Нейроигра, как средство познавательного развития детей с задержкой психического развития.
презентация по коррекционной педагогике

Мещерякова Олеся Владимировна

 

Актуальность поиска и применения новых технологий, на ряду с традиционными, во многом обусловлена социальным запросом. В последние годы значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Перед педагогами встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с данной категорией детей. У детей, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области речевого развития, психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, – это нейропсихологические игры, т.е. различные телесно-ориентированные упражнения, которые активно воздействуют на мозговые структуры, в результате чего создаются нейронные связи. Чем их больше, тем выше способность к обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigryf.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейроигра , как средство познавательного развития детей с задержкой психического развития Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ГО город Ирбит Свердловской области "Детский сад № 21" Свердловская область, г. Ирбит, ул. Первомайская, д. 62а, ул. Мальгина , д. 54 Телефон: +7 (34355) 6-37-20 Автор: Мещерякова О.В. Учитель-дефектолог г. Ирбит 2025г

Слайд 2

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов.

Слайд 3

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач , которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы , такие как: ЗПР, УО, РАС, и другие.

Слайд 4

Актуальность Актуальность поиска и применения новых технологий, на ряду с традиционными, во многом обусловлена социальным запросом. В последние годы значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Перед педагогами встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с данной категорией детей. У детей, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области речевого развития, психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, – это нейропсихологические игры, т.е. различные телесно-ориентированные упражнения, которые активно воздействуют на мозговые структуры, в результате чего создаются нейронные связи. Чем их больше, тем выше способность к обучению.

Слайд 5

Новизна и практическая значимость • Новизна практики в том, что использование нейроигр является одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс. Данные методики выявляют скрытые способности ребенка и расширяют границы возможностей его мозга. • Отличительная особенность практики заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс нейропсихологической технологии психологопедагогического сопровождения разных категорий детей. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Слайд 6

Цель применения нейроигр в коррекционной работе : создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей с задержкой психического развития посредством нейроигр . Задачи: Для педагогов: Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими задержку психического развития ; определить эффективность использования нейроигр в работе с детьми с ЗПР; 3 . Создать картотеку нейроигр и упражнений для работы с детьми в ДОУ и в домашних условиях ; 4. Внедрить комплексы нейроигр в коррекционную работу. 5.Способствовать взаимодействию детей с ЗПР и возрастной нормой ; Для детей: Развивать нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за познавательное и речевое развитие ребёнка ; Стимулировать речевую активность детей; Развивать слухоречевое внимание, познавательные процессы (внимание, память, мышление ); Снижать психоэмоциональное напряжение.

Слайд 7

Комплексы игр и упражнений : 1. Игры и упражнения на поднятие тонуса коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж и т.д .). 2. Игры и упражнения на улучшение возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). 3 . Игры и упражнения, направленные на контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Слайд 8

Внедрение в практику . Работа с детьми. ➢ подбор нейроигр и упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей; ➢ включение нейроигр и упражнений в организованную образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

Слайд 9

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Двуручное рисование. - Межполушарная доска.

Слайд 10

Упражнение «Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Упражнение « Кулак-ребро-ладонь»

Слайд 11

Игры с мячами ( обычными, прыгунами, кинезиологическими )

Слайд 12

Игра «Хлопни, топни, стукни» Это работа над темпом, ритмом речи . А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации Нейропсихологическая игра «Рисунки на спине»

Слайд 13

Пальчиковая гимнастика

Слайд 14

Подборка заданий по формированию межполушарных связей по лексическим темам

Слайд 15

Применение нейропсихологических приемов на разных этапах занятия: • В начале занятия (для создания мотивации к занятию). • В середине занятия в качестве физминутки , разминки . • Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях. Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры дефекта.

Слайд 16

Систематическое использование нейропсихологических упражнений, нейроигр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого и познавательного развития дошкольников с ЗПР.

Слайд 17

Список литературы: Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина , Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили . – М. : 2001. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Айрис, 2007. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М., Генезис, 2007 Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии М., ТЦ Сфера, 2001 Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие в 2-х частях — М., Айрис-пресс, 2015 Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010. Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками - развиваем речь. М.: Центрполиграф , 2002. Ссылки на электронные источники: https://www.defectologiya.pro https://triptonkosti.ru/5-kartinki/kartinki-ladoshek-dlya-nejrogimnastiki.html https://www.igrocity.ru/blog/nejroigry-v-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.

Игра для ребенка в дошкольном возрасте занимает особое место. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности ...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...

презентация РМО«Использование головоломок как средства развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития»

acute;Развитие творческих, умственных способностей с помощью игр-головоломок.https://docs.google.com/presentation/d/1cJadfuwKdGeOOTGUJ6RKl44RdPVPionE/edit?usp=sharing&ouid=114567699458943800193&a...