Презентация "Особенности усвоения учебного материала, особенности межличностного взаимодействия детей с нарушениями слуха"
презентация по коррекционной педагогике
Дети с нарушениями слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_usvoeniya_uchebnogo_materiala_i_obshcheniya_detey_s_ns.pptx | 816.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности усвоения учебного материала
Усвоение — способность сделать свойственным, привычным для себя что-либо новое, а поняв, разобравшись в чем-либо, — запомнить, выучить. Усвоение — важнейший компонент и результат учебной деятельности учащихся, в свою очередь включающий следующие компоненты: восприятие учебного материала, его осознание и осмысление, запоминание, обобщение, систематизацию и применение.
Познавательная деятельность восприятие осмысление закрепление применение знания
Восприятие учебного материала слабослышащими учащимися отличается значительным своеобразием. Нарушение функции слухового анализатора ограничивает возможности восприятия слабослышащего ребенка. Обладая полноценным мышлением, слабослышащий ребенок способен к осознанному восприятию изучаемого материала на доступном ему в первоначальный период наглядно-действенном и, наглядно-образном уровне с опорой на сохранные анализаторы.
Центральным звеном усвоения является осмысление. Элементы осмысления содержатся уже в восприятии. При восприятии какого-либо предмета схватывается его общий смысл. Происходит «понимание» в общих чертах. В сурдопедагогике установлено, что недостаточное владение словесной речью и недоразвитие словесно-логического мышления у слабослышащих учащихся обусловливают недостаточно глубокое усвоение знаний, механическое запоминание правил, законов, неумение самостоятельно делать выводы и обобщения. Учитель обязан руководить процессом осмысления, помня при этом, что каждое новое понятие является обязательно обобщенным, но включающим в себя множество конкретного.
Процесс осмысления чрезвычайно сложен и напрямую зависит от слаженной работы всех педагогов, принимающих участие в обучении и воспитании слабослышащих учащихся, чтобы сделать его более глубоким и разносторонним. Воспринятой и осмысленный учебный материал должен быть усвоен школьниками, и на следующем этапе прочно закреплен.
Закрепление как звено процесса усвоения связано с особенностями развития и функционирования человеческой памяти и направлено на запоминание изученного. Запоминание следует понимать как активный процесс мыслительной деятельности. Чтобы исключить возможность забывания, требуется постоянное, восстановление в памяти прошлого опыта. Запоминание, основанное на понимании, имеет перед механическим запоминанием большие преимущества, которые сказываются на всех сторонах запоминаний его полноте, скорости, точности, прочности. Большинство учащихся с нарушениями слуха склонны к механическому запоминанию материала, что не желательно.
Установка на прочное запоминание с учетом закономерностей развития памяти слабослышащего учащегося связана с правильной организацией повторения как одного из видов закрепления знаний. Активное использование знаний в жизни и практической деятельности рассматриваются в дидактике как этап их применения. Эффективность применения знаний слабослышащими учащимися обусловлена особенностями их психического развития и зависит в первую очередь от уровня развития полноценной словесной речи и словесно-логического мышления.
Особенности межличностного взаимодействия
Проблема формирования межличностного взаимодействия у детей с нарушенным слухом имеет особенное значение в становлении их личности в целом. От того, какие личностные взаимоотношения складываются в детском саду, школьном классе, трудовом коллективе и как относятся к ребенку с нарушенным слухом дети и взрослые, зависит, усугубится влияние дефекта на жизнь такого человека или будет нейтрализовано.
У детей с нарушенным слухом, как глухих, так и слабослышащих, опыт общения с окружающими незначителен, поэтому им требуется помощь взрослых для обучения взаимодействию с другими людьми. Такими взрослыми в жизни ребенка становятся родители и учителя школ для глухих и слабослышащих. При этом нужно учитывать два основных аспекта при обучении межличностному взаимодействию: нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведения в процессе общения и в то же время научились оценивать применение этих норм и правил в общении с другими людьми как со своей стороны, так и со стороны собеседника.
Важной стороной межличностных отношений является их восприятие и оценка (социальная перцепция и рефлексия), то есть способность адекватно воспринимать другого человека, отношения внутри группы, отношения группы к нему. В процессе взаимоотношений в группе у человека формируется способность оценивать других людей, а также умение определять черты характера, способности, интересы, эмоциональное состояние. При этом человек использует все основные психологические процессы — от восприятия и ощущения до мышления и памяти.
Невербальное общение Невербальное общение занимает особое место в общении детей и подростков с нарушенным слухом. Это связано с тем, что недоразвитие речи и слабый слух не способны дать возможность выразить всю гамму эмоций и чувств, которые имеются у ребенка. Обучение в закрытой школе для глухих или слабослышащих, снижение контактов с другими людьми, за пределами учреждения, приводят к серьезному влиянию педагога на восприятие и оценку отношений между глухими детьми.
Роль родителей Корректируя межличностную сферу глухонемого и слабослышащего ребенка, педагогам и психологам приходится учитывать не только степень потери слуха, но и индивидуально-психологические особенности детей: характер, отношение к труду и учебе, способность понимать чувства другого человека, чуткость, внимательность, а также понимание ребенком основных терминов общения, таких как «друг», «товарищ», «одноклассник», «сотрудник» и т.д. Важную роль при этом играют родители, потому что именно их мнение и взгляды в первую очередь влияют на манеру общения, восприятие и понимание ребенком себя и окружающих.
Особенности усвоения учебного материала, особенности межличностного взаимодействия с ровесниками и взрослыми, детей с нарушениями слуха Попова Т. И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межличностное взаимодействие детей с нарушением интеллекта с нормально развивающимися сверстниками
Работа по самообразованию для учителей- дефектологов.Данная работа включает теоретические подходы к проблеме взаимодействия нормально развивающегося ребёнка со сверстниками с нарушениями интеллекта. ...
Исследование межличностных отношений детей с нарушением слуха
Исследование межличностных отношений Название методик Цель «Выбор в действии» изучение и оценка межличностных отношений в группе детей младшего дошкольного возраста.Методика...
Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме: Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами Прошина Наталья Юрьевна
«Забавные фигурки»ГДОУ ТО №1Воспитатель группы детей со сложными нарушениями развития: Прошина Н.Ю.Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-...
Особенности восприятия у детей с нарушениями слуха
Ощущение — это психическое отражение отдельных свойств и предметов объективного мира, возникающее при их воздействии на рецепторы. Восприятие — отражение предметов, ситуаций и событий, воз...
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей с нарушением слуха»
Слух – это один из ведущих речевых анализаторов, нарушение слуха приводит к особенно серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Правильное понимание этой проблемы родителями и...
Особенности диагностика развития детей с нарушением слуха
ull;Обследование детей с нарушениями слуха сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития....
Особенности межличностного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах развития детей 4-5 лет...