Авторская технология "Нумикоша"
материал

Авторская технология «Нумикоша» предполагает использование уникального мультисенсорного пособия – «Нумикон», разработанного так, чтобы задействовать сильные стороны детей, направленного на формирование элементарных математических представлений, адаптированного под условия ДОУ и возможности воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл numikon.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская технология «Нумикоша» по формированию математических представлений у детей, испытывающих трудности в изучении математике (адаптированная версия пособия «Нумикон»).

Аннотация

Мой опыт работы по формированию математических представлений у детей, испытывающих трудности при изучении математики, начался с детьми с синдромом Дауна. Ведь в силу своих особенностей развития, при изучении математики дети сталкиваются с трудностями: с трудом запоминают числа до 10, не выстраивают числовой ряд, не знают состав числа в пределах 10 и т.к. далее.

Справиться с этой задачей мне помогла разработанная мною авторская технология «Нумикоша», которая предполагает использование уникального мультисенсорного пособия – «Нумикон», разработанного так, чтобы задействовать сильные стороны детей, направленного на формирование элементарных математических представлений, адаптированного под условия ДОУ и возможности воспитанников.

Проблематика

Начав использовать Нумикон, я столкнулась с рядом трудностей. Их анализ со временем помог мне лучше организовать мою работу.

Трудности в работе с Нумиконом:

  1. Ярко выраженные сенсорные интересы у детей с синдромом Дауна;
  2. Сложности включения Нумикона в занятия и в сочетания с другими видами работ по основной программе, особенно на этапе сенсорного интереса к деталям Нумикона.
  3. Сложности математического характера с освоением арифметических действий, которые требуют большего абстрактного мышления.

Поэтому я разделила работу с помощью системы Нумикон по формированию математических представлений на несколько этапов несколько иначе, адаптировав ее таким образом к своей практике.

Содержание измененных этапов:

Первый этап – игровой, ознакомительный - через различные   сенсорные игры с шаблонами (рассматривание  форм Нумикона, надевание штырьков и форм  на пальчики, нанизывание на шнурок, закапывание в песок и крупу, раскрашивание красками, оттиски на пластилине или глине, складывание пазлов, строим башню из формочек и штырьков, составляем форму из штырьков) ребенок узнает, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек, т.е. начинает видеть   основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее.

Второй этап - конструирование рядов из форм Нумикона.

В процессе конструирования из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме, дети узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к овладению операциями сложения и вычитания.

Третий этап - обучение счету

На этом этапе дети учатся, как правильно в горизонтальной плоскости сложить шаблоны, чтобы между ними не было промежутков. Затем детям предлагают разложить образцы от меньшего к большему, добавляя информацию об арифметической последовательности чисел - это этап соотношения шаблонов с привычными цифрами.

Ребята получают задания пересчитать дырочки в шаблонах, отметить их штырьками, сосчитать их количество. Когда дети научились соотносить шаблоны с цифрами, приступают к этапу сложения и вычитания чисел.

Четвертый этап - освоение арифметических действий

Нумикон активно используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями. Вся предварительная работа с Нумиконом направлена на то, чтобы ребенок понял, что шаблоны можно соединять друг с другом вплотную, без промежутков.

Операция сложения с помощью форм Нумикон очень наглядна. Ребятам предлагается «сложить вместе», т. е. соединить две формы и посмотреть «на какую форму они стали похожи?».

Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что авторская технология «Нумикоша» стала хорошим дополнением как в традиционных, так и в альтернативных методах работы по формированию математических представлений, которые я использую в своей работе - это система М. Монтессори; Дары Фребеля. Это обусловлено тем, что наглядные материалы нуждаются в частой замене, потому что дети, впрочем, как и взрослые, привыкают к ним и перестают замечать. А новые материалы всегда привлекают внимание.

Таким образом, мой практический опыт свидетельствует, что авторская технология «Нумикоша» может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).

В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....