Значение занятий с окружающим миром для речевого развития детей с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        2

1.        Развитие речи у детей с ОВЗ в процессе непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ознакомление с окружающим миром)        4

2.        Методика развития речи детей через активное познание окружающего мира.        6

Заключение        11

Список использованной литературы        12

Введение

Актуальность проблемы: в настоящее время стало особенно актуальным развитие речи детей в результате ознакомления с окружающим миром. Окружающий мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные впечатления. Не вызывает споров вопрос, что развитием речи в результате ознакомления с окружающим миром нужно начинать с раннего возраста. Задача воспитателей и родителей помочь ребенку войти в окружающий его мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности. И чем раньше начинается работа по ознакомлению с окружающим миром детей, тем больше будет ее педагогическая результативность. В процессе ознакомления дети накапливают богатый материал об окружающем их мире. Они имеют не только элементарные представления об окружающей их действительности, выделяют общие свойства предметов и явлений, но и устанавливают простейшие зависимости между ними. Они учатся рассуждать о наблюдаемых явлениях, выдвигать элементарные гипотезы, строить простые умозаключения. В этот период детского развития начинают преобладать высшие формы наглядно – образного мышления, на основе которого ребенок становится способным к эмпирическим обобщениям.

Развитое наглядно – образное мышление создает условие для ориентировки в пространстве, что создает предпосылку для дальнейшего освоения окружающего мира. Развитые формы образного мышления способствуют развитию речи. Наиболее развернутыми становятся фразы, высказывания постепенно приобретают боле связный характер.
Развитие речи детей происходит в результате активного познания окружающего их мира. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, к быту своего народа. Поэтому базой для развития речи является активное познание окружающего их мира.

Цель: развивать речь детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующею задачу: методика развития речи детей через активное познание окружающего мира.


  1. Развитие речи у детей с ОВЗ в процессе непосредственно-образовательной деятельности «Познание» (ознакомление с окружающим миром)

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме, соприкасаются с предметами и явлениями природы, живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мире вещей, предметов, явлений и событий.[7]

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

У детей с ОВЗ имеются трудности в овладении знаний при ознакомлении с окружающим миром. У них наблюдается бедность словарного запаса. Данный фактор препятствует полноценному освоению знаний: формированию у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире, формированию у детей знаний о предметах и объектах окружающего мира, их назначении и функциях, расширению представления о ближайшем окружении. У детей с ОВЗ нарушения познавательной деятельности обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. Такие дети часто отвлекаются, невнимательны, затрудняются в выделении признаков предметов и явлений природы, не умеют классифицировать предметы и называть группу предметов одном словом, часто путаются в обозначении частей тела и лица, словарный запас ограничен.[1]

Недостаточность содержательной стороны речи детей с ограниченными возможностями здоровья тормозит их речевое развитие. В этой связи изучение предметов и явлений окружающего мира, накопление сведений о них является непременным условием организации речевой практики детей-дошкольников.

Вместе с тем, учитывая, что сама по себе наглядная и практическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточна для того, чтобы определенная информация была востребована ими, а тем более усвоена, учитель-дефектолог широко пользуется словом, чтобы направить внимание детей на рассмотрение объектов, на их сравнение, он активизирует высказывания детей, добивается соответствия их речи и деятельности.

Выявляя и уточняя знания воспитанников о предмете или явлении, учитель-дефектолог обязательно должен предусмотреть введение новой информации. Дополнительные сведения по изучаемой теме сообщаются небольшими «порциями»: учитель-дефектолог либо рассказывает об одном-трех фактах, либо читает подобранный текст.

Речь, обращенная к воспитаннику, привычно используемая в различных вариантах (рассказ, чтение, объяснение, вопросы), является важнейшим методом обучения и должна быть правильной и лаконичной.

Поэтому на занятиях учитель-дефектолог должен быть немногословен, так как это утомляет детей, мешает  развитию речи самих дошкольников, если педагог подменяет речевую деятельность обучающихся собственной.

Объясняя причины речевой пассивности, характерной для детей с особыми образовательными потребностями, что ее следует искать не столько в недоразвитии речи, сколько в недостаточности  волевой сферы.

Снижение волевых усилий приводит к ослаблению побудительных мотивов речи. Создание условий для повышения речевой мотивации на занятиях развития речи требует использование ряда методических приемов и видов работ.

Из психологической литературы известно, что предлагаемый вниманию детей с особыми образовательными потребностями объект быстро перестает их интересовать, поскольку их ориентировочная деятельность очень кратковременна.

Помочь дошколятам сосредоточить внимание на изучаемом предмете  в течение  более продолжительного времени могут различные действия с этим предметом: конструирование, рисование, бытовой труд и т.д. В процессе предметной деятельности мотивы для осуществления высказывания возникают значительно легче, чем в условиях формальных словесных упражнений.[3]

  1. Методика развития речи детей через активное познание окружающего мира.

В процессе игры дошкольники закрепляют в памяти признаки, присущие предметам, овладевают умением правильно строить предложения, поддерживать беседу и, наконец, усваивают последовательность, в которой надо строить связное описание предмета.[7]

Выполнение практического задания требует затраты и времени. Примером может служить работа по теме «Домашние животные». После беседы дети получают задание проследить за поведением кошки и сделать в связи со своими наблюдениями рисунок. Чтобы облегчить ребенку работу, надо раздать фигурки кошки в разных позах. Ребенок выбирает фигурку, прикладывает на листок бумаги и дорисовывает обстановку. Последующая работа на занятии ведется с опорой на детские рисунки. Так педагог просит рассказать кого-либо из воспитанников о внешности кошки, о ее привычках, а остальные должны отгадать о каком рисунке идет речь. У ребенка возникают особые мотивы к высказыванию: его товарищи не знают его рисунка, а найдут ли его среди остальных, зависит от точности, с которой он его опишет. Так решается одно из важнейших положений, выдвинутых еще М.Ф. Гнездиловым: повышается напряженность побуждения к высказыванию и сообщается ему наибольшая устойчивость. Важное значение в условии речевой активности детей имеют также различного рода игры (лото, викторины, сюжетно-ролевые игры). Для их проведения желательно подбирать несложный реквизит: мелкие части одежды, головные уборы, предметы труда и т.д. Все это помогает ребенку войти в роль, создает речевые стимулы.

Например, закрепляя словарь по теме «Овощи» и активизируя высказывания, учитель-дефектолог  предлагает игру «Поварята». Вызываются 2-3 воспитанника, им надеваются бумажные колпаки, фартуки и предлагают одному приготовить винегрет, другому – суп, третьему – салат. Дети подходят к наборному полотну с изображением посуды и овощей, выбирают из серии картинок нужные и ставят их на полотно, после чего говорят о том, какую надо подготовить посуду и какие овощи отбирать.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе ведущего вида деятельности – в игре. Работа строится с учетом следующих задач:

  • научить детей различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также, части тела человека и животных;
  • научить различать некоторые фрукты и овощи, показывать и называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
  • научить узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;
  • учить различать части суток, знать, чем они отличаются;
  • знать названия некоторых предметов (например, веник, ножницы, лопата, ведро, молоток, чайник и т.п.);
  • научить пересказывать небольшие потешки, сказки, рассказы, узнавать сказочных героев;
  • знать свое имя, фамилию, возраст, имена ближайших родственников.

На занятиях развития речи недопустимо негативное отношение педагога к речевым ошибкам детей, резкое прерывание их речи. Любую, даже не очень удачную попытку ребенка выразить свою мысль, необходимо поддерживать и тактично помочь исправить неточность. Успехи детей можно поощрять различными «призами»: фишками, флажками, жетонами и т.д.[7]

Готовя детей к связному высказыванию, важно заранее отобрать необходимый словарь. Словарная работа на занятиях развития речи ведется в трех направлениях:

  1. Обогащение словаря за счет новых лексических единиц;
  2. Уточнение значения уже известных слов;
  3. Активизация пассивного словаря детей.

Для работы по всем направлениям полезными являются следующие упражнения:

  • Названия предметов и их частей. Например, работая с таблицей «Чего не хватает?» по теме «Посуда», дети называют отдельные предметы и указывают на недостающую часть каждого из них (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика и т.д.). Называя предметы и их части, дошкольники производят различного рода группировку, сортировку предметов, выделяя четвертый лишний.
  • Называние действия или состояния предметов. Например, игра в лото, задача которой состоит в том, чтобы подобрать не менее двух-трех действий, связывающих с представлением о предмете.
  • Называние признаков. Так, в теме «Овощи, фрукты, ягоды» можно уточнить и расширить значение слова «сочный». На занятии детям предлагается выбрать из ряда предметов сочные (морковь, виноград, арбуз, яблоко, огурец). Далее дети распределяют предметы от самого сочного к наименее сочному.
  • Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий названия предметов, действий, признаков. Учитель-дефектолог обращает внимание на то, что предмет легко угадать, если в загадке употреблены точные слова, характеризующие его особенности. Воспитанники тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки предмета. Например, «Два колеса, руль, рама» (по теме «Транспорт») или «Маленький, коричневый, трудолюбивый» (по теме «Насекомые»).
  • Сравнение двух предметов на основе определенных признаков (цвет, форма, размер) и характерных действий.
  • Анализ и синтез: выделение отдельных частей в предмете и узнавание целого по частям. Здесь можно предложить игру в лото, на карточках которого нарисованы части различных предметов, а дети находят на своих карточках части названного предмета.
  • Классификация предметов по основному признаку, по принадлежности к тому или иному родовому понятию. Так, по теме «Животные» проводится игра «Найди свое место». Четырем воспитанникам раздаются таблички с изображением класса животных (птицы, рыбы, звери, насекомые), остальным – предметные карточки с изображением различных представителей этих классов. Дети с табличками выходят к доске, их одногруппники по команде ищут свое место и окружают ведущего, образуя группу. Далее дети составляют загадку об одном из своих животных.[2]

Работа над построением фразы – важная составная часть подготовки старших дошкольников с ОВЗ к овладению связной речью, поскольку предложение служит тем строительным материалом, из которого создается сложное целое – текст. Предложение можно построить по образцу, можно конструировать, используя предложенные элементы. Наконец, составление предложений может носить творческий характер.  Упражнения по образцу заключается в составлении предложений, аналогичных по структуре данному, но на другую тему.

Примером может служить игра по теме «Домашние животные». Педагог, раздав картинки с изображением животных, предлагает детям послушать начало сказки, а затем продолжить ее: «Животные пришли к человеку и сказали: «Дай нам работу». «А что вы умеете делать?» - спросил человек…» Дошкольники должны ответить на вопрос, в соответствии со своей картинкой: «Я собака, умею сторожить дом» и т.д. Полное воспроизведение рассказа желательно проводить в условиях, приближенных к игре, что может поддержать интерес и внимание к заданию. Это может быть рассказ по цепочке (игровая задача – не разорвать ее), рассказ на соревнование рядов, рассказ-эстафета. Также можно использовать и другие игры и упражнения, соответственно недельной лексической теме.

Заключение

Жизнь ребенка должна быть богатой на впечатления. Малыша надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У него будет развиваться кругозор, на фоне ярких положительных эмоций ускорится процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными и увлекательными. В области коррекционной педагогики есть много полезных разработок. Специалист может построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.

Развитие речи детей через активное познание окружающего мира должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Поэтому необходимо умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает, смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Задания по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни, знакомство с предметным миром, созданным человеком, ознакомление с явлениями живой и неживой природы.  


Список использованной литературы

  1. Екжанова, Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 272 с.
  2. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [и др.],
  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / под общей ред. С. Г. Шевченко. — М. : Школьная Пресса, 2018. — Кн. 1. — 96 с.
  4. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / под ред. Л. А. Головчиц. — М. : УМИЦ «Граф-Пресс», 2019. — 128 с.
  5. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / под ред. В. А. Феоктистовой. — СПб. : Образование, 1995. — 162 с.
  6. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. / Г.В.  Чиркина – М.: Просвещение, 2016 г.
  7. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР : пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С. Г. Шевченко. — М. : Школьная Пресса, 2005. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию Тема: «Путешествие в весенний лес» II младшая группа

Данное занятие направлено на то, чтобы выявить уровень развития у детей речевых умений:Отвечать на вопросы полным предложением;Составлять предложения по сюжетным картинкам;Использовать слова с предлог...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию во второй младшей группе "В мире животных"

Интегрированное занятие для детей 2 -ой младшей группы, в котором дети закрепляют знания о диких и домашних животных, с использованием различных игр....

Конспект интегрированного итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию с использованием экологической сказки в средней группе «Земля-наш общий дом»

Интегрированное итоговое занятие  по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию с использованием экологической сказки...

Интегрированное занятие для старшей возрастной группы по Художественно – эстетическому развитию (Рисование), Познавательному развитию (знакомство с окружающим миром), и Речевому развитию. Тема: «На помощь к жителям бумажного города…»

Тема: «На помощь к жителям бумажного города…»Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое (рисование), познание (знакомство с окружающим миром), речевое развитие....