Выступление на ГМО
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Здоровьесберегающие технологии как средство стимулирования развития эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО.
Тема: Здоровьесберегающие технологии как средство стимулирования развития эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дата:14.11.22.
Учитель-дефектолог МАДОУ д.с. 16 : Шестакова Татьяна Павловна.
В настоящее время неуклонно растет число детей с ОВЗ. У большинства из них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Исследования в зарубежной и отечественной коррекционной педагогике и психологии позволяют говорить о том, что формирование и коррекция недостатков в эмоциональной и коммуникативной сферах, должны рассматриваться в качестве одних из наиболее важных задач воспитания старших дошкольников с ОВЗ. Практически в каждой группе любой дошкольной организации находятся дети, которые нуждаются в сопровождении специалистов. Наблюдения показывают, что работая с такими детьми, педагогам нужно приложить массу усилий и изобретательности для того, чтобы заинтересовать их, организовать и оказать коррекционное взаимодействие. Именно в дошкольном возрасте необходимо проводить коррекцию и развитие различных навыков и форм общения для полноценного созревания психических процессов и правильного развития эмоционально - волевой сферы ребенка при помощи здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время взрослые зачастую забывают о важности эмоционально-волевой сферы, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название "здоровьесберегающие технологии". Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Использование в работе с детьми сказкотерапии, пескотерапии, психогимнастики обеспечивает гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения.
Правильно подобранные игры и упражнения это прекрасная возможность для
самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
У детей с ОВЗ (дети с ОНР, ЗПР, РАС) отмечаются множественные нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, обусловленные, в частности, перинатальным поражением ЦНС, вызванные внутриутробной патологией и родовыми травмами, проявляющиеся в виде различных устойчивых симптомокомплексов. Немаловажными являются условия семейного воспитания: учеными доказано, что стрессы, дефицит положительных эмоций, нарушенные семейные отношения и
неправильное воспитание приводят к возникновению страхов, повышенной тревожности, возникновению эмоциональных комплексов, препятствующих полноценному общению.
Принципы работы в группе:
1. Отношение к детям, к их потребностям - уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
3. Недопустимы менторская позиция, упреки и порицание за неуспех.
4. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
5. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
6. У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое “Я”, безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
7. Ценится постепенность коррекционно – развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Регулярные наблюдения за детьми в естественных условиях позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка.
В работе с родителями: провожу анкетирование с целью выяснения влияния
семейной атмосферы на эмоциональное благополучие ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии применяю в специально организованной
деятельности в виде занятий. Занятия проходят в игровой и увлекательной форме с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, подключая его к доступным ему действиям, создаю ситуацию успеха. Интерес у детей вызывает использование разнообразного материала: игровой, речевой (стихи, загадки, игры с речевым сопровождением), спортивный инвентарь и оборудование, аудиозаписи (звуки природы, шум моря), видеоматериалы. Коллективность и соревновательный характер некоторых игр и упражнений создает дополнительную мотивацию на овладение собственным поведением.
В практике работы использую коррекционные здоровьесберегающие технологии и технологии сохранения и стимулирования здоровья.
К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста.
Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт.
Дыхательная гимнастика является самым популярным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ, представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы, восстанавливает душевное равновесие. В ходе упражнений активизируется кислородный обмен, происходит стимуляция работы внутренних органов. Правильное дыхание развивает произвольность, активность, активизирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, способствует созданию положительных эмоций.
«Воздушный шарик»
Ребенок лежит на коврике на спине, положить руки на живот. На вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем –медленно выдыхаем воздух. Вдох через нос, выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.
«Водолаз»
Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под
воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.
«Часики»
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».
«Хомячок», «Брось мячик», «Дракон», «Роза и одуванчик», «Снегопад», «Я
ветер» – для детей 5-7 лет.
Телесно-ориентированные игры и упражнения, игры с элементами самомассажа благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости, тонизируют организм, повышают функциональную деятельность мозга, успокаивают.
«Ушки» - растираем уши ладонями сверху вниз, «Весёлые носики» - потереть область носа, повращать кончик носа вправо, влево. «Расслабленное лицо» - руками проводим по лицу сверху вниз, затем тыльной стороной ладони мягкими движениями проводим от подбородка к вискам.
«Тёплые ручки» -растираем и разминаем пальцы рук со словами: разотру ладони сильно каждый пальчик покручу, поздороваюсь со всеми, никого не обойду, этот пальчик мой большой, он с широкою душой, этот указательный, умный и внимательный, этот пальчик средний, выше чем соседний, этот безымянный, он немножко странный, и мизинчик маленький смелый и удаленький, с ноготками поиграю, друг о друга их потру, затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу, на замочек я закрою и тепло поберегу (переплетают пальцы, подносят к груди), вытяну я пальчики, пусть бегут как зайчики (вытягивают пальцы вверх и шевелят ими).
Упражнения:
Наденем шапочку, рисуем дорожки (выполняем движения пальцев от середины лба к вискам), рисуем яблочки круговые движения), дождик, (лёгкое постукивание кончиками пальцев по лбу), рисуем брови, усы, наденем очки, испечём блинчики (похлопать ладонями по щёчкам), умыли личико, наденем шапочку, я хороший(погладить себя по голове), закрепляем пространственные характеристики, расположение частей лица относительно друг друга: выше, ниже, над, под, между.
Самомассаж лица и шеи
Ручки растираем и разогреваем, и лицо своим теплом мы умываем (проводим
по лицу ладонями сверху вниз) проводим по лицу ладонями сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Щёки растираем чтобы надувались (круговыми движениями разминаем щёки).
Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губы большим и указательным пальцем).
Губы пожуём мы, шарики надуем и губами вправо, влево потанцуем.
Мы язык за губу заворачиваем, кулачком по губам поколачиваем.
Тянем подбородок мы к ушам, щипаем, а потом по шейке ручками стекаем
(поглаживание шеи всей ладонью).
Пальчиковая гимнастика развивает
- моторную активность, гибкость, навыки осознанного самоконтроля, концентрацию внимания;
- тактильную чувствительность посредством различных предметов, успокаивает;
- разогревает мышцы кисти, способствует повышению их тонуса.
Основные приемы – поглаживание, легкий массаж, сгибание-разгибание пальчиков.
«Воробышки»
Вот рассыпали пшено (дробь пальцами по поверхности ладошки и пальчикам),
Раскатилося оно (поглаживание поверхности ладошки).
Прискакали два воробышка (изобразить, как воробышки скачут по ладошке с пальцами),
Поклевали все до зернышка (повторить дробь).
Для развития мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).
Кинезотерапия (кинезиологические упражнения) активно используются
во всём мире, особенно рекомендованы детям с СДВГ, повышенной эмоциональной активностью, возбудимостью. Упражнения развивают межполушарное взаимодействие, обеспечивают снятие синкнезий и мышечных зажимов, активизируют процесс обучения.
«Кольцо»
Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем,
последовательно указательный, средний и т.п. Выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кошка»
Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой
рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос»
Левой рукой взять за кончик носа, правой – за противоположное ухо, одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот».
«Лезгинка»
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе, правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой, после одновременно сменить положение.
«Кулак –ребро-ладонь», «Змейка», «Ладушки-оладушки», «Симметричные рисунки»,
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям и используется для развития и коррекции эмоциональной сферы. Способствует нормализации состояния у детей с неврозами, нервнопсихическими расстройствами, коррекции отклонений в поведении и характере.
Релаксация способствует снятию у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, руки, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь
мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми.
Игротерапия – технология привлечения детей к участию в разнообразных
двигательных играх, в ходе которых у детей есть возможность снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов, стать увереннее в себе, самовыразиться.
Разные виды ходьбы, ползание, прыжки в разных направлениях укрепляют
мышечный корсет, вестибюлярный аппарат, стимулируют зоны стоп, способствуют поддержанию постоянного внутричерепного давления, а также обменных процессов, формируется интеграция вестибюлярно-зрительной системы с двигательной.
Утята
Дети стоят на четвереньках на руках и коленях, делают шаг сначала правой
рукой и ногой, затем левой в разных направлениях.
Зайцы
Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.
Лисята крадутся
Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят перекрещивая, делая шаг
сначала правой рукой и правой ногой, затем левой.
Солнышко ласкает, всех нас обнимает (обнимаем себя обеими руками).
Мы прошли через мосток, перепрыгнув ручеёк (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд).
По лесу гуляем, цветочки собираем (дети наклоняются, срывают цветы: справа – ромашка, слева - василёк).
Пчёлы роем летят, дружно гудят (дети, взявшись за руки, идут по кругу со сменой направления).
И на берегу реки отдохнуть решили мы (релаксация).
Вывод: использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ способствует:
повышению работоспособности, выносливости детей;
развитию психических процессов;
формированию, развитию двигательных умений и навыков;
развитию общей и мелкой моторики;
способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Данные технологии считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе педагога – дефектолога. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Проводимые занятия с детьми помогают ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов, дают ощущение полной свободы и защищенности. Это помогает ему научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....