Путешествие по сказкам А. С. Пушкина
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Путешествие по сказкам А. С. Пушкина

Цель

Выявить уровень усвоения детьми ранее полученных знаний об  А. С. Пушкине, знание    его произведений, умение узнавать их по отрывкам.

 

Образовательные задачи

Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить. 

Учить давать полные ответы. 

Закрепить представления о сказках А. С. Пушкина и созданных автором художественных образах.

 

Развивающие задачи

Развивать творческое воображение, активный словарь, умение выполнять поделку из бумаги в технике оригами. 

Усиливать психические процессы: мышление, внимание, память.

 

Воспитательные задачи

Воспитывать чуткость к поэтическому слову. 

Учить совместной работе. 

Развивать чувство радости от общего дела через развивающие игры.  

            

Коррекционные задачи

Развивать мелкую моторику рук, прослеживающую функцию глаз. 

Вырабатывать фонематический слух.

 

Материалы и оборудование: портреты А. С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова; макет дерева (дуб), конверты с заданиями, мнемодорожка, ребус, схема оригами «Рыбка»; таз с водой, разрезной ключик, сундук с подарками. На каждого ребенка: интеллектуальные игры Б. П. Никитина «Сложи узор»;  рабочий лист «Карта звезд», простые карандаши, картинки-символы (комар и шмель). Аудиозаписи детских песен М. Карсёва «Рыбка», «Белочка»; «Сказки А. С. Пушкина»; «Полёт шмеля» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam_a._s._pushkina.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по сказкам А. С. Пушкина

Цель

Выявить уровень усвоения детьми ранее полученных знаний об                      А. С. Пушкине, знание    его произведений, умение узнавать их по отрывкам.

Образовательные задачи

Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить. 

Учить давать полные ответы. 

Закрепить представления о сказках А. С. Пушкина и созданных автором художественных образах.

Развивающие задачи

Развивать творческое воображение, активный словарь, умение выполнять поделку из бумаги в технике оригами. 

Усиливать психические процессы: мышление, внимание, память.

Воспитательные задачи

Воспитывать чуткость к поэтическому слову. 

Учить совместной работе. 

Развивать чувство радости от общего дела через развивающие игры.  

            

Коррекционные задачи

Развивать мелкую моторику рук, прослеживающую функцию глаз. 

Вырабатывать фонематический слух.

Материалы и оборудование: портреты А. С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова; макет дерева (дуб), конверты с заданиями, мнемодорожка, ребус, схема оригами «Рыбка»; таз с водой, разрезной ключик, сундук с подарками. На каждого ребенка: интеллектуальные игры Б. П. Никитина «Сложи узор»;  рабочий лист «Карта звезд», простые карандаши, картинки-символы (комар и шмель). Аудиозаписи детских песен М. Карсёва «Рыбка», «Белочка»; «Сказки А. С. Пушкина»; «Полёт шмеля» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Предварительная работа

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, чтение его сказок, просмотр мультфильмов по сказкам поэта.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем заходят в группу.   

Организационный момент «Поделись хорошим настроением»

   

Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Дети хором отвечают.) А вы хотите, чтобы у всех было хорошее настроение?

Дети. Да!

Воспитатель. А как можно этого добиться? Давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением со своими товарищами. (Дети улыбаются друг другу.) 

Посмотрите, ребята, сегодня к нам в гости пришёл Кот. 

Входит воспитатель в костюме кота.

Кот. Здравствуйте, ребята! Я рад  видеть вас. Надеюсь, вы меня узнали? 

Я всем известный кот ученый. 

А вот и дуб растет зеленый.

Кто меня придумал?  

Дети. А. С. Пушкин. 

Кот. Правильно, молодцы! А сможете ли вы узнать портрет А. С. Пушкина? 

(Дети указывают на портрет поэта.) Молодцы, и с этим заданием вы справились. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, он сочинял не только прекрасные стихи, но и замечательные сказки. Какие сказки Пушкина вы знаете? 

Дети. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

Кот. Молодцы, сказки вы знаете. Поэтому я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. Вы согласны?   

Дети. Да!

Кот. Но прежде чем вы отправитесь в путешествие, я хочу проверить, насколько вы внимательны. Повернитесь ко мне и вспомните, что стояло возле дуба? 

Поворачивает детей спиной к дубу.

Дети. Сундучок.   

Кот. Правильно. Я приготовил для вас подарки и положил их в этот сундук. Но вот беда, пока я путешествовал по сказкам А. С. Пушкина, ключ потерялся. Теперь вся надежда только на вас. Вам нужно повторить мой путь и собрать ключ по частям. Одна часть ключика у меня осталась, но отдать я вам ее смогу, только если вы отгадаете мои загадки. А как вы думаете, где они спрятались? Правильно, в конвертах.

Задание «Прочитай мнемотаблицу»

Цель: развитие мышления и памяти.

Кот. Посмотрите на таблицу и отгадайте, какое слово я зашифровал. Если вы его отгадаете, тогда узнаете, кому князь Гвидон построил дом. 

Дети рассматривают таблицу и отгадывают, что князь Гвидон построил хрустальный дом белочке.

Задание «Музыкальная загадка»

Цель: развитие слухового внимания, воображения

Кот. А теперь послушайте музыкальный фрагмент и скажите, к какой сказке и какому герою он может подойти?

Дети слушают «Полёт шмеля» и дают свои ответы.

Кот. Молодцы, правильно. А написал эту музыку Николай Андреевич Римский–Корсаков.  Посмотрите на его портрет. Он сочинил «Полёт шмеля» специально для оперы «Сказка о царе Салтане».

Задание «Сложи узор»

Цели: развитие пространственного воображения, умения анализировать, синтезировать и комбинировать; воспитание внимания, точности.

Кот. Ребята, посмотрите на картинку. Вам нужно выложить такую же  желтую рыбку.

Дети выполняют задание.

Кот.  Молодцы я вижу, вы готовы к путешествию. Берите первую часть ключа и отправляйтесь на остров Буян. Я буду ждать вас  там. (Уходит.)

Задание «Оригами “Кораблик”»

Цели: развитие анализа и синтеза; воспитание внимательности, точности путем отрабатывания  базовой формы «Двойной треугольник» (получается путем складывания квадратного листа бумаги пополам и по диагонали).

Воспитатель. Ребята, а как же нам добраться до острова? 

Дети. На кораблях. 

Воспитатель. Правильно, нам нужны корабли. Давайте попробуем сделать их из бумаги. Кот оставил нам чертеж, по которому вы сможете построить свои корабли. Садитесь за столы. Вспомните, как мы делали с вами кораблик раньше. Если забудете, то воспользуйтесь схемой. Старайтесь быть аккуратными.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Кораблики у вас получились хорошие, ровные, только маленькие, я в них не помещусь. Придётся вам плыть на остров без меня. Там вас встретит хозяйка острова. 

Упражнение «Кораблик, плыви!» 

Цель: развитие плавного выдоха.

Воспитатель. Давайте опустим кораблики в воду и посмотрим, как они будут держаться. 

Дети пускают кораблики в таз с водой, плавно дуют на них.

Воспитатель

Ветер по морю гуляет                      Он бежит себе в волнах

И кораблик подгоняет;                     На раздутых парусах  

 

Логопед. Вот вы и добрались до острова. Кот оставил для вас конверт с надписью:  «Отважным, добрым, умным, воспитанным и т.д.». Как вы думаете, это обращение вам подходит? 

Дети (хором). Да!

Воспитатель. Тогда давайте откроем конверт. (Вскрывает конверт.) Вам нужно отгадать, из какой сказки этот отрывок? 

Месяц, месяц, мой дружок,                   Круглолицый, светлоокий.

Позолоченный рожок!                           И, обычай твой любя,

Ты встаешь во тьме глубокой,              Звезды смотрят на тебя. 

Дети. Это отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Воспитатель. Правильно, молодцы. Теперь вам нужно выполнить новое задание, и тогда вы получите еще одну часть ключа. 

Упражнение «Звезды»

Цель: развитие зрительного внимания, произвольной регуляции деятельности; распределение внимания.

Дефектолог. Вот вам кусочек звездного неба. Посмотрите на него внимательно. Все звезды одинаковые?

Дети (хором). Нет. 

Логопед. Правильно они разные:  четырех-, пяти- и шестиугольные. Какая звезда подчёркнута? 

Дети. Пятиугольная.                                                                    

Логопед. А в какой стоит точка? 

Дети. В шестиугольной.                                                                                      

Логопед. Какая звезда зачеркнута?  

Дети. Четырехугольная.   

Воспитатель. Вам нужно точно так же сделать со всеми звездами на вашем небе. Пятиугольную подчеркнуть, в шестиугольной поставить точку, а четырехугольную зачеркнуть.

Дети берут простые карандаши, садятся за столы  и выполняют задание. 

Появляется Кот. 

Кот. Мяу! Молодцы! Вы хорошо потрудились, давайте теперь отдохнем и поиграем.

Игра малой подвижности «Зеркало»  

Цель: развитие внимания и ориентировки в пространстве.

Звучит аудиозапись «Белочка».

Кот. Я буду показывать вам движения, а вы их повторяйте. (Заканчивается игра движениями комара.)

Кот. А скажите мне, в кого превращала Царевна Лебедь князя Гвидона? 

Дети. В муху, комара, шмеля.                                                                                                           

Кот. Как звенит комар? 

Дети. З-з-з.

Кот. Как жужжит шмель? 

Дети. Ж-ж-ж.

Кот. Спойте еще раз песню комара.

Дети выполняют задание.

Кот. А теперь спойте песню шмеля. 

Дети выполняют задание. 

Кот. Хорошо поете. 

Хозяйка острова. Котик мы загадку твою отгадали, песенку тебе спели. Ты не забыл, что обещал отдать нам найденную тобой часть ключа?

Кот. Нет,  не забыл, сейчас посмотрю в сумке. (Отдает вторую часть ключа.) Ой, я совсем забыл, что приготовил для вас еще одно интересное задание. (Достает из сумки картинки-символы и отдает их хозяйке острова.) Выполните  и получите последнюю часть ключа.

Задание  «Дифференциация звуков [з]–[ж] в тексте»

Цели: повторение артикуляции оппозиционных звуков; развитие фонематического слуха и зрительного внимания.

Хозяйка острова. Я буду читать отрывки из сказок, а вы внимательно слушайте. Как только услышите слово со звуком [з], покажите картинку-символ комара. Когда услышите слово со звуком  [ж], покажите картинку с изображением шмеля. Приготовились? Слушайте.

         Отплачу тебе добром,

         Сослужу тебе потом.

         Ты не лебедь ведь избавил,

         Девицу в живых оставил.

         Город новый златоглавый,

         Пристань с крепкою заставой…

Дети выполняют задание.

Хозяйка острова. Молодцы, справились с заданием. Получайте третью часть ключа и отправляйтесь обратно в детский сад.    

                                                                                                                       

Пластический этюд «Кораблики»

Цель: развитие мелкой моторики.

Хозяйка острова. Сложите ладошки корабликом и плавно плывите по волнам под музыку.

Дети двигаются по залу под песню М. Красёва «Рыбка», выполняя плавные волнообразные движения сложенными в кораблик ладонями.

Воспитатель. Вот и закончилось ваше путешествие. Скажите, какие сказки А. С. Пушкина вы сегодня вспоминали?                                                                                         

Ответы детей. 

Воспитатель. Молодцы. Кот ученый остался  очень  вами доволен,  он благодарит вас за хорошее знание его любимых сказок. А теперь давайте попробуем сложить ключик и открыть сундук. 

Дети вместе с воспитателем открывают сундук и достают оттуда подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Цель: Закрепление знаний детей.Задачи: Образовательные: - закреплять умения находить слова с заданным звуком в стихотворном тексте, определять его место в слове, выделять его при произношении;- соверш...

Конспект по развитию речи «Путешествие в сказку А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке »

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы. Закрепление знаний детей о творчестве А.С. Пушкина....

Проект: Сказка мудростью богата (путешествие по сказкам А.С. Пушкина-2021)

Проект: Сказка мудростью богатаТема: «путешествие по сказкам А.С. Пушкина» Проблема проекта: Дети не имеют достаточно знаний о А. С. Пушкине и его творчестве. Слабый интерес у ...

Викторина Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Викторина: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста...

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста.

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий итогового мероприятия проектной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» для воспитанников 6 – 7 лет Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цель: формирование у детей интереса к  произведениям А.С Пушкина, активизируя литературную память, создавая эмоционально-положительное настроение.Задачи:Образовательные:Продолжить формировать инт...