Практика работы АОП с ТНР
материал по коррекционной педагогике
Практика работы в рамках логопедической недели "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи с использованием игровых приемов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида № 48 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию детей»
662159, г.Ачинск,
Юго-восточный район, строение 43
тел. 7-52-03;
ОКПО/ОГРН 83037673/1072443001850 ИНН/КПП 2443032069/244301001
Название практики
«ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ»
Разработали: Старший воспитатель
Пономарева Т.Д.
Учитель-логопед Шуракова Л.В.
2022 год
г. Ачинск
Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое расстройство речи в той или иной степени отражаются на деятельности ребёнка. У детей с речевой патологией отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоения пространственных ориентировок. Недостатки речи, несформированность зрительных функций, основных предпосылок письма приводят к возникновению дисграфии. Наиболее распространенный вид нарушения письменной речи у младших школьников – дисграфия.
Проблема профилактики специфических нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. У детей, с которыми не проводится работа по развитию зрительных функций, пространственных представлений, выработке навыков необходимых для письма и чтения, возникают в школе сложности- [4] .
Идея: организация системной работы по предупреждению оптической дисграфии для подготовки ребенка к школьному обучению.
Цель практики:
Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
-познакомить педагогов с теоретическим понятием «оптическая дисграфия»;
-познакомить педагогов с методами и приемами профилактики оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи;
-подготовить рекомендации для педагогов по использованию дидактических материалов: сборник игр, памятки.
Практика реализуется в дошкольном образовании, категория участников: педагоги.
Ключевые слова образовательной практики: оптическая дисграфия, пространственные представления, зрительное восприятие.
Подготовительный этап: Анкетирование воспитателей по проблеме оптической дисграфии.
Основной этап: сообщение цели и задач.
Сообщение учителя- логопеда.
Предпосылки письменной речи формируются в дошкольном возрасте. Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных условий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает более быструю положительную динамику [2].
Симптоматика оптической дисграфии:
- Неузнавание и неразличение графически сходных букв, их смешение (буквы, отличающиеся количеством элементов; букв, отличающихся пространственным расположением элементов).
- Замены одной буквы другой.
- Неразличение сходных по конфигурации букв.
- Зеркальное написание букв.
- Неправильное расположение букв на линии письма.
Профилактика оптической дисграфии должна заключаться прежде всего в устранении у ребенка тех элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся серьезным препятствием к усвоению букв.
Место и педагогические условия реализации определены методикой работы с детьми. Задания и упражнения включаются в занятия по формированию лексико- грамматических компонентов, связной речи, коррекционную работу по звукопроизношению [3].
Направления работы с детьми:
- развивать зрительное внимание, зрительную память;
- формировать пространственные представления;
- формировать зрительный образ буквы.
Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
Игры, которые направлены на привлечение внимания к предметам.
Дети рассматривают игрушки, парные предметные картинки, сюжетные картинки, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями.
Например: Игра для детей младших и средних групп: «Найди сходство и различие». Игровой материал: две куклы в платьях разного цвета.
Игры для детей старшего дошкольного возраста:
«Узнай, что нарисовано?»- назвать предметы наложенные друг на друга.
«Узнай предмет по части».
«Назови предмет по контуру».
«Назови перечеркнутые изображения».
«Что неправильно нарисовал художник?».
Для развития зрительной памяти провожу игры;
«Найди заданную фигуру среди множества».
«Чего не стало?»
«Что добавилось?» - запомнить и назвать предметы, увеличивая их количество с 4 до 10.
Игры, в которых необходимо:
-определить закономерности в изображении и дорисовать следующий или пропущенный предмет;
- запомнить фигуры или предметы, изображенные на одной карточке, затем найти новые предметы на другой;
- подобрать к изображениям предметов парные, но с противоположным значением;
- подобрать карточки, пользуясь приемами аналогии.
Подборка дидактических игр по оптической дисграфии.
Постепенно в процессе таких игр зрительное внимание детей становится активным, целенаправленным, устойчивым. Развиваются процессы запоминания и воспроизведения, совершенствуются операции сличения, анализа, синтеза, что обуславливает развитие у ребенка активных форм восприятия.
- Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для общего развития ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:
- пространственные признаки предметов (форма, величина);
-пространственные отношения между предметами (справа, слева, сверху, снизу, над, под, между, около);
- направления в пространстве (налево, направо, вперед, назад, вверх, вниз).
Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений способствуют коррекционно-развивающие игры и упражнения. Проводить их надо начинать с детьми в 2 – 3 летнем возрасте.
Представления о пространственных признаках предметов (форма, величина) можно формировать в играх с геометрическими блоками Дьенеша, в которых в игровых заданиях дети знакомятся с признаками формы, размера. Учатся выкладывать по схемам-рисункам узоры.
Важно включать в работу игры, с целью научить детей определять местоположение предметов в пространстве, понимать и употреблять предлоги [1].
Игра «Найди игрушку» - упражнять в различии и обозначении словом основных пространственных вперед – назад, направо – налево, местоположения предметов в пространстве с помощью предлогов (в, над, на, под).
Прячу игрушки (или картинки) с учетом местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Ребенку дается инструкция «Вперед пойдешь – медведя найдешь, назад пойдешь – куклу найдешь. Отыскав игрушку, ребенок говорит, где и что нашел.
Игра «Домик» – учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.
Дети рассматривают картинку дома, в котором поселились жильцы и определяют: кто над кем или под кем поселился в доме, называют соседа слева, справа.
Игра «Прятки» - учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений; развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги: за, под, на, из-за.
Например: даю ребенку игрушку машинку и карточку (на которой изображены схема предлога, картинка стул). Ребенку предлагается выполнить задание с использованием схемы.
Игра «Зашифрованные послания» - учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений.
Ребенку дается карточка, на которой изображены два предмета и схема предлога между ними.
Важно проводить работу по развитию ориентировки на плоскости. Использовать плоскостные изображения предметов. Нужно назвать предмет и определить, что находится посередине, справа наверху, слева наверху, слева внизу, справа внизу.
Интересны и полезны для детей игры на 9 квадратах, которые можно использовать на классификацию, закрепление понятий верхний, средний, нижний (ряд), справа, слева и использование предлогов. Квадратный лист делится на 9 квадратов. На которых можно располагать группы предметов, объединенные обобщающим понятием. Задания: «Назови одним словом», «Отгадай, кто находится между насекомыми и домашними животными?», «Скажи, что находится над мебелью?»
В игре «Летящий мячик» - ребенок учится ориентироваться на листе бумаги, передвигая мяч в нужном направлении вверх, вправо, влево, вниз.
- В процессе работы по формированию зрительного образа буквы и дифференциации оптически сходных букв предлагаю следующие задания:
- на что похожа буква? – соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (например: О – колесо, Д – домик);
- дорисовать недостающие части буквы;
- дорисовать половинку у буквы;
- узнать пунктирные изображения букв;
- узнать наложенные контурные изображения букв;
- найти букву среди других оптически сходных букв;
- письмо букв на манной крупе;
- конструирование букв из разных элементов;
Все вышеуказанные направления работы, задания и упражнения по профилактике оптической дисграфии применяются в средней, старшей и подготовительной группах. Они варьируются в зависимости от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей.
Результаты на детей.
Применение игровых приемов, систематическая работа над развитием зрительно-пространственных представлений повышает обучаемость, эффективность коррекционно-профилактической работы по предупреждению оптических ошибок, а следовательно нарушений письма (дисграфии).
Ожидаемый результат:
-ознакомление педагогов с теоретическим понятием «оптическая дисграфия»;
-ознакомление педагогов с методами и приемами профилактики оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи;
-подготовка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических материалов: сборник игр, памятки;
-самостоятельно использование педагогами полученных знаний и своевременное применение их в работе по предупреждению затруднений в овладении письменной речью.
Рефлексия.
Закончите начатое предложение.
Сегодня я впервые узнала, что…
Такие семинары нужны, потому что…
Я думаю, гораздо полезнее для нас воспитателей будут такие формы работы, как…
Хотелось бы еще узнать о…
Памятка для родителей «Оптическая дисграфия».
Рекомендации для педагогов «Оптическая дисграфия».
Список использованной литературы.
1.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., «Просвещение» 1972.- 206 с;
2. Матюгина И. Ю., Чакаберия Е. И. Зрительная память. М., «Просвещение» 1993. -185с.;
3.Ахальцева Е.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи// Логопед. 2008, № 4;
4.Кувшинова Е.А. Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР// Логопед. 2005, № 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/13/picture-58976.jpg)
"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.
Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/13/picture-58976.jpg)
"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.
Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-423026-1395597312.jpg)
Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-297280-1393352519.jpg)
Проектная деятельность в практике работы инструктора по физической культуре (теория и практика)
Проектная деятельность для применения на занятиях по физкультуре...
Музыкальная игра в практике работы воспитателя и музыкального руководителя: общее и частное в практике работы
Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников. Игра – это планета, на которой обитает ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста. Его способ познания мира, любимое зан...
Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»
Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...