Консультация для педагогов _Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников_
консультация по коррекционной педагогике

  «Рука-это вышедший наружу мозг человека»   

                                                                И.Кант

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рука-это вышедший

наружу мозг человека»

И.Кант

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки. С 4до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама и бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3-4 недели еже в первом полугодии 2 года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Комплексы пальчиковой гимнастики применяются для устранения дефектов речи у детей и разнообразны по содержанию.

1. Игры – манипуляции.

«Ладушки- ладушки», «Сорока – белобока»- указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик- мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно)

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, т-д,к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения (« гимнастика мозга»)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария . Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко»- поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак- ребро- ладонь»- последовательно менять три положения : сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола ( сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе)

«Ухо- нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой- за противоположное ухо , затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки(начинать лучше с круглого предмета)

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальном плоскости цифру 8 три раза – сначала одной рукой, потом другой , затем обеими .

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения- разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

«Помоем руки под горячей струей воды»- движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой : постукивание, пиление. Движения обеих кистей : имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки « забивать» гвозди.

«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руках

Позволяет повысить общий тонус , развивает внимание и память, снимает психоэмоцианальное напряжение.

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец- какой- либо персонаж.

«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.(сначала они плавают порознь, а потом вместе)»

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно.

С первой младшей группы – дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения рук сопровождались потешками, песенками.

В средней и старшей группах пальчиковую гимнастику включили в режим дня.

1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

2. Во время утренней гимнастики.

3. На физкультминутках(3-4 упражнения). Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье). Далее следует разминка для пальцев. Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложными движениями, далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки и предметов.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения.

4. На физкультурных занятиях. На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. На занятиях с использованием тренажеров также используются упражнения для пальцев.

5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

6. На прогулке в теплое время года. После наблюдения за живыми объектами и неживыми детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

7. В зачине подвижной игры или в ходе игры.

8. На досугах, праздниках, развлечениях.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант            Ребенок только родился...

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...

Консультация для родителей на тему: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Консультация для родителей  на тему:«Мелкая моторикав психофизическом развитии дошкольников»Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной...

Круглый стол с педагогами по теме: МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с эти...