Конспект занятия "Волшебный мир звуков"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: совершенствовать умение дифференцировать звуки С и Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnyy_mir_zvukov.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной к школе группе «Волшебный мир  звуков»

Цель: совершенствовать умение дифференцировать звуки [с] и  [ш].

Задачи:

Образовательные:

- закрепление понятий характеристик звука: согласный звук, глухой, звонкий, твердый, мягкий;

Развивающие:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- формирование продолжительности выдоха;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие умения дифференцировать звуки по месту образования.

Воспитательные:

- воспитывать умение быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса и не перебивая товарищей;

- воспитание сопереживания сказочным героям.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, два мольберта, мяч, сундучок, зеркала по количеству детей, символы положения органов артикуляции при произнесении звуков [с] и  [ш]; крупные мягкие пазлы с прозрачными кармашками, картинки (собака, кошка, кукушка, сорока, лиса, лягушка, шапка, сапоги, шарик, сумка,  самокат, машина, сыр, салат, шоколад,  груша, скрипка, гармошка), цветочки на магнитах красного и синего цветов по два на каждого ребенка, подносы.

  1. Организационный момент

Дети заходят в зал или групповую комнату.

Логопед. – Ой, ребята посмотрите домик какой-то. Кто это интересно в нем живет?

Слышится звук (дверной скрип).

Логопед. - Ребята, а что это за странные звуки?

Дети. – Двери открываются.

На экране появляется домовенок Кузя.

Логопед. – Ты кто такой?

Домовенок Кузя. – Здравствуйте ребята! Я очень рад вас видеть. А я к вам за помощью пожаловал. Прокрался в сказки злой волшебник  дед «Звукоед» и все в них перепутал, а некоторые звуки вообще съел. И теперь я не могу дарить детям волшебные сны со сказками.

Логопед. Поможем домовенку Кузе исправить проделки злого волшебника деда Звукоеда?

Дети: - Да! Поможем!

Но для этого нам нужно очутиться в сказке. Смотрите внимательно и повторяйте за мной волшебные движения.

  1. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Текст (И.Лебедевой)

Артикуляционные упражнения

Упражнения для пальчиков

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери!

Постепенно открывать рот.

Пальцы собраны в щепоть, постепенно развести в противоположные стороны сомкнутые пальцы (указательный, средний, безымянный, мизинец) и большой палец.

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре самолете,

Упражнение «Лопаточка»

- приоткрыть рот;

- положить широкий язычок на нижнюю губу;

- удержать под счет до 5.

Ладони с сомкнутыми пальцами опущены вниз.

На летучем большом корабле

Упражнение «Чашечка»

-широко открыть рот;

- положить язычок на нижнюю губу;

-приподнять края языка.

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму «чашечки».

Или с Бабой  Ягой на метле

Упражнение «Часики»:

- открыть рот;

- высунуть острый язычок;

- тянуть его попеременно то вправо, то влево.

Указательные пальчики двигаются соответственно вправо- влево.

На плоту по молочной реке

Упражнение «Лопаточка»

- приоткрыть рот;

- положить широкий язычок на нижнюю губу;

- удержать под счет до 5.

Ладони с сомкнутыми пальцами опущены вниз.

И верхом на Коньке - Горбунке

Упражнение «Лошадка»:

- приоткрыть рот;

- щелкать медленно кончиком языка.

Указательные и средние пальцы «скачут» по коленям, остальные пальцы прижаты к ладоням.

Можно в сказку влететь на Жар - птице

Упражнение «Качели»:

- открыть широко рот;

- поднять широкий кончик языка к верхней губе;

- опустить широкий кончик языка к нижней губе.

Ладони с сомкнутыми пальцами поднимать вверх, опускать вниз.

Можно на колобке закатиться

Упражнение «Вкусное варенье»

- круговые движения кончиком языка по губам.

Движение ладоней по часовой стрелке и обратно.

Можно въехать как слон на еже

Пожевать язычок зубками.

Сжимать и разжимать ладони.

«Ой, мы кажется в сказке уже!»

Логопед.  – Вот мы и очутились в сказке. Как здесь красиво!!!

  1. Объявление темы.

Логопед. В сказку то мы попали, а какие звуки в сказке перепутаны, не знаем.  Узнать это нам поможет скороговорка. Слушайте внимательно.

Звучит скороговорка (искаженно):

Сла Шаса по соше и шошала шуску.

Логопед. - Вы узнали скороговорку? Догадались, какие звуки перепутаны?

Дети. Звуки [с] и  [ш].

Логопед. - Правильно ребята, злой волшебник перепутал звуки [с] и  [ш], но ведь мы то свами знаем, что эти звуки совсем разные и произносятся по-разному и если их перепутать, может не только смысл слова измениться, но даже смысл всей сказки.

  1. Анализ артикуляции звуков, характеристика звуков

Логопед. - Я вас попрошу сесть на стульчики. Сейчас мы с вами расскажем домовенку Кузе, чем же отличаются эти звуки.

- Возьмите в руки зеркала и произнесите звук [с]. Когда мы произносим звук [с], что делают наши губы?

Дети. – Растягиваются в улыбку.

Логопед. – А где находится язычок? Вверху или внизу?

Дети. Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед. – Подставьте ладонь и проверьте, какая струйка воздуха идет по центру язычка? Теплая или холодная?

Дети. – Холодный воздух идет по центру язычка.

Логопед. - Как вы считаете, этот звук гласный или согласный?

 - Правильно ребята, этот звук согласный т.к. воздух встречает на своем пути преграду в виде язычка. Каким цветом мы его обозначаем?

Дети. – Синим.

Логопед. - Этот звук звонкий или глухой? Давайте положим ладонь на горлышко и произнесем этот звук. Горлышко не дрожит.

Дети. - Звук глухой.

Упражнение на развитие дыхания.

Логопед. Ребята, а с чем можно сравнить этот звук?

Дети. – Так дует ветер, бежит вода, работает насос.

Логопед. Правильно  ребята. Давайте споем песенку холодного ветерка.

И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на вдохе произносить: «С-с-с… (3 раза).

Логопед. А теперь давайте сядем, возьмем зеркало и произнесем звук [ш].

Когда мы произносим звук [ш], что делают наши губы?

Дети. – Вытягиваются вперед в широкую трубочку.

Логопед. – А где находится язычок? Вверху или внизу?

Дети. Широкий язычок наверху образует чашечку.

Логопед. – Подставьте ладонь и проверьте, какая струйка воздуха идет по центру язычка? Теплая или холодная?

Дети. – Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Логопед. - Как вы считаете, этот звук гласный или согласный?

 - Правильно ребята, этот звук согласный т.к. воздух встречает на своем пути преграду в виде язычка. Каким цветом мы его обозначаем?

Дети. – Синим.

Логопед. - Этот звук звонкий или глухой? Давайте положим ладонь на горлышко и произнесем этот звук. Горлышко не дрожит.

Дети. - Звук глухой.

Упражнение на развитие дыхания.

Логопед. Ребята, а с чем можно сравнить этот звук?

Дети. – Так шипит змея, шуршат листочки.

Логопед. - Правильно  ребята. Давайте споем песенку змейки.

И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на вдохе произносить: «Ш-ш-ш… (3 раза).

Логопед. – Внимательно посмотрите на экран. – Чем же отличаются эти звуки?

Дети. – Положением язычка и губ, воздушной струйкой.

Логопед. – А чем они похожи?

Дети. – Эти звуки согласные и глухие.

Логопед. А сейчас я проверю, какими внимательными вы были.

Предлагает детям подобрать и выложить на магнитной доске символы артикуляции произнесения звуков.

Логопед. – Ну, вот мы с вами и показали домовенку Кузе, чем же отличаются звуки [с] и  [ш].

  1. Дидактическое упражнение на развитие фонематического слуха

«Поймай звук» (физминутка)

Логопед. – А вот и первое испытание. – Я буду называть вам звуки, слоги и слова. А вы если услышите звук [с]  - хлопайте. А если услышите звук [ш] – топайте. Запомнили?

Ш, С, Ш; ША, СА, СО, АШ; ЧЕБУРАШКА, КАРЛСОН, МАЛЫШ, КАРАБАС, ЗОЛУШКА, СНЕГУРОЧКА, ШАПОКЛЯК, ЛЕШИЙ.

Молодцы ребята, справились с заданием!

  1. Упражнение с мячом «Закончи слово нужным звуком»

Логопед. – Следующее испытание еще сложнее. Дед Звукоед съел в словах последние звуки. Нужно определить какого звука в слове не хватает,  и назвать слово правильно.

       Дети встают в круг, логопед поочередно бросает каждому ребенку мяч и называет незаконченное слово. Дети называют пропущенный звук, называют слово целиком и бросают мяч логопеду. Слова: каранда.., анана.., ква.., камы.., шала.., автобу.., малы.., детены.., ланды.., абрико.., насо.., глобу.., какту.., ду.., пе…

Логопед. – Молодцы ребята и с этим заданием справились.

  1. Упражнение «Сочини сказку» (дифференциация звуков в словах)

Логопед. – Ну, вот мы и до последнего испытания добрались. Ребята, домовенок Кузя просит нас придумать сказки. Но сказки эти не простые. Чтобы все звуки снова встали на свои места нужно придумать свистящую и шипящую сказки.  Одна команда будет придумывать свистящую сказку, а другая шипящую (логопед раскладывает на полу между командами мягкие пазлы с картинками)

Логопед. Обращаясь к первой команде. – Если вы будете придумывать свистящую сказку, то с каким звуком вам нужно выбрать картинки?

Дети. - Со звуком  [с].

Логопед. Обращаясь к первой команде. – Если вы будете придумывать шипящую сказку, то с каким звуком вам нужно выбрать картинки?

Дети. - Со звуком  [ш].

Логопед. – Команды подойдите к пазлам и отберите нужные вам картинки (каждая команда отбирает свои картинки).

Логопед. – Я буду начинать рассказывать сказку, а вы будете продолжать, выкладывая нужные картинки в ряд слева направо.

Сказка И. Лебедевой

Жили-были, поживали,

Никаких забот не знали… (домашние животные: собака и кошка)

Скучно было им без дела.

Тут-то к ним и прилетела… (сорока, кукушка) 

Принесла им приглашенье на веселый День рожденья…(кого?)

(лисы, лягушки)

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды… (сапоги, шарф)

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки… (сумку, шарик)

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили… (на самокате, на машине)

Именинница встречала

И подружек угощала… (сыр, груша, салат, шоколад)

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли… (скрипка, гармошка)

Начались тут песни, пляски…

И пришел конец всей сказке.

Логопед. – Ну, вот Кузя и сочинили ребята для тебя сказки.

Кузя. – Ой, спасибо, помогли вы мне. Побегу наведу порядок и в своих сказках.

Итог. 

Логопед. - Ребята вспомните, какие звуки мы с вами сегодня повторяли? Чем они отличаются? А что у них общее?

Дети. – Звуки [с] и  [ш]  отличаются положением язычка и губ, струйкой воздуха. Общее у них то, что они согласные и глухие.

Рефлексия.

Ребята, если вам сегодня было трудно, то посадите на полянку красные цветочки, а если вы считаете, что вы со всеми заданиями справились хорошо и были молодцы, то посадите на полянку синие цветочки.

- Вот какая красивая полянка. Вы старались и у вас все получилось. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....

Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"

Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.  Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"

Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...

Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....