другие картинки, названия которых начинаются со звуков [А], [У], [О], [И].

Ход: напомните ребенку, что скоро праздник мам, и предложите вместе подумать, что можно подарить.

Покажите картинки и спросите: «Какой из этих подарков ты подаришь маме Оле (произнесите имя, выделяя голосом первый звук)?» Ребенок выбирает картинку со звуком [О] в начале слова (обруч). «А какой подарок подаришь маме Ане?» — «Астру».— «А что ты подаришь маме Инне?» - «Ирис».- «Маме Уле?» - «Утку».

«Кукла будет пить чай»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание; различать бытовые шумы (шуршание фантиков, звон чашек).

Оборудование: игрушечный столик, кукла, конфеты, стеклянные чашки, металлический чайник.

Ход: поставьте перед ребенком столик, куклу, прочтите рифмовку:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли!

Мы не зря компот варили,

Пироги пекли!

Скажите, что к кукле Маше придут гости и она хочет накрыть на стол, чтобы угостить их чаем. Но она закрыла дверь в свою комнату, мы ничего не видим, а можем только послушать и сказать, что же она ставит на стол.

Закройте ширмой кукольный стол с куклой Машей и ставьте на него по очереди, гремя, чашки, чайник, пошуршите фантиком. После слухового предъявления каждого предмета ребенок должен отгадать, что шумело.

«Цапли и воробушки»

Цель: определять темп звучания бубна; выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Оборудование: бубен, две картинки: шагающая цапля и скачущий воробей.

Ход: покажите ребенку картинку с цаплей и скажите: «У цапли ноги длинные, и ходит она медленно, как звучит сейчас бубен». Медленно постучите в бубен и попросите ребенка изобразить походку цапли.

После этого покажите ребенку картинку, на которой нарисован скачущий воробей, и скажите, что воробей прыгает быстро, так же как звучит бубен. После этого измените темп звучания бубна, а ребенок должен запрыгать, как воробей, в соответствии с темпом.

Игру проведите три раза, изменяя темп звучания бубна.

«Лыжная прогулка»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание, фонематический слух; выделять ударный гласный звук в начале слова.

Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, куклы или картинки с изображением детей.

Ход: скажите: «Сегодня мы совершим прогулку на лыжах и возьмем с собой друзей (покажите кукол или картинки с изображением детей). Мы будем вместе кататься, а пока мы едем, я буду читать стихотворение и называть имена кукол. Ты остановишься тогда, когда услышишь имя, начинающееся со звука [А]».Вместе с ребенком имитируйте бег на лыжах, прочтите рифмовку:

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу.

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой!

Аня.

Когда вы читаете стихотворение, ребенок «бежит» на лыжах. Он останавливается, если вы произносите имя со звуком [А] в начале слова. Примеры имен: Оля, Ася, Аля, Ося, Инна, Анна.

«Лесное происшествие»

Цель: развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: карточки с гласными буквами «А», «У», «О», «И».

Ход: скажите ребенку: «Сегодня прилетала сорока и принесла на своем хвосте такую новость. В лесу происшествие — волк съел начало всех слов, и теперь животные не могут разговаривать, так как ничего не понимают. Давай поможем нашим лесным друзьям, найдем начало слов. Я буду говорить слово без первого звука, а ты поднимай букву, обозначающую недостающий звук, и называй слово полностью».

Произнесите слова: (о)кна, (у)голь, (и)гры, (а)ист, (и)зюм, (а)втобус, (о)бувь, (у)лица, <о)слик. Ребенок должен поднимать буквы, соответсвующие первому звуку в слове, и произносить его полностью.

Примечание: сначала предложите ребенку по одному слову на каждый звук, потом можно увеличить количество слов. Для облегчения задачи можно дать зрительную эпору (картинки).

«Песни леса»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание, фонематический слух; выделять гласный [у-у-у—] из ряда гласных звуков.

Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.

Ход: предложите ребенку совершить прогулку в лес: «Сейчас мы пойдем гулять в лес, там живет много животных и птиц. Каких лесных обитателей ты знаешь? (Ребенок называет диких животных и птиц.) Поэтому лес живой, в нем все время ведется разговор и слышны разные песенки, но если ты услышишь песенку волка, то сразу прячься».

Ребенок «гуляет», а вы, закрыв экраном рот, произносите ряд гласных звуков. Когда вы поете [У-У-У], он прячется.

Игру повторить 5-6 раз.

«Жмурки с голосом»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание; определять направление звука.

Оборудование: повязка или маска лисы.

Ход: предложите ребенку вспомнить и сказать, каких он знает домашних птиц (утка, гусь, курица, петух, индюк). Спросите, как они «разговаривают».

Предложите ребенку поиграть. Завяжите ему глаза или оденьте маску лисички так, чтобы глаза были закрыты. Вы же в игре будете превращаться в домашних птиц. Ребенок произносит: «Рыжая лисичка пришла за птичкой».

Вы передвигаетесь по комнате, при этом то пищите, как цыпленок; то кукарекаете, как петух; то гогочете, как гуси; то квохчете, как курица. Когда «лисичка» вас поймает, вы должны подать голос, а ребенок угадывает, какую птичку он поймал.

Усложнение: игру проведите с группой детей, предложите каждому из них роль определенной птицы.

«Повторялки»

Цель: продолжает развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.

Оборудование: экран для губ, мяч.

Ход: скажите ребенку: «Сегодня мы пойдем гулять в лес. А там живет эхо. Ты знаешь, что это такое? Сейчас мы с ним познакомимся. Мы с тобой по очереди будем произносить любое слово». (Ребенок произносит слова, а взрослый повторяет за ним, изображая эхо.)

Скажите: «Эхо повторяет за всеми слова, но живет оно не везде». Предложите ребенку поменяться ролями, теперь ребенок изображает эхо, повторяя за вами группы слогов (прямые, обратные, два слога, три слога): ПА-ПУ, ПА-ПО; ПУ-ПА-ПО; АП-УП, ОП-ИП; ИП-ОП-АП и т. д. При произнесении слогов прикрывайте губы экраном.

Усложнение: проведите игру с мячом. Произносите слоги и бросайте мяч ребенку. Он должен поймать мяч и повторить слог, который вы сказали, бросая мяч (для детей среднего дошкольного возраста).

«Заводные игрушки»

Цель: дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; продолжает развивать мелкую моторику.

Оборудование: ширма, заводные игрушки: лошадка и паровозик.

Ход: I вариант. Покажите ребенку игрушечную лошадку. Объясните, что лошадка может скакать и ржать: «И-И-И». Покажите ребенку игрушечный паровозик. Скажите, что паровозик едет по рельсам и гудит: «У-У-У».

Предложите поиграть с игрушками. Заведите лошадку, предложите ребенку изобразить, как ржет лошадка. Заведите паровозик, пустите его по рельсам, а ребенку предложите изобразить гудок паровоза: «У-у-у».

Предложите ребенку поиграть в игру «Угадайка». Объясните, что вы закроете рот экраном и будете произносить звуки, а он должен повторить услышанный звук и сказать, чей это голосок.

II вариант: после внимательного прослушивания звука ребенок повторяет услышанный звук и показывает картинку с изображением гудящего паровоза или ржущей лошадки.

«Птицы»

Цель: выделять звук [У] в звукоподражаниях; дифференцировать звукоподражания.

Оборудование: игрушки или картинки с изображением кукушки, голубя, петуха, филина, рыбы.

Ход: I вариант. Покажите ребенку картинки, назовите птиц. Предложите ему хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [У] в песне птиц. Прочтите стихотворение, голосом выделяя звукоподражания:

Кукушка кукует:

Ку-ку, ку-ку.

Голубь воркует:

Гу-гу, гу-гу.

Петух зорюет:

Ку-ка-ре-ку.

Филин кричит в ночи:

 Угу-угу.

II вариант: разложите перед ребенком картинки с птицами, за ширмочкой изображайте крик птиц по очереди и спрашивайте: «Какая птица кричала?» Ребенок должен показать соответствующую картинку и назвать эту птицу.

«Паровозик»

Цель: выделять звук [У] из ряда других гласных звуков; активизировать в речи глаголы настоящего времени: «бежит», «гудит».

Оборудование: экран; игрушка паровоз; картинка с изображением паровоза.

Ход: покажите ребенку игрушечный паровоз. Прочтите рифмовку:

Паровозик наш бежит

И гудит, гудит, гудит.

Предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит «гудок» паровоза (звук [У]). При произнесении звука [У] прикройте рот экраном. Звуки произносите неторопливо и четко: «[А], [У], [А], [О], [И], [Ы], [У]».

Усложнение: измените игровые действия (покатайте паровоз, спойте песенку паровоза вместе с ребенком). Предложите ребенку покатать большой паровоз, когда он услышит звук [У], произнесенный громко, покатать маленький паровозик, когда услышит звук [у], произнесенный тихим голосом.

Покажите картинку, изображающую игрушечный паровоз. Погудите, как паровоз: «У-у-у».

«Успокой Таню»

Цель: выделять звук [А] из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени: «плачет», «уронила».

Оборудование: ширма, кукла, мячи.

Ход: покажите ребенку куклу Таню. Прочтите отрывок стихотворения:

Наша Таня громко плачет:

А-А-А!

Уронила в речку мячик.

Предложите ребенку успокоить Таню тогда, когда она заплачет. Четко, не торопясь, произнесите ряд гласных звуков: «[А], [У], [И], [А], [О], [А]».

Предложите ребенку поднять над головой куклы Тани мячик тогда, когда он услышит звук [А].

Усложнение: измените порядок произнесения гласных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат участника вебинара "Роль интерактивной игры в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР"

Сертификат участника вебинара "Роль интерактивной игры в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР"...

Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019

В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов....

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены этапы работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. А также предложены игры для каждого из данных этапов работы....

Упражнения и игры на развитие фонематического восприятия.

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия. Представленные игры можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых....

Картотека "Развивающие игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи".

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...

Упражнения и игры для развития фонематического восприятия у дошкольников, в которые можно поиграть родителям с ребенком дома.

Рекомендация родителям по развитию фонематического восприятия у дошкольников. Рекомендованы упражнения и игры для разных этапов в развитии фонематического восприятия....