Использование материала с моторным планированием в дошкольном возрасте
методическая разработка по коррекционной педагогике
Значение и основные направления использования моторных программ в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«В определённом смысле моторное (двигательное) планирование – это
наивысшая и самая сложная форма функционирования мозга у детей»
Э. Джин Айрес «Ребёнок и сенсорная интеграция»
Моторное планирование – это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность.. По мере того, как человек осваивает навык, потребность в активном моторном планировании каждого отдельного этапа сходит на нет. Такой навык становится автоматизированным и не нужно тратить свои ресурсы на обдумывание того, как мы его осуществляем.
Для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий. Что касается развития у ребёнка речевой деятельности и актикуляционной моторики, то они также требуют сложных механизмов контроля за органами речи, до тех пор, пока эти умения не станут навыком. И произношение звуков, слогов, слов требует планирования моторного действия под контролем ЦНС, для этого необходима отлаженная правильная вестибулярная и проприоцептивная обратная связь. Речевой акт- это сложная схема мелких движений, требующая больших навыков и постоянной практики. Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Оно требует произвольного внимания и тесно связано с когнитивными функциями.
У большинства детей с различными речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования Ребенку с моторными дисфункциями трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной последовательности артикуляционных моторных схем, детям с речевыми нарушениями требуются усилия для выполнения правильных действий речевыми органами, множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки. Также тяжело приобретённые навыки переносятся в новую и незнакомую для ребёнка ситуацию. Это настолько расстраивает ребенка, что он избегает выполнения новых не свойственных ему, незнакомых моторных схем. Встречается также, случаи нарушения контроля выполнения движений, ребенок не понимает на каком этапе совершил ошибку и не видит способа ее исправить.
Для реализации этих задач в своей работе мы используем программы моторного планирования на уровне общего, кистевого и пальцевого, и артикуляционного праксиса. Существует тесная взаимосвязь и зависимость речевой и моторной деятельности, следовательно, необходимо уделять особое внимание развитию общей и мелкой моторики наравне с артикуляционной. Коррекция звукопроизношения происходит значительно медленнее, если не учитывается этот факт. Кроме того, известно, что в онтогенезе сначала ребенок овладевает движениями руками и ногами, потом пальцами, а затем уже и органами артикуляционного аппарата. Поэтому и мы на своих занятиях двигаемся от простого к сложному, выстраиваем и наращиваем нейронные связи, переводя моторные программы в двигательные стереотипы.
Представленный нами подход значительно ускоряет процесс введения в речь закрепляемых звуков, благоприятно воздействует на мозговые структуры, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, способствует развитию познавательных процессов, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Систематичное включение моторных программ в структуру логопедического занятия улучшает сенсомоторный контроль и делает занятие более интересным и продуктивным.
Виды моторных программ для детей:
- Хватательные движения. Захватывание предмета разной формы всей ладонью, щепотью (тремя пальчиками) или двумя пальчиками (пинцетный захват).
- Развитие соотносящих действий. Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрёшки и другие подобные игрушки).
- Развитие движений пальчиков рук. Сортировка мелких предметов, игры с крупами и песком (пересыпание из посуды в посуду или с помощью лопаток).
- Двигательные упражнения. Преодоление препятствий, зеркальное копирование движений и поз, движения на координацию, упражнения на балансировочной доске.
- Артикуляционная моторика. Различные артикуляционные упражнения, выполняемые с помощью языка, губ, зубов, щёк, нижней челюсти.
- Выстраивание визуально-ритмических рядов. Последовательное выкладывание предметов способствует развитию чувства ритма, слухового, зрительного и пространственного восприятия, мелкой моторики и других навыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение с использованием математического материала с детьми старшего дошкольного возраста
Развлечение основано на методе соревнования двух команд. Можно использовать в качестве итогового занятия....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (конструирование из бросового материала) с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Подснежники»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (конструирование из бросового материала) с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Подснежники»Демонстрац...

Мастер -класс «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста».
Повышение профессиональной компетентности родителей в вопросах мелкой моторики в домашних условиях.....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста»
Цель консультации - познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития у детей младшего дошкольного возраста....

Программа по инновационной деятельности с использованием природного материала с детьми раннего дошкольного возраста.
Программа по развитию речевой активности у детей раннего дошкольного возраста с использованием природного материала....

Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста».
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей в вопросах мелкой моторики в домашних условиях. Задачи: 1.Активизировать самостоятельную работу родителей. Дать им возможность заимствов...
Мастер- класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста»
Мастер- класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста»...