Нейроигра, как средство познавательного развития детей с задержкой психического развития.
презентация по коррекционной педагогике
Актуальность поиска и применения новых технологий, на ряду с традиционными, во многом обусловлена социальным запросом. В последние годы значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Перед педагогами встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с данной категорией детей. У детей, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области речевого развития, психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, – это нейропсихологические игры, т.е. различные телесно-ориентированные упражнения, которые активно воздействуют на мозговые структуры, в результате чего создаются нейронные связи. Чем их больше, тем выше способность к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigryf.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов.
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач , которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы , такие как: ЗПР, УО, РАС, и другие.
Актуальность Актуальность поиска и применения новых технологий, на ряду с традиционными, во многом обусловлена социальным запросом. В последние годы значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Перед педагогами встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с данной категорией детей. У детей, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области речевого развития, психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, – это нейропсихологические игры, т.е. различные телесно-ориентированные упражнения, которые активно воздействуют на мозговые структуры, в результате чего создаются нейронные связи. Чем их больше, тем выше способность к обучению.
Новизна и практическая значимость • Новизна практики в том, что использование нейроигр является одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс. Данные методики выявляют скрытые способности ребенка и расширяют границы возможностей его мозга. • Отличительная особенность практики заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс нейропсихологической технологии психологопедагогического сопровождения разных категорий детей. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Цель применения нейроигр в коррекционной работе : создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей с задержкой психического развития посредством нейроигр . Задачи: Для педагогов: Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими задержку психического развития ; определить эффективность использования нейроигр в работе с детьми с ЗПР; 3 . Создать картотеку нейроигр и упражнений для работы с детьми в ДОУ и в домашних условиях ; 4. Внедрить комплексы нейроигр в коррекционную работу. 5.Способствовать взаимодействию детей с ЗПР и возрастной нормой ; Для детей: Развивать нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за познавательное и речевое развитие ребёнка ; Стимулировать речевую активность детей; Развивать слухоречевое внимание, познавательные процессы (внимание, память, мышление ); Снижать психоэмоциональное напряжение.
Комплексы игр и упражнений : 1. Игры и упражнения на поднятие тонуса коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж и т.д .). 2. Игры и упражнения на улучшение возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). 3 . Игры и упражнения, направленные на контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Внедрение в практику . Работа с детьми. ➢ подбор нейроигр и упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей; ➢ включение нейроигр и упражнений в организованную образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Двуручное рисование. - Межполушарная доска.
Упражнение «Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Упражнение « Кулак-ребро-ладонь»
Игры с мячами ( обычными, прыгунами, кинезиологическими )
Игра «Хлопни, топни, стукни» Это работа над темпом, ритмом речи . А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации Нейропсихологическая игра «Рисунки на спине»
Пальчиковая гимнастика
Подборка заданий по формированию межполушарных связей по лексическим темам
Применение нейропсихологических приемов на разных этапах занятия: • В начале занятия (для создания мотивации к занятию). • В середине занятия в качестве физминутки , разминки . • Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях. Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры дефекта.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений, нейроигр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого и познавательного развития дошкольников с ЗПР.
Список литературы: Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина , Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили . – М. : 2001. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Айрис, 2007. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М., Генезис, 2007 Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии М., ТЦ Сфера, 2001 Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие в 2-х частях — М., Айрис-пресс, 2015 Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010. Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками - развиваем речь. М.: Центрполиграф , 2002. Ссылки на электронные источники: https://www.defectologiya.pro https://triptonkosti.ru/5-kartinki/kartinki-ladoshek-dlya-nejrogimnastiki.html https://www.igrocity.ru/blog/nejroigry-v-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...
Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...
Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.
Игра для ребенка в дошкольном возрасте занимает особое место. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности ...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...
презентация РМО«Использование головоломок как средства развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития»
acute;Развитие творческих, умственных способностей с помощью игр-головоломок.https://docs.google.com/presentation/d/1cJadfuwKdGeOOTGUJ6RKl44RdPVPionE/edit?usp=sharing&ouid=114567699458943800193&a...