"Сказка как средство развития коммуникативно - речевой компетентности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Использование сказкотерапии как технологии в работе с детьми с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 351.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №124
Методическая разработка
«Сказка как средство развития коммуникативно - речевой компетентности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Возрастная группа: дети дошкольного возраста 5-7 лет
Подготовили:
учитель-логопед Безносова Анна Владимировна
педагог-психолог Давыдова Ирина Валерьевна
г.Иркутск,2023 г
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти
в действительность новыми путями,
может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение».
Д. Родари.
Тип проекта: информационно - творческий, групповой
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Возраст:5-7 лет
Участники проекта: дети группы с ТНР, воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, родители группы
Актуальность проекта
Речь является важным условием и средством коммуникации. Коммуникация это смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. Ребёнок, постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной среде по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Сказкотерапию можно использовать как материал для формирования у детей навыков и умений во всех образовательных областях.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. Сказка учит думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Слушая рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно! Если сказки играют важнейшую роль в развитии воображения и несут в себе воспитательное значение, тогда они помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, научат думать, оценивать поступки и действия героев.
Проблема
Опыт нашей работы в детском саду показывает, что современные дети очень мало знаю сказок, так как основное время они проводят перед телевизором или игрой на планшете, сотовом телефоне. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются огромным потоком нужной и ненужной информацией, что способствует проявлениям гиперактивности, неусидчивости, не умению друг с другом договариваться, необщительности. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что дети плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.
Особую сложность вызывает эта проблема при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Они не могут выстроить полноценное общение.
В тоже время, общению придается важное значение в процессе их социальной адаптации. Большинство детей с нарушениями речи с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
Именно поэтому особую значимость приобретает использование сказок для развития речи детей, имеющих нарушения речи. При этом использование ИКТ в ДОУ в основном предполагает коллективное взаимодействие, что позитивно сказывается на развитии коммуникативных навыков детей.
Использование сказкотерапии как технологии в работе с детьми с нарушениями речи не нова, но до сих пор актуальна, эффективна и привлекательна для детей.
Включение сказки во все виды деятельности при работе с детьми и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов существенно влияют на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цели и задачи проекта
В ходе реализации данного краткосрочного проекта посредством взаимодействия педагогов, работающих с детьми группы ТНР (воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога), обеспечить более успешное решение коррекционно-образовательных задач.
Цель проекта: использование сказки для формирования у ребенка потребности в общении и овладении способами коммуникации.
Задачи:
- создание условий для проявления речевой коммуникации;
-обогащение словаря, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- воспитание нравственных качеств: доброты, взаимопомощи, терпимости
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»:
- создать условия для формирования у детей познавательного интереса к сказкам;
«Речевое развитие»:
- развивать связную (монологическую и диалогическую) речь;
- пополнять словарный запас образными выражениями, сравнениями, метафорами, эпитетами для описания природы, передачи настроения, характера и поведения героев, используемыми в сказках.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям сказок;
- способствовать нравственному воспитанию детей через обсуждение поступков героев сказки;
- культуру межличностного общения;
- закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонацию);
«Художественно-эстетическое развитие»:
- реализовать самостоятельную и совместную творческую деятельность детей по данной теме;
- обогащать развивающую предметно – пространственную среду в группе;
«Физическое развитие»:
- способствовать физическому развитию и эмоциональному здоровью детей посредством игр различной подвижности.
Методы и приемы реализации проекта
Наглядные
-рассматривание иллюстраций
-просмотр презентаций
Словесные
-чтение художественной литературы
-беседы, рассуждения
-разгадывание загадок
-речевые игры и упражнения,
Практические
-раскраски
-инсценировка сказок
-рисунки
-поделки
Совместная деятельность детей и родителей
-Беседы с родителями
-Консультации для родителей
-Совместная творческая деятельность
Обеспечение проекта
Материально-техническое оборудование:
-Мультимедиа;
-Материалы для продуктивной деятельности
Учебно-методическое
-Детская художественная литература
-Методическая литература
-Дидактические, настольные игры
-Выставки книг, рисунков, поделок
Ожидаемый результат проекта
- У детей появляется потребность в эмоциональном общении со сверстниками и взрослыми, развивается познавательная активность, творческие способности, более успешно идет работа по коррекции речевых нарушений.
- Формируются коммуникативные навыки учебного сотрудничества.
- Взаимодействие между взрослыми и детьми становится более гармоничным.
Этапы и содержание проекта
Подготовительный этап:
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
- Организация предметно-развивающей среды в группе;
Пути реализации
- Оформление уголка «Сказочная страна»
- Разработка конспектов НОД, досуговых развлечений
- Создание развивающей среды в группе
- Консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы
Содержание работы с детьми:
- Чтение и прослушивание аудиозаписей разных сказок.
- Рисование детьми героев сказок, изготовление с детьми «театра на бутылочках» (по разным сказкам)
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Содержание работы с родителями:
1. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
2. Чтение сказок с детьми.
3. Помощь в пополнении книжного уголка сказками
Основной этап
(проведение в рамках НОД и досуговых мероприятий)
Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе
Пути реализации
1. Рассказывание сказок детьми по ролям с использованием различных театров: настольного, пальчикового, перчаточного, теневого, «на бутылочках».
2. Инсценировки сказок по выбору детей.
3. Подвижные игры: «Кот, петух и лиса», «Леший», «Мальчик с пальчик» и т.д.
4. Дидактические игры и коммуникативные упражнения: «Назови сказки», «Из какой сказки сюжет?», «Чей предмет?», «Кто в какой сказке живет».
5. Пальчиковые игры: «Козлик», «Перчатки и мышата», «Шла кукушка».
6. Выполнение совместно с родителями рисунков по теме (домашнее задание). Изготовление костюмов.
6. Консультация для родителей : «Значение сказки в жизни ребенка»
Заключительный этап
1. Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»
2. Инсценировка сказки «Чипполино»
3. Коллективная работа - книга своими руками по сказке «Аленушка и лиса»
В группе создан уголок «В гостях у сказки». Родители пополнили библиотеку в группе сказками, дидактическими, настольными играми на данную тему.
Выводы
Реализация данного проекта очень понравилась и детям и взрослым – его участникам, все с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. У детей появилась потребность общаться друг с другом в ходе самостоятельной деятельности (в играх в группе, на прогулке): дети разыгрывают знакомые сказки с помощью различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают свои сказки (при этом используют атрибутику, изготовленную ими совместно с педагогами или с родителями ). Речь детей стала более эмоционально окрашена, т.е. стало доступно свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь, проявляют эмпатию. Родители проявили инициативу и творчество в совместно с детьми.
Проект показал, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников, особенно с речевыми нарушениями.
Положительных результатов работы с детьми удалось добиться в совместной деятельности с родителями. Взаимодействие между детьми, воспитателем и родителями осуществлялось на уровне партнерства.
Таким образом, использование сказок в работе с детьми с нарушениями речи помогает решать основную проблему детей - социализация или социальная адаптация и реабилитация данной категории детей.
Литература
- Алябьева Е.А. «Тематические недели в детском саду» М.: Творческий центр 2011 г.
- Ушакова О.С. «Знакомим с литературой» М.: Творческий центр 2011 г.
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»
- · Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005. · Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014
Коллективная работа книга
«Аленушка и лиса»
Рисование любимых героев сказок
«Театр на бутылочках»
Инсценировка сказки «Чиполлино»
Приложение 1
Подвижные игры
Подвижная игра «Теремок»
Оборудование: маски героев сказки.
Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.
Дети поднимают сцепленные друг с другом руки и говорят слова:
«Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдет в него зверек,
Так захлопнется замок».
Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми. Игра проводится, пока не останется самый ловкий.
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Оборудование: маска волка, маски гусей.
Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей:
«Гуси-лебеди, домой!»
Гуси отвечают: «Старый волк под горой!»
— «Что он там делает?»
— «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».
— «Ну, бегите же домой!»
Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.
Подвижная игра «Колосок»
Оборудование: колосок.
Считалочкой выбирают «петушка». Он держит колосок. Остальные дети – «мышата». «Мышата» «спят», а «петушок»говорит:
Эй, ленивые мышата!
Хватит уже отдыхать.
Только и знаете, что играть,
Вы работать начинайте
Колосочек отыщите.
Кто найдет-обмолотите
И пирожков напеките!
Сам «петушок» в это время прячет колосок. После последних слов «мышата» просыпаются, идут искать колосок. Кто первый его найдет, тот и становится «петушком».
Подвижная игра «Бычок - смоляной бочок»
Оборудование: 2-3 веревки, обручи по числу «зверей».
Среди детей выбирают 2-3 «соломенных бычка». Остальные дети – «звери», которые живут в лесу в своих «домиках» (обручах). По сигналу «соломенные бычки» бегут к зверям и касаются их рукой. После касания звери зацепляются за «хвост» бычка (держатся за веревку) и бегут за ним в его домик. Побеждает тот, кто поймает больше всего «лесных жителей».
Приложение 2
Пальчиковые игры
«Козлик»
Вышел козлик из дверей,
Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!»
«Дай пирожок!»
Протянул копытце:
«Дай воды напиться!»
«Перчатки и мышата»
Шустрая мышка
Перчатку нашла.
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала,
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Погладила всех
И отправила спать
«Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка,
У неё была корзинка.
Вдруг корзинка на пол — бух,
Полетело десять мух!
«Кот-повар»
Падал снег на порог,
Кот испёк себе пирог,
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.
Пирожки себе пеки
Не из снега, а муки
Приложение 3
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков
Упражнение «Нос к носу»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
Разминка «Ласковое приветствие»
Ведущий предлагает, передавая « волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.
Разминка «Паровозик»
Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» соберутся все дети.
Игра « Дотронься до…»
Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.
Игра «Липучки»
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Игра «Змея»
Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
Разминка «Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.
Упрaжнение «Комплименты»
Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Игра «Поварята»
Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
Игра « Ветер дует на…»
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...
Приложение 4
Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребенка»
«Сказка» — это несложная игра, предназначенная для группы детей. Если вместе собирается несколько ребят, то можно предложить им это развлечение — оно окажется и веселым, и интересным, и полезным для них. Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Как правило, сказки несут в себе многовековую народную мудрость. Они очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"
Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…» Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"
Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...

Практика "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе создания мультипликационного фильма".
Практика показывает, что у большинства дошкольников с ТНР существуют не только речевые нарушения, но и наблюдается недоразвитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, м...
Методическая разработка «Сказка как средство развития коммуникативно - речевой компетентности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Возрастная группа: дети дошкольного возраста 5-7 лет
Использование сказкотерапии как технологии в работе с детьми с нарушениями речи...