Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развития связной речи.
картотека по развитию речи

Бурлият Давлетгаджиевна Шугаибова

 Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_aktivatsiyu_slovarya.docx118.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ

И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

Picture background

 

 Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. ...

 

 

«ВЫПОЛНИ КОМАНДУ»

Цель:  Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.

Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой группы являются общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек. Например, взрослый говорит:

—  Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внимательны.    Подойдите   ко   мне   только   дети   в   белых   носочках!

—   Подпрыгните, дети с синими флажками!

—  Покружитесь, девочки с красными флажками!

 

«СКАЖИ   КАКОЙ»

Цель: Выделять признаки предметов.                  

Вынимаем  из  коробки  предметы  и  называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например:

—  Это мяч.

—  Он синий. Если  ребенок затрудняется,  помогаем ему:  «Это мяч. Он  ...

(какой?)».

 

«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ»

Цель:  Выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.

Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят про нее. Сейчас они должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Сами начинаем игру словами «У Оли светлые волосы». Получаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать. При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, например: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.

 

«ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО?»

Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.

 

«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ»

Цель: Выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.

«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям называют или показывают животное, а они называют действия,  характерные для  этого животного.  Например:  белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»

ЦельИспользовать в речи глаголы.

Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.

Игра проводится в форме соревнования

.

«СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ И ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ»

Цель: Обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.

Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.

«ЗАКОНЧИ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:  Подбирать   глаголы,   обозначающие   окончания   действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:

Оля проснулась и ...  (стала умываться).

Коля оделся и ... (побежал гулять).

Он замерз и ... (пошел домой).

Зайчик испугался и ...  (убежал, спрятался).

Ира обиделась и ...  (заплакала).

Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.

 «КАК МЕДВЕЖОНОК КАТАЛСЯ НА МАШИНЕ»

Цель: Выделить глагольный ряд, на основе которого выстроен сюжет.

Рассказываем и показываем:

—   Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с — колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше.

После инсценировки просим детей назвать все, что делал медвежонок (решил покататься... сел... поехал... слышит... остановился...   вышел...   стал   накачивать  колесо...   накачал...   поехал).

«НАЗОВИ, ЧТО ЭТО, И СКАЖИ  КАКОЙ»

Цель:  Выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью.

Из коробки с игрушками дети вынимают по одной игрушке, называют и говорят, какая она, например: «Это мяч. Он круглый».

 

«ОБЪЯСНИ БУРАТИНО»

Цель: Строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу.

Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют, например: «Это репа. Она желтая».

 

«КТО ПОЗВАЛ?»

Цель: Составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.

У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и 'говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».

Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».

«У КОГО КТО?»

Цель:  Составлять описание игрушки вместе со взрослым или другим ребенком.

Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.

—   У меня утенок.

Ребенок называет свою игрушку

—  Ay меня цыпленок.

—  Утенок желтый.

—  И цыпленок желтый.

—  У утенка большие красные лапы.

—  А у цыпленка лапки маленькие... И т. д.

Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.

«ВСТАНЬ В КРУГ»

Цель: Составлять коллективное описание игрушки.

В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

 

«КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ»

Цель: Составить рассказ по заданной схеме вместе со взрослым.

Взрослый начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному.

Мама купила Алеше ... Она была ... Алеше захотелось ... Тут пришел ... Они стали ...

На клумбе росли ...  Они были  ... Таня  взяла  ... и  стала  ...

У Светы заболел ... Пришел ... Он ... Света ...

Решил щенок ... Тут пришел ... и спрашивает ... Щенок отвечает ...

Тогда котенок сказал ... И стали они ...

«ПОЕЗД»

Цель: Составлять коллективное повествование.

Детям говорят, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.

Взрослый. В лесу жил ...

1-й ребенок. Трусливый зайчик.

2-й ребенок. Один раз он пошел гулять.

3-й ребенок. Вдруг он увидел большую змею.

4-й ребенок. Зайчик испугался и убежал.

В качестве помощи детям взрослый повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если и в этом случае пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.

«КОЗЛЯТА И ЗАЙЧИК»

Цель: Заканчивать сказку по ее началу.

Материалы6  Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик с барабаном.

Спрашиваем детей, помнят ли они сказку про козу с козлятами. Кратко напоминаем начало сказки, демонстрируя на фла-нелеграфе фигурки персонажей.

Предлагаем послушать, что было дальше. Рассказываем: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показываем зайчика)».

—  Зайчик, — говорят дети.

—  Взрослый. Зайчик говорит ...

Дети. Не бойтесь меня, это я — маленький зайчик. Взрослый. Козлята ... Дети. Впустили зайчика. Взрослый. Они угостили его ... Дети. Капусткой, морковкой. Взрослый. Потом они стали ...

Дети.   Играть,   веселиться.   Зайчик  играл   на   барабане, а козлята танцевали, прыгали.

 

«ТЕРЕМОК»

Цель: Составлять описание игрушек.

Каждый ребенок выбирает для себя игрушку в образе какого-нибудь животного. Все животные по очереди приходят к теремку и просят впустить их. Взрослый берет на себя роль животного, первым поселившегося в теремке. Он просит детей описать животных. Описание является условием для того, чтобы попасть в теремок, например:

Ребенок. Кто-кто в теремочке живет?

Взрослый. Я — мышка-норушка. А ты кто?

Ребенок. Я—лягушка-квакушка.

Взрослый. А ты какая? Расскажи про себя.

Ребенок. Я зеленая. Сама маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю.

В начале инсценировки взрослый может дать образец описания внешнего вида от имени своего героя: «Я—серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай!»

В теремок могут приходить разные животные и звери, а не только те, что в сказке.

Взрослый может предлагать различные ситуации, не связанные с сюжетом сказки, и разыгрывать их вместе с детьми. Примеры   некоторых   сюжетов  для   игр-инсценировок  даются   ниже.

Как Галя испугалась гусей

Галя приехала к бабушке в деревню. Один раз она гуляла недалеко от реки. Галя рвала ... (цветы и плела венок). Вдруг она услышала, что сзади кто-то зашипел: П: in in' Галя обернулась и увидела... (большого гуся). Она ... (испугалась и побежала домой). Прибежала к бабушке и рассказывает ... (Я испугалась гуся. Он был такой большой, с длинной шеей, красным клювом. Он громко шипел и хотел меня ущипнуть). Бабушка ...  (успокоила Галю).

Если ребенок в рассказе опускает описание гуся, можно от имени бабушки спросить, какой был гусь.

Козленок испугался и

Как козленок испугался грома

Жил-был ... (козленок). Он любил ... (гулять и щипать травку). Один раз ... (он пошел на лужок). Вдруг ... (налетел ветер, загремел гром, полил дождь). . (задрожал). Тут идет ... (девочка с зонтиком). Она увидела козленка и спросила... (Почему ты так дрожишь?) Козленок ответил ... (Я боюсь грома и дождя). Девочка сказала ... (Не бойся! Дождь скоро кончится). Она ... (укрыла козленка под зонтиком).

Как котенок потерялся

Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел ... (бабочку, побежал за ней и отстал от Васи). Стоит котенок и не знает, куда ему идти. Тут идет ... (девочка Катя). Она увидела котенка и спрашивает ... (Что ты здесь делаешь?) Котенок отвечает ... (Я пошел гулять с Васей. Вдруг увидел бабочку и побежал за ней. Бабочка улетела, а я остался один). Девочка ... (взяла котенка с собой). Она ... (отнесла его Васе).

Если на вопрос «Что ты здесь делаешь?» ребенок отвечает одним предложением, его нужно спросить, что случилось с котенком.

Как кот Васька чуть не поймал золотую рыбку

Папа купил Леше рыбку. Она была ... (желтая, с красным хвостиком) и плавала в большой банке. Леша долго любовался своей рыбкой. Когда он ушел, к столу подкрался ... (кот Васька). Он ... (запрыгнул на стол, сунул лапу в банку и стал ловить рыбку). Кот хотел ... (съесть рыбку). Тут пришел Леша и ...  (прогнал кота).

На другой день Леша рассказал ребятам в детском саду про свою рыбку ... (У меня есть рыбка. Она вся желтая, а хвостик красный. Кот Васька чуть не съел мою рыбку. Он залез на стол и стал лапой ловить рыбку. Я его прогнал).

 

Как у Светы улетели воздушные шары

У Спеты были воздушные шарики. Она любила с ними гулять. Один раз, когда Света шла с шариками но улице, поднялся сильный ветер. Он вырвал из рук Светы шарики, и они улетели. Свете стало жалко шарики, и она заплакала. Мимо пробегал маленький ... (зайчик). Он ... (спросил^* Светы: «Почему ты плачешь?»). Света рассказала ... (У меня были шарики. Я гуляла с ними. Вдруг налетел сильный ветер. Я не смогла удержать шарики. Они улетели). Зайчик успокоил девочку. Он сказал ... (Не плачь! Я угощу тебя морковкой). Потом они стали ... (весело играть).

 

«ЧТО ДЕЛАЕТ НАТАША?»

Цель: Определять   последовательность   действий,   образовывать глагольный семантический ряд.

На столе кукольная комната: стол на столе книга, кукла Наташа сидит на диване. Взрослый говорит:

— Сегодня Наташа осталась дома одна. Сначала она почитала книгу: вот так. А что сделала Наташа потом?

Дети называют действия куклы, взрослый показывает: Наташа рисует, оделась, взяла кусочек хлеба, пошла на улицу, стала кормить воробьев.

В заключение вместе с детьми вспоминаем и называем по порядку все действия куклы.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму дея...

Январь. Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Картотекадидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯИ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи

Картотека дидактических игр на активизацию  словаря и развитие связной речи...

Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Картотекадидактических игрНА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Активизация словаря и развитие связной речи".

Выполни командуЦель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой гр...