Полифункциональный коврик, как средство развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста c ОВЗ
проект по коррекционной педагогике

Чернуха Евгения Александровна

Одним из важнейших направлений развития и образования детей дошкольного возраста является познавательное и речевое развитие. Данное направление обозначено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Существуют многообразные способы речевого и познавательного развития детей, одним из которых является применение дидактических игр. Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста создают много возможностей для формирования и  развития личности воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_chernuha_e.a._sergeeva_t.yu_._loseva_v.a.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Чернуха Евгения Александровна учитель-логопед, Сергеева Татьяна Юрьевна учитель-дефектолог, Лосева Виктория Александровна педагог-психолог

 МБДОУ г. Иркутска детского сада № 77

Полифункциональный коврик, как средство развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста c ОВЗ

Одним из важнейших направлений развития и образования детей дошкольного возраста является познавательное и речевое развитие. Данное направление обозначено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Существуют многообразные способы речевого и познавательного развития детей, одним из которых является применение дидактических игр. Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста создают много возможностей для формирования и  развития личности воспитанников.

Проблема развития познавательной и речевой активности остаётся актуальной в дошкольном обучении и воспитании, и рассматривается в научных исследованиях многих педагогов и психологов (Б.Г.Ананьев, В.Б.Голицын, О.М.Дьяченко, В.С.Ильин, Н.Н.Подъяков, Т.И.Шамова, Г.А.Щукина и др.). Стоит отметить, что продуктивность интеллектуального развития детей зависит от того, как организуется процесс обучения и от познавательной активности самого ребёнка. Правильный контакт данного двухстороннего процесса способствует эффективной самореализации дошкольника, развивает такие качества как активность, самостоятельность, гибкость.

Одной из главных задач работы педагогов и специалистов в образовательной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями является развитие познавательных и речевых навыков. У большинства детей с ОВЗ отсутствует познавательный интерес или он выражен очень слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ОВЗ. Заинтересовать детей удаётся только с помощью ярких картинок или предметов, однако сохранить интерес к чему-либо на протяжении длительного времени чрезвычайно трудно.

К средствам развития познавательной и речевой активности можно отнести дидактические игры. Дидактические игры на определенную тему можно объединить в одном пособии для достижения максимального эффекта в обучении и развитии. В нашей работе с детьми с ОВЗ в группе кратковременного пребывания Лекотека мы используем разработку «Полифункциональный коврик». Он представляет собой двухсторонний коврик размером 1,5 на 2 м. Основа дидактического коврика - это поливиниловый материал с липучками. С ковриком можно работать на полу, он очень практичен и удобен в хранении и транспортировке.

Уникальность пособия заключается в том, что оно состоит из ряда игр разной тематики. Поле коврика разделено на части, каждая часть представляет отдельную игру, но при желании игры можно объединять. Съемные детали позволяют дополнять и видоизменять пособие в соответствии с желанием игроков и целью педагога. Так же пособие можно дополнять и обновлять новыми деталями, позволяет работать как индивидуально, так и по подгруппам.

Данное пособие помогает детям в игровой форме закреплять полученные ранее знания о составе числа, формирует и активизирует словарь ребенка; развивает мышление, память, внимание, воображение, восприятие, зрительное внимание, ориентировку на плоскости, развивает мелкую моторику руки, тактильные ощущения, способствует развитию творчества и фантазии, детской инициативы в разных видах деятельности.

 Уникальность пособия заключается в том, что оно состоит из ряда игр разной тематики. Поле коврика разделено на части, каждая часть представляет отдельную игру, но при желании игры можно объединять. Съемные детали позволяют дополнять и видоизменять пособие в соответствии с желанием игроков и целью педагога. Так же пособие можно дополнять и обновлять новыми деталями, позволяет работать как индивидуально, так и по подгруппам.

Дидактическое пособие направлено на развитие коммуникативных способностей дошкольников, умение общаться, слушать и понимать собеседника, делиться впечатлениями, обогащать и систематизировать знания, формировать желание действовать с разнообразным дидактическим материалом, побуждать к самостоятельности, вызывать эмоционально- положительный отклик.

Использование Коврика поможет сформировать у дошкольников такие качества, как дружелюбие, умение соблюдать поставленные правила игры. В результате использования дидактического пособия происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их способности и умения.

Данное пособие помогает сделать закрепление пройденного материала увлекательным. В ходе работы с «Полифункциональным ковриком» происходит мотивация речевой деятельности, активизируется словарный запас, развиваются речевые навыки, мелкая моторика рук, улучшается память, развивается логическое мышление. У детей формируется самостоятельность, проявляется дисциплинированность в соблюдении правил игры. 

Дидактическое пособие направлено на развитие коммуникативных способностей дошкольников, умение общаться, слушать и понимать собеседника, делиться впечатлениями, обогащать и систематизировать знания, формировать желание действовать с разнообразным дидактическим материалом, побуждать к самостоятельности, вызывать эмоционально- положительный отклик. Использование Коврика поможет сформировать у дошкольников такие качества, как дружелюбие, умение соблюдать поставленные правила игры.      

В результате использования дидактического пособия происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их способности и умения. Данное пособие помогает сделать закрепление пройденного материала увлекательным. В ходе работы с «Полифункциональным ковриком» происходит мотивация речевой деятельности, активизируется словарный запас, развиваются речевые навыки, мелкая моторика рук, улучшается память, развивается логическое мышление. У детей формируется самостоятельность, проявляется дисциплинированность в соблюдении правил игры.

С результативностью использования коврика в 2023-2024 уч.г.можно ознакомиться на рис. 1.

Рис. 1. Результативность использования «Полифункционального коврика»

Главное назначение Коврика - развитие детей. Ребенку в игре предлагается пища для размышления, предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этому у детей с ОВЗ развиваются все психические процессы, мыслительные операции, формируются представления о математических понятиях.

Таким образом, в игровой форме можно научить  ребенка выполнять различные действия, развивать память, мышление и творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста

На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....

Городской проблемно-тематический семинар "Создание условий для познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста" 9 октября 2018 г.

9 октября на базе нашего ДОУ прошел городской проблемно-тематический семинар "Создание условий для познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста". Педагоги нашего детского с...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...