Статья "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения а рамках воспитательной работы"
статья по коррекционной педагогике

Татьяна Ивановна Попова

В сатье рассматривается вопрос о содержании коррекционной работы по развитию связной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ

Попова Татьяна Ивановна,

Студент

ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

Научный руководитель: Лысова Анна Анатольевна

к. п. н., доцент кафедры ССПиМП

ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о содержании коррекционной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации воспитательной работы.

Ключевые слова: формирование связной речи, дети с нарушениями зрения, коррекционная направленность воспитательной работы

DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS IN THE FRAMEWORK OF EDUCATIONAL WORK OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Popova Tatiana Ivanovna,

Student

FGBOU VO "YUrGGPU"

Scientific supervisor: Lysova Anna Anatolyevna

ph.d., Associate Professor of the Department of Sspip

FGBOU VO "YUrGGPU"

Abstract: The article considers the issue of the content of correctional work on the development of coherent speech of older preschool children in the process of implementing educational work.

Keywords: formation of coherent speech, children with visual impairments, correctional orientation of educational work

Одной из целей Федеральной образовательной программы (ФОП) дошкольного образования (25 ноября 2022г.)  является воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации. В содержательном разделе ФОП отдельно выделена Федеральная программа воспитания и сформулированы ее задачи в основных образовательных областях. В Федеральной адаптированной образовательной программе (ФАОП) в разделе «Федеральная рабочая программа воспитания» подчеркивается, что данная цель и задачи для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) могут быть достигнуты  в процессе воспитательной работы через реализацию различных ее событий (праздников, проектов, общих дел, режимных моментов, свободной игры, совместной деятельности детей). Однако в условиях инклюзивного образования в процессе реализации совместной деятельности нормотипичных детей и детей с ОВЗ необходимо учитывать особенности психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями.

Одним из условий эффективного общения детей дошкольного возраста друг с другом является владение связной речью, под которой понимается совокупность речевых фрагментов, которые объединены между собой единой темой и представляют единое и смысловое и структурное целое [1]. Между тем в научных исследованиях (Л.С. Волкова, Т.П. Головина, Г.В. Никулина и др.) подчеркивается, что дети с нарушениями зрения часто сталкиваются с недостаточной сенсорной основой речи. Это, в свою очередь, приводит к неточному, фрагментарному и неполному восприятию окружающего мира, и, как следствие, к сложностям в передаче воспринимаемой информации и появлению несоответствия между используемыми дошкольниками словами и свойствами объектов, о которых они говорят. Их речь может быть недостаточно структурирована, из-за чего другим сложно следить за ходом их мыслей. Эти нарушения монологической речи можно объяснить ограниченной способностью наблюдать, что в свою очередь, негативно влияет на способность создавать яркие и связные истории или описания.

Отсутствие визуальной информации может привести к проблемам с восприятием невербальных сигналов общения, таких как мимика и жесты, которые необходимы для понимания тонкостей языка. Дети с нарушениями зрения не могут наблюдать и за артикуляцией взрослых и сверстников, поэтому многие слова они могут произносить недостаточно точно. Следовательно, дети с нарушениями зрения нуждаются в коррекционных вмешательствах, направленных на развитие связной речи [3].

В диалогической речи дети с нарушениями зрения испытывают трудности из-за социального взаимодействия. Их способность участвовать в содержательных двусторонних разговорах может быть ограничена из-за проблем с интерпретацией невербальных сигналов. Диалогическая речь, в отличие от монологической, не возможна без участия других людей. Диалог представляет собой динамичный процесс, основой которого является взаимодействие между говорящими. Диалогическая речь способствует совместному построению смысла, высказывания отличаются очередностью, адаптацией к различным точкам зрения, а также постоянному формированию и совершенствованию мыслей посредством активного реагирования. Этот способ общения подчеркивает важность формирования взаимопонимания прямо в процессе взаимодействия [5].

Нами было проведено исследование состояния связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения на базе Муниципального казённого образовательного учреждения «Детский сад № 11», г. Еманжелинск, Челябинской области. В исследовании участвовало 10 человек с косоглазием и амблиопией. Были использованы следующие диагностические методики: методика изучения умений детей строить связное монологическое высказывание В.П. Глухова [4] и методика изучения умений вести диалог О.А. Бизиковой [2].

По результатам исследования было выявлено следующее:

  1. У детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения отмечается недостаточный уровень развития как связной монологической, так и связной  диалогической речи. Вместе с тем уровень  сформированности связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения немного выше, чем уровень связной монологической речи.
  2. В процессе построения пересказа, рассказа по картинкам, рассказа из личного опыта, рассказа-описания дети нарушают последовательность событий, не могут отразить в речи отдельные признаки и свойства предметов, подобрать необходимые языковые средства. Имеет место несформированность умений правильного грамматического конструирования речевого высказывания, выбора грамматической формы слова, синтактического оформления предложения. Предложения детей, как правило, являются односложными, без использования определений, обстоятельств, дополнений. Затруднено использование сложных предложений, в которых отражаются временные и пространственные связи.
  3. Несмотря на то, что уровень сформированности связной диалогической несколько выше, были выявлены следующие ее недостатки: однообразные вопросы преимущественно делового характера в процессе совместной игры со сверстниками, ответы на вопросы односложные, неполные, затруднения в формулировке и сообщения своего мнения, безынициативность в процессе диалога, недостаточная сформированность умений выражать просьбу или совет, сообщать о своих чувствах, использовать формулы речевого этикета.

        Данные, полученные в результате констатирующего этапа эксперимента, подтвердили важность организации коррекционной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как средства общения не только в процессе их психолого-педагогического сопровождения специалистами, но и в процессе воспитательной работы как в стенах образовательной организации, так и в семье.

В образовательной организации в качестве средства развития связной речи можно использовать сюжетно-ролевые игры в различных режимных моментах детского сада. В качестве примера можно привести этапы подготовки игры «Поликлиника».

Таблица 1 – Этапы игры «Поликлиника»

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

1

2

3

Подготовительный

Организаци-онная работа

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Айболит»,

Ж. Карбозин «Врач»,

В. Маяковский «Кем быть?»,

Б. Житков «Помощь идёт»,

М. Алимбаев «Кто лечит?».

Продуктивные виды деятельности: подготовить рецепты, карточки, наборы атрибутов, подготовить атрибуты к игре.

Беседы с детьми: «Поговорим о профессии врач (доктор), медицинская сестра, пациент и т.д.».

Беседа по иллюстрациям о медицинских специалистах.

Дидактические игры: «Кто что делает», «Кому что нужно для работы».

Рисование «Скорая помощь».

Ознакомление с окружающим. Рассматривание картины «Больница».

Создание атрибутов и материалов для игры: для работников регистратуры, для врачей, для медсестер

Работа с родителями

Экскурсия родителей с детьми в поликлинику.

Беседы родителей с детьми.

Рассматривание медицинских книжек.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игры.

Консультации для родителей о проведении экскурсий, бесед.

Основной

Систематиза-ция информации

Организация игровых ситуаций:

- приход в поликлинику, регистратура;

- прием у врача;

- выписка лекарства;

- посещение больных на дому.

Принятие детьми на себя роли (врачи различных специальностей, медсестры).

Обеспечение руководства

Распределение ролей


Продолжение таблицы1

1

2

3

Игровая деятельность детей

Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей. На первом этапе воспитатель в роли главного врача принимает на работу медицинских работников, организует работу, контролирует качество работы медперсонала, беседует с больными. Впоследствии роль главного врача играет один из детей.

Пациент записывается на приём к врачу, приходит на приём с жалобами, просит назначить лечение, благодарит.

Регистратор заполняет карту больного, дает талон.

Доктор ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт.

Врач окулист принимает пациента, проверяет зрение, назначает лечение, даёт советы, выдаёт больничный лист.

Медсестра выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание.

Санитарка убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль).

Использование многоперсонажных сюжетов.

Обучение элементам развития сюжета.

Принятие на себя второстепенной роли.

Использование предметов-заместителей

Заключительный

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе

Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений

Важно организовать взаимодействие с родителями воспитанников с целью повышения их компетентности в вопросах развития связной речи детей с нарушениями зрения.

Таблица 2 – Взаимодействие педагогов и специалистов с родителями по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Направление

Цель

Форма работы

Ответственные

1

2

3

4

Ознакомление родителей с содержанием проводимой работы

Информирование родителей о содержании экспериментального исследования

Вводное родительское собрание, результаты диагностики связной речи, перспективы дальнейшей работы

Воспитатели, логопед

Консультация «Роль семьи в развитии связной речи детей»

Дефектолог

Оформление уголка для родителей «Особенности связной речи детей с нарушением зрения»

Логопед

Реализация активных форм взаимодействия педагогов и родителей, направленных на ознакомление родителей с формами и методами формирования связной речи детей с нарушениями зрения

Ознакомление родителей с основными направлениями работы ДОО по формированию связной речи детей с нарушениями зрения, формирование установки на сотрудничество

Индивидуальные и групповые консультации, рекомендации по развитию связной речи детей с учетом особенностей нарушения зрения

Дефектолог

Создание условий для активного погружения родителей в воспитательно-развивающую работу

Открытый просмотр занятий по формированию связной речи детей с нарушениями зрения с последующим обсуждением и дискуссией

Логопед

Повышение компетентности родителей в вопросах развития связной речи детей

Семинар-дискуссия «Обмен опытом родителей по формированию связной речи детей с нарушениями зрения в семье»

Логопед

Ознакомление с играми по развитию связной речи

Наглядные формы работы: оформление родительского уголка в приемной группы.

Воспитатели


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

Индивидуальные консультации по запросу

Логопед, дефектолог, воспитатели

Формирование умений и навыков у родителей по формированию связной речи детей с нарушениями зрения

Семинар-практикум «Развитие связной речи детей с нарушениями зрения»

Логопед

Организация работы по взаимодействию родителей с детьми в совместной деятельности

Совместные проекты детей и родителей «Книжка-малышка» (по сюжету сказки), «Книжка-раскраска», «Пословицы и поговорки», «Вежливые слова», «Азбука вежливости» и другие

Воспитатели

Таким образом, воспитательная  работа как в рамках специального коррекционного образования, так и в рамках инклюзивного образования должна иметь коррекционную направленность на преодоление недостатков формирования личности ребенка с нарушениями зрения, которая должна осуществляться во взаимодействии всех участников образовательного процесса: специалистов, педагогов, семьи и самих обучающихся.

Список использованных источников

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

2. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. – Текст: непосредственный // Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2018. – 136 с.

3. Болдинова О. Г. Педагогические условия развития связной речи у дошкольников с нарушением зрения / О. Г. Болдинова – Текст: непосредственный // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования: материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 24–26 октября 2019 года / ред. М. Л. Скуратовская. – Ростов-на-Дону: ООО «Фонд науки и образования», 2019. – С. 123–125.

4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – Текст: непосредственный // Москва: Аркти, 2020. – 168 с.

5. Громова О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова. – Текст: непосредственный // Москва: Просвещение, 2019. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...

Итоговое интегрированное занятие по теме: "Весна" для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Комплексное интегрироанное занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи, составлено совместно с учителями логопедом и дефектологом, а также с воспитателями. Занятие по з...

Современные данные о проблеме изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Связная речь представляет собой развернутую фразу на определенную тему, которая раскрывается логично, точно, лексически  грамматически правильно. Поэтому в реализации связного высказывания тесней...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

«Формирование навыков диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и общим недоразвитием речи с помощью комиксов»

Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Родители и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в театрализованной деятельности.Автор-Романченко Е.Х.

КРО.Статья по теме:"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в театрализованной деятельности".Автор-Романченко Е.Х.Цель:воспитывать у детей старшего дошкольного ...

Сборник "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения"

В сборнике содержатся рекомендации для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Картотека игр....