"Люблю березку русскую"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие "Люблю березку Русскую" для старшей группы.
Целью занятия является: расширить представление детей о разнообразии природного мира. Также уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека и природы. Продолжать формировать культуру общения с природой. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Учить отражать полученные впечатления через нетрадиционные техники - бумажная пластика. В процессе занятия детьми выполняется березка из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Атепцевская средняя общеобразовательная школа
Конспект
Народного праздника
«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ, ТО СВЕТЛУЮ, ТО ГРУСТНУЮ…»
для детей с речевыми нарушениями 5- 7 лет
Подготовила:
Учитель-логопед
Ветрова Е.В.
Наро-Фоминский г.о., с. Каменское
2024 г.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закреплять и активизировать словарный запас детей;
- автоматизировать поставленные звуки;
- совершенствовать ритмико-слоговую структуру слова;
- продолжать учить изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
2. Коррекционно-воспитывающие:
- формировать представления детей о празднике «Троица»;
- дать возможность почувствовать красоту русских обычаев, обрядов и игр, пробуждать интерес к ним;
- воспитывать навыки общения, внимательности во время подвижных игр, а также создавать у детей радостное настроение.
3. Коррекционно-развивающие:
развивать: интонационную выразительность речи; связную речь; навыки художественного ручного труда при плетении венков; ловкость и умение прыгать через препятствие.
Предварительная работа:
разучивание игр, чтение стихотворений и беседы о березе, загадывание загадок, разучивание стихотворения, чистоговорок, изготовление бумажных цветов.
Оборудование и материалы:
ленты разного цвета для украшения березы, цветы из гофрированной бумаги, венки для участников праздника, ветка березы, «костер» для подвижной игры, костюм для воспитателя, сарафаны и платочки для девочек.
(совместная деятельность проходит на участке детского сада, педагог встречает девочек в русском сарафане)
Ход праздника
Педагог:
Наступает праздник Троица. Этот праздник называют днем рождения березки. В этот день славят березку, ведь она издавна почиталась на Руси. Пойдем, девицы красные, березку хвалить, да наряжать, веночки плести.
«Пойдем, девочки завивать веночки,
Завьем веночки, завьем зеленые…»
(девочки все вместе плетут веночки, во время плетения венков дети повторяют чистоговорки).
Чистоговорки
Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие интонационной выразительности и модуляции голоса. ( чистоговорки подбираются в зависимости от поставленных звуков)
Ра - ра - ра нам на праздник всем пора. (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом)
Ру - ру - ру соберу все детвору. (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом
Ша -ша - ша как береза хороша! (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом)
Ши - ши - ши наши дети хороши! (повторить 3раза: громко, тихо, шепотом)
Ши - ши - ши веселимся от души. (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом)
Рассказ о празднике
Девочки и девушки в этот день демонстрировали свое рукоделие и мастерство – вышивку, плетение, умение украшать свой дом и березку, показывали себя хорошими плясуньями, певуньями и рассказчицами. Каждая старалась быть настоящей мастерицей во всем. Плели красивые венки из цветов и березовых веток, наряжались. Считалось, кто их смастерит, к тому и придет счастье. Венки дарили друг другу, обнимались, целовались (кумились). Мы тоже с вами сплели венки и будем дарить их друг другу. (одеть друг другу венки и обняться)
Молодцы, ребята, красивая у нас теперь березка, и вы красивые нарядились в веночки!
Логопед:
- Берёза – щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для грибов и ягод, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню.
(Показ изделий из бересты.)
- Поэты тоже любуются этим деревом, свои чувства они передают в стихотворениях. (Дети читают стихотворения.)
Берёза.
Берёзка белая сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего хороша, словно девица-душа!
Берёза.
У красы берёзки
Платье серебрится.
У красы берёзки
Зелены косицы…
(П. Воронько)
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью серёжки
Их украсится наряд
Много исходив дорожек
Я всегда берёзе рад!
Логопед:
- Теперь вы все станете поэтами. Я начинаю читать стихотворение, а вы добавляете словосочетание «зелёный лист» в нужной форме, чтобы получилось складно.
(Логопед читает стихотворение и в нужные моменты показывает символ листа, дети договаривают хором.)
Приключение зелёного листа.
Как-то раз с большой берёзы
Оторвался (лист зелёный)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У (зелёного листа).
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту,
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к (зелёному листу),
Лапой хвать (зелёный лист)
Дескать, поиграем.
«Не хочу», - парашютист головой качает…
Ветер вмиг с (листом зелёным)
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Пишем мы в саду весёлом
Стих о том (листе зелёном).
Логопед:
- Хорошее стихотворение получилось!
- Давайте украсим дерево ленточками. Каждый, кто вспомнит или придумает красивое слово о берёзе, будет повязывать ленточку на ветку нашего дерева. Кто смелый – начинай первый!
(Берёза (какая?) - стройная, зелёная, ясная, кипучая, грустная, плакучая, светлая, белоствольная…
Ветки (какие?) – большие, длинные, толстые, тонкие…
Ствол (какой?) – шершавый, гладкий, белый, полосатый…)
Стройная, как…; листья похожи на монетки; качается, будто танцует или машет руками)
Логопед:
- Посмотрите, какой стала наша берёзонька!
А теперь пора нам позабавиться:
Эй, девчата, да ребята, поскорей.
Собирайся не робей!
В игры играть, хороводы водить.
Березку прославлять!
Хоровод «Во поле березка стояла»
Логопед: А теперь в подвижную игру «У дядюшки Трофима»
(дети играют в игры «У дядюшки Трифона», «Костер» и др. знакомые подвижные игры по желанию детей)
Хороводная игра
«У дядюшки Трифона»
Цель: развитие навыков общения.
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
«У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»
При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Логопед:
- ребята, на праздник березки молодежь всегда показывала свою ловкость, удаль и смелость. Они разводили костры и перепрыгивали через них. Мы с вами тоже будем прыгать, через наш безопасный «Костер». (напомнить детям о правилах пожарной безопасности, о том, что костры в лесах разводить запрещено, но игру, где прыгают через препятствие придумать можно, но только со взрослыми)
Подвижная игра
«Костер»
Цель: развитие ловкости, умения прыгать через препятствие.
На участке, на ровном месте устанавливается небольшой макет костра из картона, дети по очереди перепрыгивают через «Костер», кто хоть немного задевает препятствие, выбывает из игры.
Логопед:
березку на Руси всегда любили и почитали, и сейчас мы с вами тоже будем говорить о ней хорошие добрые слова.
Речевые игры
«Похвали березу», «Рассмотри березу»
Цель: развитие словаря.
Дети встают в круг и, передавая веточку березки, хвалят ее, например: березка красивая, березка белоствольная, березка зеленая, березка большая, березка стройная, березка белая, березка хорошая, березка светлая, березка кудрявая и т.д. Дети стараются не повторяться, кто больше всех похвалит березу, тот и победитель.
Логопед:
- ребята, давайте еще раз полюбуемся нашей березкой, рассмотрим ее внимательно, и скажем, что же она делает. Дети встают в круг и, передавая веточку березки, говорят о том, что береза делает, например: березка стоит, березка качается, березка зеленеет, березка сбрасывает листья, березка шумит, березка радуется, березка одевается в листву и т.д. Дети стараются не повторяться.
Логопед:
- ребята, березку можно не только наряжать и любоваться ею, но и узнать сколько в данном слове слогов, давайте вспомним, как мы это делали на занятиях.
«Прохлопай, протопай»
Цель: совершенствовать ритмико-слоговую структуру слова.
Дети хлопают в ладоши, топают ногой и узнают, сколько слогов в слове «Береза», в слове «Березка». Далее по желанию дети могут посчитать слоги прыжками.
А теперь, ребята, хотят рассказать красивое стихотворение о березе. (дети рассказывают стихотворение)
Игра: «Кто быстрее принесет водицы полить березку»
Дети делятся на две команды и поют:
Водица, водица, студёная быстрица,
Обеги вокруг, напои наш луг!
Дети наполняют ведра водой. Чья команда быстрее наполнит та и выиграла.
Люблю березу, русскую, то светлую, то грустную
Цель: развитие выразительности.
1.Люблю, березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
2.Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную.
То, ясную, кипучую.
То, грустную, плакучую.
3.Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется – но не ломится!
(А. Прокофьев)
Ребята, какое прекрасное, красивое стихотворение написал русский поэт о березе. Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Хоровод «Ты моя береза»
Итог развлечения
Весело мы отметили день рождения березки, праздник Троицы.
Список использованной литературы.
Баранова О.Г., Зимина Т.А., Модлевская Е.Л. «Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря». Иллюстрированная энциклопедия: Искусство – СПБ, 2001.- 672с.
Ищук В.В., Нагибина М.И. «Народные праздники», академия развития. г. Ярославль, 2000.- 160 с.
Пугачева Н.В, Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста» Учебное пособие.- м: Педагогическое общество России, 2007.- 144с
Тимошкина Н.А. «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2008.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по средствам мультимедийной презентации для детей старшего дошкольного возраста по теме «Люблю березку русскую»
Данная презентация создана с целью, использования мультимедийных ресурсов в образовательной области " Познания"...
Люблю березку русскую...
Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева,формировать умение передавать поэтический образ березы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-68091-1353086382.jpg)
"Люблю березку русскую"
Задачи: 1.Закреплять имеющиеся у детей знания о природе и о традициях русского народа.2.Учить применять полученные от общения с природой навыки в стихах, песнях, играх, хороводах.3.П...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185755-1358862889.jpg)
Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую"
Мною представлен конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую" и презентация к нему....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-197235-1360221846.jpg)
Интегрированная НОД "Люблю березку русскую"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Работая с детьми по проекту, посвящённому 70 - летию Кузбасса, дети узнали многое о своём родном крае. Был конкурс чтецов стихов о Кузбассе. Дети изготовили сво...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-174163-1357653901.jpg)
конспект занятия "Люблю березку русскую!"
Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание бережного, заботливого отношения к природе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-245370-1591103423.jpg)
Интегрированное занятие по экологии"Люблю березку русскую"
Интегрированное занятие по экологии в старшей группе. ...