Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека
дидактических игр
НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_aktivizaciyu_slovarya.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«СКАЖИ КАКОЙ»
Цель: Выделять признаки предметов.
Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например: — Это мяч. — Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он ... (какой?)».
«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ»
Цель: Выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.
Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят про нее. Сейчас они должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Сами начинаем игру словами «У Оли светлые волосы». Получаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать. При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, например: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.
«ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО?»
Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»
Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.
«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»
Цель: Использовать в речи глаголы.
Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? — лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.
«СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ И ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ»
Цель: Обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.
Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончания действий.
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:
Оля проснулась и ... (стала умываться).
Коля оделся и ... (побежал гулять).
Он замерз и ... (пошел домой).
Зайчик испугался и ... (убежал, спрятался).
Ира обиделась и ... (заплакала).
Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.
«КАК МЕДВЕЖОНОК КАТАЛСЯ НА МАШИНЕ»
Цель: Выделить глагольный ряд, на основе которого выстроен сюжет.
Рассказываем и показываем:
— Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с — колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше.
После инсценировки просим детей назвать все, что делал медвежонок (решил покататься... сел... поехал... слышит... остановился... вышел... стал накачивать колесо... накачал... поехал).
«ВЫПОЛНИ КОМАНДУ»
Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.
Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой группы являются общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек. Например, взрослый говорит:
— Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внимательны. Подойдите ко мне только дети в белых носочках!
— Подпрыгните, дети с синими флажками!
— Покружитесь, девочки с красными флажками!
«КТО ПОЗВАЛ?»
Цель: Составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.
У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и 'говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».
Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму дея...
Январь. Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Картотекадидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯИ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи
Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи...
Картотека дидактических игр для активизации словаря и развития связной речи
для детей второй группы раннего возраста...
Картотека пальчиковых игр для активизации словаря и развития связной речи
для детей первой младшей группы...
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Активизация словаря и развитие связной речи".
Выполни командуЦель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой гр...
Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развития связной речи.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. ......