Картотека дидактических игр на активизацию словаря
картотека по коррекционной педагогике

Митрофанова Валентина Эдуардовна

Картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_aktivizatsiyu_slovarya.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр на активизацию словаря

Подобрали игры:

Митрофанова В.Э.-воспитатель

Моисеева Л.М.-учитель-дефектолог

«Скажи какой»

Цель: Выделять признаки предметов.

Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например:

— Это мяч.

— Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он ...

(какой?)».

«Кто что умеет делать»

Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка - скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

«Где что можно делать»

Цель: Использовать в речи глаголы.

Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.

«Закончи предложение»

Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончания действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:

Оля проснулась и ... (стала умываться).

Коля оделся и ... (побежал гулять).

Он замерз и ... (пошел домой).

Зайчик испугался и ... (убежал, спрятался).

Ира обиделась и ... (заплакала).

Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.

«Назови, что это, и скажи какой»

Цель: Выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью.

Из коробки с игрушками дети вынимают по одной игрушке, называют и говорят, какая она, например: «Это мяч. Он круглый».

«Что бывает…»

Бросая мяч ребёнку, ведущий задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

«Что могут делать…?»
(Игра для увеличения запаса глаголов).

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….
Что может делать лягушка?

Что могут делать руки? и т. д.

«Наоборот»

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь ... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

«Кто где живет»

Бросая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.

«Что делает? Что делают?»
Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? по теме «Зима».
Солнце (какое?)… Ветер… Небо…
Снег… Снежинки… Иней…
Погода… День… Мороз…
Воздух… Деревья… Сугроб…
Похожую игру можно проводить по всем временам года.

«Третий лишний»

Ведущий, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: Голубой, красный, спелый.
Кабачок, огурец, лимон.
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима.
Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
День, ночь, утро, весна.
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму дея...

Январь. Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Картотекадидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯИ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи

Картотека дидактических игр на активизацию  словаря и развитие связной речи...

Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Картотекадидактических игрНА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развития связной речи.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. ......