Главные вкладки
Консультации учителя-логопеда для воспитателей ДОУ
консультация по коррекционной педагогике
Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, специалистами ДОУ, младшими воспитателями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи».
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.
Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.
Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.
Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут
самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.
На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.
Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.
- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.
- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
- Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны - вдох; 2-3 - наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 - и.п. То же, наклон к правой ноге.
- Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).
- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, мешочек в левой руке.
- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
- Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.
- Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
- Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
- Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
- Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
- 2. Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.
Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. Матерчатый мяч (размером с теннисный) изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.
Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
«Игра, как эффективное средство для развития фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи»
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения детей в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приёмов. Игра, как эффективное средство для развития фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи.
Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения:
-вслушиваться в звучание слова;
-узнавать и выделять отдельные звуки;
- различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
Происходит совершенствование чувственного опыта в области языка: развитие способности ребёнка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
Воспитатель закрепляет сформированные учителем – логопедом речевые навыки у детей в НОД, в совместной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности с использованием дидактических игр, игровых приёмов в следующих направлениях:
-игры, направленные на развитие слухового внимания;
- игры на развитие речевого слуха ;
- игры на различение близких по звуковому составу слов;
- игры на дифференциацию слогов;
- игры на дифференциацию звуков;
- игры на формирование звукового анализа и синтеза.
Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия.
Игры, направленные на развитие слухового внимания.
«Скажи, что звучит?»
Воспитатель знакомит детей со звучащими игрушками, играет на них.
Предлагает поиграть детям. Затем дети закрывают глаза и определяют, какая игрушка звучала.
«Часовой»
Цель: Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.
В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры.
Игры на развитие речевого слуха.
Игры «Кто стучится? «
Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
«Угадай, чей голосок?»
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Дети сидят полукругом перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Воспитатель предлагает кому–нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот. Кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
Игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука.
«Недовольный Саша»
Цель: Развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков.
Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
«Будь внимательным»
Цель: Учить определять правильность произношения слов.
Картинки: банан, альбом, клетка.
Перед ребёнком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать воспитателя: если воспитатель правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банам, ванан, давай, баван., аньбом, айбом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем, клетка,къетка, клетта, кветка, кветка..
Игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов.
Игра «Внимательные ушки»
Воспитатель просит ребёнка поднять картинку, если он произнесёт слово правильно и перевернуть её, если произнесёт слово неправильно.
«Незнайка запутался»
Цель: Учить подбирать слова, схожие по звучанию. Воспитатель произносит слова и предлагает ребёнку назвать слово, которое не похоже на остальные:
- мак, бак, так, банан;
Игры, направленные на дифференциацию слогов
«Повтори правильно»
Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение чётко воспроизводить слоговые цепочки.
Дети сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребёнок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми – ма – му – ме.; па – пя – па.
«Телефон»
Цель: Развивать фонематическое восприятие. Умение чётко воспроизводить слоговые цепочки. Дети сидят в ряд друг за другом. Воспитатель называет серию слогов (например: су – су – си.), состоящих из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.
Игры, направленные на дифференциацию звуков.
«Яблочки»
Цель: Развитие фонематического восприятия, умение находить слова с заданным звуком.
Воспитатель предлагает собрать в две корзинки яблоки, (на обратной стороне картинки, в названии которых слышится твёрдый звук «д», или мягкий звук «дь»).
«Не ошибись»
Цель: Дифференциация звуков «с» и «з»
Детям дают по 2 картинки. На одной нарисован свисток, на другой звонок.
Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком в правую. Если в слове есть звук»с», то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с –с –с -…а если звук З, то со звонком и говорят « з –з –з».
Игры, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза.
«Выложи слово фишками»
Цель: Упражнять в определении последовательности звуков в слове. Детям предлагается картинка, слово – название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме. Сначала для анализа даются односложные слова типа «кот, мак, лук.» По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова.
«Угадай –ка»
Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков. Воспитатель предлагает детям угадать, какое слова получиться из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).
«Назови братца»
Закрепление представлений о твёрдых и мягких звуках. Воспитатель называет твёрдый звук и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч, называет его мягкую пару – маленького братца и перебрасывает мяч воспитателю.
Список литературы:
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для детей с ОНР.
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. СПб Издательство « Лань»1999г.
- Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5 -6 летних детей. Логопед №2, 2004
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М. Владос, 1994г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-497964-1413276973.jpg)
консультация учителя-логопеда для педагогов: "Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у детей"
Сегодня в педагогический лексикон вошло понятие «педагогические технологии». Существуют разные взгляды на раскрытие его значения.Технология - это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-169793-1356374535.jpg)
Консультация учителя - логопеда для педагогов ДОУ. Тема: "Формирование коммуникативной компетенции дошкольников через развитие диалогической речи"
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-602604-1425409323.jpg)
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ «Речь педагога»
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-620109-1631639720.jpg)
Консультация с педагогами ДОУ "Взаимосвясь учителя-логопеда и педагогов в условиях логопункта"
В конспекте представлены основные направления взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительных групп в условиях логопункта....
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ по теме "Артикуляционная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей с ОВЗ"
В консультации говорится, что такое здоровьесберегающие технологии, для чего они нужны. Что такое артикуляционная гимнастика, как ее нужно проводить с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/13/picture-1248607-1589372397.jpg)
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Требования к речи взрослого"
Консультация для педагогов ДОУ " Требования к речи взрослого"...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/17/picture-617011-1737134050.jpg)
Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми по речевому развитию"
В презентации освещены основные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы в работе с детьми с нарушениями речи и в норме развития....