Сборник бесед с детьми средней группы «Ознакомление с социальным миром» 2022г.
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Цели ознакомления с социальным миром в средней группе:
- формировать понятия «друг», «дружба»;
- познакомить с правилами дружеских отношений, разрешениями конфликтных ситуаций.
- формировать представление о себе как о человеке: учить осознавать собственную значимость среди людей, видеть сходство и различие людей, отличать человека от животного.
- уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, о различных его функциях.
- обогащать словарный запас.
- закреплять понятие о том, что может делать тело: говорить, слушать, плакать, смеяться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседы с детьми средней группы
«Ознакомление с социальным миром»
Составила воспитатель 2 смешанной группы Новотаева Г.Ф
2023г.
«Наш детский сад».
Задачи. Дать представления о ближайшем окружении детского сада, развивать познавательные интересы детей, воспитывать любовь к своему детскому саду.
Вопросы:
- Хорошо ли вам живется в детском саду?
- Есть ли у вас друзья в детском саду?
- Чем любите заниматься?
Физкультми нутка.
Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевазя; ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг - раз, два,
Взмах руками - три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки ваверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
НА ЧЕМ МЫ ЕЗДИМ
Задачи: формировать у детей представления о назначении некоторых транспортных средств (грузовая машина, автобус, троллейбус) и о профессии водителя; развивать познавательный интерес детей.
1.Загадки о транспортных средствах.
Мощный транспорт,
тяжести возить привык.
Что же это?.. (Грузовик.)
По дороге едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
Я мчусь, держась за провода!
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)
2. Беседа о транспортных средствах.
Вопросы:
- Для чего нужен автобус, троллейбус?
- Кто управляет ими?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
3. Сюрпризный игровой момет: в группу к детям приезжает грузовая машина.
Беседа по вопросам:
- Какая машина к нам в гости пожаловала,? (Грузовая.)
- Какого она цвета? Какая по размеру? Какой формы? (Обследовательские действия.)
- Что в ее внешнем виде особенного?
- Что привезла машина в детский сад?
Дети по очереди достают продукты, называют их, рассказывают, для чего нужны овощи, крупы, молочные продукты, сахар и др.
ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ (игрушки)
Задачи: формировать представления дошкольников об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал), их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина), о материалах, из которых они сделаны; показать детям историю развития мяча; познакомить с правилами обращения с металлическими игрушками, мелкими .игрушками и деталями;
Сюрпризный игровой момент.
В группу к детям приходит Незнайка (игрушка, картинки или подготовленный ребенок), здоровается с детьми. На столе лежат игрушки: мячи (разного размера), машины (самосвал, скорая помощь), кукла, мозаика, строительный материал (разного цвета,
формы, величины).
Незнайка. Что это у вас на столе разложено? (Игрушки.). Ребята, покажите мне их, пожалуйста. А что с ними можно делать?
Незнайка берет в руки мяч и ведет с детьми беседу по вопросам:
- Что это за предмет?
- Какого он цвета, формы?
- Да здесь еще есть мячи! Чем они похожи? Чем отличаются?
- Какие на ощупь? (Обследовательские действия.)
- Как вы с ними играете? (Дети показывают движения с мячом.) Незнайка. Ой! А он не разобьется?
Дети . Не беспокойся, он резиновый.
Беседа о машинах.
Незнайка берет машину (самосвал) в руки, рассматривает, показывает и задает детям вопросы:
- Как называется машина?
- Как она выглядит?
- Из каких элементов, запасных частей состоит машина? (Обследовательские действия.)
- Из чего она сделала?
- Что машина перевозит?
Незнайка. Да здесь еще есть какая-то интересная машина! (Достает модель машины «скорой помощи».)
- Как называется эта красивая машина с мигалкой?
- Для чего она нужна? Что это за красный фонарик у нее сверху, чтобы дорогу подсвечивать? (Нет, сигнальный фонарь включает водитель для того, чтобы другие машины уступали ей дорогу, когда она везет тяжелобольного в больницу.)
- А из чего сделаны ваши машины? (Из пластмассы.) Незнайка. У меня дома есть металлические машины. Я однажды ими играл и поранил себе руку. Было очень больно. До сих пор не понимаю, как такое могло случиться.
Воспитатель. Ребята, подскажите Незнайке, как нужно обращаться с острыми металлическими игрушками. (Дети рассказывают.)
Беседа о кукле.
Незнайка (берет куклу). Какая странная девочка у вас есть, я ее спрашиваю, а она ничего не отвечает. Ее не научили говорить?
Дети. Это не девочка, а кукла.
Незнайка. Как зовут вашу куклу? Раз у нее есть имя, наверное, она живая? Чем же отличается девочка от куклы? Кто больше любит играть с куклами? (Ответы детей.)
ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ОДЕВАТЬСЯ (одежда)
Задачи: формировать представления детей об одежде (шапка, пальто, куртка, сапоги, ботинки и др.), ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве; показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года; воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
Приходив в группу к детям грустная кукла Катя, одетая в летнюю одежду.
Воспитатель (обращает внимание детей на внешний вид куклы). Что случилось с Катей, как вы думаете? (Ответы детей.)
А теперь послушайте Катю. Да она вся дрожит... (обращается к Кате). Катюша, чем ты опечалена, не заболела ли?
К а т я. Я гуляла на улице и очень замерзла, увидела детский сад и решила зайти к вам погреться.
Воспитатель. Почему замерзла Катя? Какое сейчас время года? Что на ней надето? (Шелковое платье, туфли, шляпа.)
Катя. А какую одежду вы носите сейчас? (Дети рассказывают.)
ЧТО Я ЕМ?
Задачи: формировать у детей представления о продуктах питания, их назначении, существенных признаках, ценности для здоровья; развивать умения обследовательских действий, умения определять некоторые продукты по внешним признакам (на ощупь), вкусу, запаху.
Сюрпризный игровой момент.
В группу к детям приходит зайчик и приносит корзину с продуктами: овощи, фрукты, вермишель, сахар, молоко в коробке, яйца (игрушечные), зеленый лук, шиповник и др.
Зайчик. Я отдыхаю на туристической базе за городом. Мне со склада выдали продукты, но я не знаю, как они называются и что с ними делать, ведь мне известны только морковка, капуста и веточки. Помогите мне, ребята.
НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
Задачи: формировать представление детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации; воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Б е с е д а «Как вы думаете, кто эти люди?».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографию или картинку с изображением семьи.
- Как можно назвать этих людей одним словом? (Семья.) Почему вы так решили?
- Кто живет в этой семье?
- С кем ты живешь?
- Кем ты доводишься маме (папе, дедушке, бабушке)?
- Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. А вы как думаете?
- Кто живет в большой семье?
- У кого есть братики, сестрички? Они старше или младше вас?
- С кем из членов своей семьи ты любишь играть? Почему? Чем и с кем ты еще занимаешься дома?
Воспитатель (читает стихотворение).
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы –
Зато эти фото - правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
Этюд «Утреннее фото».
Ход этюда. Дети сидят на стульчиках. Педагог читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями.
Встань, как только солнце встанет. (Тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку –
Руку луч к тебе протянет -(Тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку, (Подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым. (Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
КТО ЛЕЧИТ НАМ ЗУБЫ?
Задачи: формировать представление о профессии врача-стоматолога, его обязанностях; воспитывать желание заботиться о здоровье своих зубов, бережное обращение с лекарствами.
Беседа с детьми о работе врача-стоматолога.
- Кто такой врач-стоматолог?
- Зачем люди ходят к стоматологу?
- Нужно ли ходить к стоматологу на осмотр? Зачем?
- Что необходимо стоматологу для работы?
- Кто ходил к стоматологу лечить зубы? (Рассказы детей.) Воспитатель. Незнайка, убедили тебя наши ребята, что зубы нужно лечить?
Незнайка соглашается посетить врача и уходит.
Анализ ситуаций «Обращение с лекарствами».
Приходит Незнайка без повязки и рассказывает, как ему стоматолог лечил зуб.
Воспитатель. Ребята, есть ли у вас дома аптечки с лекарственными препаратами? Вы знаете, где они хранятся, что в них находится? Можно ли принимать лекарства самостоятельно?
- Лекарства разбросаны по столу, в шкафу с продуктами. Правильно ли это?
- Ребята играют с лекарствами во дворе. Правильно ли они поступают?
КТО ГОТОВИТ НАМ ЕДУ?
Задачи: формировать у детей представления о труде повара, о бережном отношении со столовыми предметами (нож, вилка) и предметами бытовой техники повара; познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара; воспитывать уважение к труду повара.
Кто готовит очень вкусно
Для ребят еду в саду? (Повар.)
Б е с ед а «Что нужно повару?».
Воспитатель. Что необходимо для того, чтобы приготовить еду? (Плита, посуда, продукты и др.)
- Что должен уметь повар?
ОБЖ.
1) Правила обращения со столовыми предметами (нож, вилка) и предметами бытовой техники повара (плита, электрический чайник, мясорубка и др.).
2) Анализ ситуаций «Так можно или нельзя?».
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (радость, грусть, злость и др.)
взрослых, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким людям.
Слушание стихотворения (читает воспитатель).
Мне приснился грустный сон,
Но я его забыл.
Только помню, что во сне
Я без мамы был.
Мне не хочется играть
И мультфильм смотреть,
Даже битву рисовать,
Даже песни петь.
Ничему-то я не рад,
Может, дождик виноват?
Беседа с детьми о грусти, о плохом настроении.
- Какое настроение у героя стихотворения?
- Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?
- Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?
- Какое сейчас у вас настроение?
Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик за окном чтобы мальчику из стихотворения не было так грустно и одиноко.
ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА
Задачи: уточнить представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус); формировать представления о профессии водителя
Введение в тему занятия.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
2. Беседа по вопросам.
- Кто такой водитель?
- Где находится водитель в автобусе, троллейбусе? (В кабине.)
Основы дорожной азбуки.
Воспитатель загадывает загадки.
Красный: ясно, путь опасный.
Желтый: то же что и красный.
А зеленый - не зевай,
Проходи и не мешай. (Светофор.)
- Для чего нужен светофор?
- Где устанавливают светофоры?
- На каких участках дороги есть светофоры в вашем микрорайоне? Что они регулируют?
Обобщающая беседа.
- Что понравилось (запомнилось) в поездке?
- На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
ПОСУДА
Задачи: формировать представления детей о разновидности посуды (чайная, кухонная), ее назначении, качествах и свойствах, материалах для изготовления посуды (пластмасса, стекло, керамика, метал), о связи материала с назначением посуды; воспитывать осторожное, бережное обращение с предметами посуды.
Игровой сюрпризный момент.
Приходит грустная кукла Катя и рассказывает, что пригласила гостей на чай, но не знает, как сервировать стол, какая посуда для этого нужна, просит помощи у детей.
Обследовательские действия.
Катя принесла в коробке посуду, по очереди достает предметы посуды и показывает детям.
Воспитатель. Дети, назовите предметы посуды, расскажите, для чего нужен тот или иной предмет, из какого материала он сделан. Отберите отдельно чайную и кухонную посуду.
ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ?
Задачи: формировать у детей представления о любимых блюдах, игрушках, состоянии погоды, телепередачах; развивать умение составлять описательный рассказ по картинке или предмету, передавать состояние погоды с помощью картинок-схем; воспитывать уважительное отношение к интересам и любимым предметам других детей и взрослых.
Беседа «Моя любимая еда».
Дети рассказывают, показывая свои рисунки, а Степа с любопытством расспрашивает их:
- Чем нравится тот или иной продукт?
- Какой он на вкус?
- Как выглядит? Какой по цвету, форме? Что это за продукт -овощ, фрукт, молочный (мороженое), мясной и т. п.?
- Чем полезна данная пища?
Вывод: каждый должен употреблять свою пищу (люди, звери, птицы, рыбы).
Беседа-рассказ «Любимые игры».
Степа. А вы любите играть? Есть у вас любимые игрушки? Расскажите о них.
Дети описывают любимую игрушку по картинке или самому предмету. Во время рассказа Степа по-прежнему с интересом расспрашивает детей:
- Как вы играете?
- Лучше играть одному или с друзьями?
ВО ЧТО Я ОБУВАЮСЬ?
Задачи: сформировать у детей представления об обуви и ее необходимости для жизни человека, ее назначении и функциях в зависимости от времени года
Игровой сюрпризный момент.
В гости к детям приходит кукла, у нее на одной ноге туфелька, а на другой сапог (валенок).
Воспитатель обращает внимание детей на странную обувь куклы, спрашивает, почему она так обулась.
Рассказ-путешествие в прошлое обуви.
Кукла рассказывает детям историю:
«Когда-то давным-давно на Земле всегда стояло лето, было тепло, и люди ходили босиком. Но ходить босиком было неудобно.
- Почему? Как вы думаете? (Ответы детей.) И вот тогда люди решили сделать себе обувь из дерева. Показывает картинку деревянной обуви и полено. Дети рассматривают предметы, пробуют, какое полено по весу, на ощупь.
- Как вы думаете, можно ходить в таких башмаках? Охарактеризуйте дерево. Какой это материал?- (Оно тяжелое, шершавое, твердое.)
Затем обувь стали делать из глины.
Показывает сапожки из глины. Дети рассматривают.
- Можно ли в них ходить по лужам? Почему нет? (Непрочные, размокнут.)
Потом люди стали делать обувь из коры деревьев, которую называли «лапти».
Показывает картинку или сами лапти.
- Потрогайте лапти, скажите, какие они в носке. (Они легкие, удобные.)
- А можно ли в них ходить зимой?
ЧЕМУ Я УДИВЛЯЮСЬ И ЧТО Я ЛЮБЛЮ?
Задачи: формировать представления о различных эмоциональных состояниях взрослых и детей (удивление), о том, что у каждого ребенка есть свои любимые занятия, связанные с временем года; развивать умение передавать с помощью мимики удивление и сопоставлять с разнообразными жизненными ситуациями.
Беседа по картинке «Удивление».
Воспитатель показывает разные картинки, на которых изображены выпачканные грязью дети и удивленная этим женщина, мальчик, увидевший инопланетянина, и т. п.
Воспитатель читает стихотворение:
И чему тут удивляться?
Не хотим мы умываться! .
Ох, и грязные, Безобразные...
Захотели - и умылись,
И опять все удивились.
Глазки - ясные,
Щеки - красные.
- Чему удивились взрослые и дети?
Как по позе человека и выражению лица можно понять, что он удивлен? Найдите на картинках, кто удивляется и чему.
.
ХОЧУ БЫТЬ ПОХОЖЕЙ НА МАМУ
Задачи: формировать представления детей о труде и профессиях своих мам и женщин детского сада; воспитывать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться, доставлять радость своими поступками, действиями.
Беседа о маме.
- Как зовут твою маму?
- Кем она работает?
- Чем ты похож на свою маму?
Как ты дома ей помогаешь?
Часто ли ты ее расстраиваешь и какими действиями, поступками?
Обсуждение с детьми жизненных ситуаций.
1) Ты нечаянно разбил вазу. Как мама отреагирует на это? Что предпримешь ты?
2) Мама возвратилась с работы, сразу начала готовить ужин. Что будешь делать ты?
3) Мама огорчена: неприятности на работе или неудачи у старшего сына. Как ты поступишь?
МЫ НЕ БУДЕМ ССОРИТЬСЯ
Задачи: формировать представления детей о дружбе, друге; воспитывать умения и навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать, сочувствовать.
«Добрые слова».
Дети сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям сказать, доброе слово рядом сидящему ребенку. Начинает сам воспитатель, дети продолжают.
Б е с е д а «Мои друзья».
- Зачем нужны друзья?
- Скучаете ли вы без друзей?
- Что вы любите делать с друзьями?
- А вы ссоритесь со своими друзьями? Из-за чего?
- Как вы миритесь?
МИР ПРЕДМЕТОВ: ПРЕДМЕТЫ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ
Задачи: сформировать представления о предметах бытовой техники, широко используемой дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и др.);
техники (пылесос, мясорубка, стиральная машина и др.) или картинки-фотографии.
Дети по очереди рассматривают и рассказывают: как называется предмет, что им делает человек, как облегчает труд человеку его использование. Незнайка создает проблемные ситуации: «A мусор я и руками б собрал или веником, можно и ножом мясо порезать» и т. п. Дети доказывают, что все эти предметы ускоряют получение результата, улучшают его качество, облегчают труд человека.
ПРО ПЫЛЕСОС
Во многих семьях пользуются при уборке пылесосом.
Почему лучше пользоваться пылесосом, а не пыльной тряпкой и щеткой? Пылесос очищает воздух. Во время работы он прогоняет через ряд фильтров, в том числе и через микрофильтры, десятки кубометров воздуха, задерживая мельчайшие пылинки.
А работать с пылесосом легко и приятно. Множество всяких приспособлений прилагается к нему.
А большой овальной щеткой очень удобно подметать полы.
ОБЖ.
Беседа «Осторожное обращение с бытовой техникой».
- Как вы думаете, могут ли бытовые приборы быть опасными? В каких случаях?
- Почему иногда при пользовании электрическими бытовыми приборами возникают пожары?
КТО НАС ЛЕЧИТ (ВРАЧ И МЕДСЕСТРА)
Задачи. Сформировать представления детей о труде врача и медицинской сестры, уметь различать их труд; развивать умение подражать их совместной работе; воспитывать заботливое отношение к больным.
Игровой сюрпризный момент.
В группу к детям приходят игрушки (куклы, зверюшки) с перевязанным горлом, лапкой, ухом, у кого-то болит живот, у кого-то голова. Воспитатель вместе с детьми вьшсняет, что случилось с игрушками, и предлагает детям полечить игрушки.
«Врач и медсестра».
"- Что делает врач? (Беседует с больным о том, что его беспо-коиту осматривает больного и назначает лечение.)
~ Что делает медсестра? (Выполняет назначения врача: выпи-сыва$>т рецепты, делает уколы, закапывает в глаза капли, выдает таблетки, ставит горчичники.)
Воспитатель. Нарисуйте веселые открытки больному другу, а потом мы вместе подпишем на ней несколько слов, которые помогут ему выздороветь и набраться сил.
ДЕРЕВО УМЕЕТ ПЛАВАТЬ
Задачи: формировать представления детей о дереве, его качествах и свойствах; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры-эксперименты.
Рассматривают предметы, сравнивают на ощупь, называют, из чего они сделаны.
Игра-эксперимент «Тонет - плавает».
Предлагаются емкости с водой на каждого ребенка и предметы (деревянные, бумажные, из ткани и металлические). Дети кладут все предметы в воду и смотрят вместе с Дашей, что с ними происходит. Выясняют, что бумага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы плавают.
Даша. Я теперь знаю, что мне нужна деревянная лодка или дощечка, чтобы переплыть речку. Но теперь я хочу еще больше узнать об этом замечательном материале. Вы мне не расскажете?
- Из чего делают деревянные предметы? (Из деревьев, которые растут в лесу.) А у вас в группе еще есть деревянные предметы? (Дети называют и показывают Даше.)
- Что представляет собой дерево? Какое оно?
Даша по кругу передает детям деревянную палочку, у кого оказалась палочка, должен назвать какое-нибудь качество или свойство дерева (легкое, не тонет, плавает, прочное, гладкое, шершавое, горит и т. д.).
ЧТО ЛУЧШЕ: БУМАГА ИЛИ ТКАНЬ
Задачи: формировать представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; развивать обследовательские действия; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.
Игровой сюрпризный момент.
В гости к детям приходят две куклы - Маша и Даша. У Маши платье сделано из бумаги, а у Даши из ткани. Куклы поссорились из-за того, чье платье лучше.
Воспитатель предлагает детям рассказать все, что им известно о ткани и бумаге, и помирить кукол.
«Что какое?».
Детям раздаются куски ткани и бумаги, лупы.
Воспитатель предлагает взять в одну руку ткань, а в другую -бумагу.
Воспитатель. Обследуйте ткань и бумагу пальчиками, запомните, какая на ощупь ткань (мягкая, ворсистая и т. п.) и какая бумага (твердая). Расскажите, что вы уже знаете о бумаге и ткани.
Дети рассматривают в лупы бумагу и ткань, сравнивают их: из чего состоит (ткань - из ниток, бумага гладкая, не состоит из ниток).
- Помните их и скажите, что мнется легче. Какое платье мнется пип.нее? Можно ли его разгладить и чем?
Беседа «Разные платья».
Какое платье прочнее? (Доказывают с помощью опыта.) Воспитатель. Ткань можно аккуратно разрезать. Представьте, что кукольное платье из ткани порвалось. Что предпримете? (Сошьем.) А если платье из бумаги порвалось, что нужно сделать? (Склеить.)
Куклы благодарят детей и делают вывод: ткань и бумага -очень интересные, полезные и важные материалы, но назначение у них разное.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (радость, горе, удивление)
Задачи: развивать у детей умения различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния (радость, горе, удивление); Игра-этюд «Хорошая погода».
Воспитатель предлагает детям представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки.
- Какое сейчас у вас настроение? Почему?
Дети выбирают соответствующую пиктограмму настроения.
Игра-этюд «Плохая погода».
Звучит в записи мелодия осенней песенки «Хмурая, дождливая осень наступила»
Игра-этюд «Погода изменилась».
Воспитатель. Представьте себе, как вдруг неожиданно для всех закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.
- Что с вами произошло, когда вы себе представили такие неожиданные перемены в погоде? Найдите пиктограмму.
В МИРЕ ПЛАСТМАССЫ
Задачи: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы (гладкие, легкие, цветные); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
Игровой сюрпризный момент.
Детям приходит посылка. Чтобы узнать, что в ней находится, необходимо отгадать загадку:
Из меня предметов масса,
А зовусь я так: ... (пластмасса).
Воспитатель открывает посылку, и каждый ребенок достает себе предмет, изготовленный из пластмассы. Дети рассматривают предметы и рассказывают, у кого что оказалось, из чего сделан предмет, какой он на ощупь, какого цвета.
Воспитатель. Одинакового ли цвета предметы?
Вывод: пластмассовые предметы бывают разного цвета.
ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ
Задачи: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии
Игровой сюрпризный момент.
В группу приходит посылка, в которой находятся хлебобулочные изделия. Для того чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать за г а д к у:
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб.)
Воспитатель. А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал?
- Может, он на дереве вырос?
- Может на грядке? {Варианты ответов детей.)
Рассказ детей по схеме «Откуда хлеб пришел?».
Воспитатель предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
- Кто сеет хлеб?
- Труден ли труд хлебопашца?
- Как получают муку?
Не гром грохочет, не пальба -
Шумят, гудят грузовики,
Гремит-грохочет молотьба.
Стучат на мельнице валки,
Гора зерна растет до неба...
Гора муки растет до неба...
Ты видишь, сколько будет хлеба?
Ты видишь, сколько будет хлеба?
Мне говорят, что спать пора,
Но не усну я до утра:
Мне поглядеть бы хоть немножко,
Как мама будет печь лепешки.
Я. Дегутите
«Кто больше назовет?».
Дети по кругу называют хлебобулочные изделия; кто не назвал, выбывает из игры.
Анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом».
Воспитатель описывает детям ситуации различного обращения с хлебом. Дети предлагают варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной человек.
- Для чего человек придумал колесо? (Чтобы изобрести телегу, карету, автомобиль.)
Анализ ситуаций «Какими могут быть последствия, если...?».
Варианты условий: что произойдет, если прислониться к двери, высунуться из окна, ходить по автобусу во время движения и др.
ЧТО ТАКОЕ СТРАХ?
Задачи: познакомить детей с эмоцией - страх; развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям;
Игра «Гуси-лебеди».
Дети гуляют по группе, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда воспитатель подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.
Упражнение «Найди пиктограмму».
Дети выбирают пиктограмму страха среди остальных, рассматривают, обращают внимание на положение бровей, глаз, рта.
- Что вы чувствовали, когда прятались от гусей?
Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики».
- Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха казалась вам значительно страшнее, чем это было на самом деле? Расскажите, пожалуйста.
Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка».
Воспитатель рассказывает (или читает) эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха.
- Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Задачи: формировать представления детей о водном транспорте, его назначении, разновидностях, профессиях на водном транспорте; развивать познавательный интерес детей; воспитывать уважение к труду взрослых.
Отгадывание загадок.
К лежебоке у реки
Притащил я две руки;
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади. (Лодка.)
Дети отгадывают загадки и выставляют картинки.
Паровоз без колес –
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел?
-Прямо по морю пошел!
(Пароход.)
Беседа о водном транспорте.
- Как отгадки назвать одним словом? (Водный транспорт.)
- Для чего он нужен?
Воспитатель выставляет картинки с изображением различных видов кораблей, бревна и плота.
- Как вы думаете, что использовали древние люди для того, чтобы переплыть реку? (Ответы детей. Находят картинку бревна.)
Воспитатель. Да, бревно было первым водным транспортом. Потом человек взял несколько бревен и связал их вместе - что получилось? (Плот.)
Так бы плавали древние люди на плотах, но одному из них пришла в голову мысль выдолбить каменным топором середину ствола дерева и пустить по воде. Так возникла первая лодка. Чтобы управлять такой лодкой, человек смастерил весло - палку с плоским концом.
- Как вы думаете, чем лодка удобнее плота?
- Какие сейчас есть лодки? (Моторная, резиновая, байдарка.)
- Кто из вас катался на лодке?
- Что относится еще к водному транспорту? (Пассажирские суда, грузовые, рыболовецкие, ледоколы, военные корабли.)
- Рассмотрите картинки. Для чего предназначен каждый вид судна?
Я ОБЩАЮСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ
Задачи: формировать представление детей о телефоне как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми; познакомить с историей развития телефона.
Игра-путешествие в прошлое телефона.
Воспитатель показывает детям картинки различных телефонных аппаратов, изготовленных в разные периоды существования телефонной связи.
- Как вы думаете, что это?
- Все ли, что изображено на картинках, можно отнести к телефонам?
- Как вы думаете, как общались между собой древние люди, жившие в разных деревнях? (Выходили на гору и громко кричали, посылали человека с сообщениями и т. п.)
- Удобно ли было так общаться? И вот человек, чтобы удобнее было общаться, изобрел телефон. Первый телефон представлял собой две трубки: в одну говорили, а другую прикладывали к уху.
Дети находят картинку и выставляют.
- Потом появился ручной телефон, по которому нужно было вызвать телефонную станцию, а уже телефонистки соединяли человека с тем, с кем ему нужно было поговорить. Позднее придумали телефонный аппарат с диском, потом кнопочный, сотовый телефон, видеотелефон...
Дети находят картинки каждого телефона и выставляют их.
- Какой телефон самый удобный? Почему?
2. Беседа «Умеете ли вы вести телефонные переговоры?».
- Как правильно пользоваться телефоном?
- Что нужно сказать в начале разговора?
- Каким тоном нужно говорить по телефону?
Игровое задание «У меня зазвонил телефон».
Дети сидят по кругу,- воспитатель передает телефонную трубку ребенку и формулирует задание: тебе позвонил незнакомый человек или тебе позвонил друг. (Можно дать двоим детям телефоны.)
Я тебе позвонила. (Разговор воспитателя и ребенка по телефону.)
Тебе позвонила мама с работы. (Воспитатель может взять на себя роль мамы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Ознакомление с предметным и социальным окружением Наша Армия
Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы Ознакомление с предметным и социальным окружением Наша Армия Цель:Дать детям представления о воинах, к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-961864-1508652193.jpg)
Беседа с детьми средней группы «Стихия мира – вода»
Задачи: познакомить с правилами безопасности при контакте с водой, сформировать представления, где и в каком виде существует вода в нашей жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/03/picture-344138-1688395994.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе ознакомление с окружающим миром «Домашние животные и их детеныши»
Цель: Создание условий для познавательного развития дошкольников,для развития речи, творческих способностей.Задачи:Образовательные: Формирование обобщенного понятия домашние животные. Уточнить предста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/28/picture-708329-1488269846.jpg)
Конспект ООД в средней группе ознакомление с социальным окружением «Путешествие в мир детских книг»
Формировать у дошкольников интерес к книге, как источнику знаний, умение отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Закреплять представление детей о разных ж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223755-1583058426.jpg)
Сборник бесед с детьми для родителей «Безопасность ребенка в наших руках »
Сборник бесед с детьми для родителей«Безопасность ребенка в наших руках »...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/01/picture-1358376-1717238549.jpg)
Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Где нужно играть» в рамках реализации социально - педагогического проекта «Нам на улице не страшно»
Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа о правилах дорожного движения- это в...
Конспект НОД по теме «Транспорт родного города». Средняя группа Ознакомление с предметным окружением и социальным миром.
Цели. 1. Формировать представления о транспорте и его назначении. 2. Формировать представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный). 3. Закреплять название родного города, формировать ч...