План- конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Анисимова Ольга Валерьевна

План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе Тема: «В мире звуков. Звуки речи. Слова» Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Краткое описание: реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития. Занятие несёт развивающую, стимулирующую направленность. Общая продолжительность: 25 – 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_v_mire_zvukov_i_slov.docx24.21 КБ
Файл 08ca7371ebc65500eaa60abbf163d375.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект образовательной деятельности

по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе

Тема: «В мире звуков. Звуки речи. Слова»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Краткое описание: реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития. Занятие несёт развивающую, стимулирующую направленность.

Общая продолжительность: 25 – 30 минут.

Цель: знакомство детей с миром звуков, слов.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная:
  • расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; совершенствование произносительных навыков;

  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать артикуляционный праксис;
  • развивать фонематическое восприятие через дифференциацию неречевых звуков и звуков речи; 
  • формировать пространственные представления;
  • формировать представление о понятиях «неречевой звук», «речевой звук», «слово»;
  • развивать координацию речи с движением.

  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
  • воспитывать речевую активность;
  • воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

Предварительная работа: разучивание основного комплекса артикуляционной гимнастики, дифференциация речевых и неречевых звуков.

Виды деятельности: игровая, речеслуховая, речедвигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Форма организация: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной  деятельности.

Оборудование: музыкальные инструменты (три разных колокольчика, маракасы, кастаньеты, клавесы, треугольник, тамбурин, настольный звонок), кинезиологический мешочек.

Демонстрационный материал: картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики.

Методы и приёмы обучения:

  • эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово;
  • информационно-рецептивный: наглядные средства;
  • репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).

План занятия

1.

Организационный момент

Приветствие

2.

Основной этап

Артикуляционная гимнастика

2.1

Дыхательная гимнастика

2.2

Знакомство с темой

2.3

Игровое упражнение «Где звенит колокольчик»

2.4

Игровое упражнение «Слушай, запоминай и повторяй!»

2.5

Пальчиковая гимнастика

2.6

Игровое упражнение «Звук пропал»

3.

Итог занятия

Ход занятия

  1. Организационный момент
  • Спинки выпрямили, ушки «навострили».
  • Здравствуйте, ребята!
  • На своё место сядет тот, кто угадает, что звучит за моей спиной.

  1. Артикуляционная гимнастика

  1. Дыхательная гимнастика

  1. Знакомство с темой
  • В одной сказочной стране жил заяц. У него были длинные уши, которыми он очень любил слушать, как звучат разные звуки. Зайка прислушивался к ним, запоминал их и теперь хочет поиграть с вами.
  1. Игровое упражнение «Где звенит колокольчик»
  • Закройте глаза. Скажите, где звенел колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади?

  • А теперь наш заяц предлагает отправиться в новое путешествие – удивительный Мир Звуков.
  • Если мы прислушаемся, то услышим вокруг нас множество звуков. Каждый предмет звучит по-своему. Это неречевые звуки. А  мы с вами произносим речевые. Сейчас в этом убедимся.

«Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет – звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой  (О-О-О-О),

Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А),

Но не желают свистеть и ворчать!

А согласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!

С-С-С-С – змеиный слышен свист,

Ш-Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист,

Ж-Ж-Ж-Ж – жуки в саду жужжат,

Р-Р-Р-Р – моторы тарахтят».

  1. Игра, направленная на различение оппозиционных звуков «Слушай, запоминай и повторяй!»
  • Заяц предлагает запомнить и повторить два слова без ошибки.

Речевой материал: день – тень, папочка – бабочка, том – дом, бинт – винт, дочка – точка, гости – кости, крыша – крыса, рожки – ложки, коза – коса, дрова – трава, шар – жар, лук – люк, мышка – мишка, кот – год.

  • Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово.

  1. Пальчиковая гимнастика

  1. Игра, направленная на развитие фонематического восприятия «Звук пропал»
  • «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук в слово возвращай!»        Верное слово произнести целиком.

Речевой материал: -ашина, -ирамидка, .-иса, -ожницы, -ошка, ыбка, -азик, -елефон, -укла, -артина.

  • Нам удалось вернуть на место звуки в словах. Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово.

  1. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте

Тема: «Звуки [в]-[в’]. Буква В, в

Типа занятия: фронтальное (фронтально-подгрупповое), первое в цикле.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»  логопедическая коррекция.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое  развитие».

Общая продолжительность: 20 – 25 минут.

Цель: формирование  у детей необходимой готовности к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • учить правильному произношению звука;
  • познакомить с графическим обозначением изучаемых звуков – буквой «В», «в»

  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать артикуляционный праксис;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать пальцевый праксис посредством кинезиологических упражнений;

  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
  • воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям;

Предварительная работа: разучивание комплекса артикуляционной гимнастики.

Виды деятельности: игровая, речеслуховая, речедвигательная.

Форма организации: подгрупповая и индивидуальная в условиях группового режима.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной  деятельности.

Оборудование: магнитная доска.

Раздаточный материал: заламинированные листы для работы с буквой «В», синие маркеры.

Демонстрационный материал: комплект артикуляционной гимнастики, «Звуковички», предметные картинки (валенки, волшебник, ваза, волк, вишня, веник, венок, ведро), характеристика звука (модели), опорная схема «Звуки – буквы», «Рыбка»  опорная схема для понятия «ряд», графический образ буквы.

Методы и приёмы обучения:

  • эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово;
  • информационно-рецептивный: наглядные средства;
  • репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).

  1. Ритуал приветствия

Логопед каждому даёт задание на пространственное ориентирование → работа с предметными картинками на гласные звуки.

  • Что находится справа от…
  • Что находится слева от …
  • Что находится между …
  • Что находится вторым по счёту.
  • Какая картинка самая последняя.

  1. Артикуляционная гимнастика + дыхательная гимнастика

  1. Знакомство с темой

  1. Характеристика звуков

Закрепить умение пользоваться моделями при анализе характеристики звуков.

Акустическая:

Звук [в] – согласный, его нельзя пропеть, во рту есть преграда, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.

Звук [в’] – согласный, его нельзя пропеть, во рту есть преграда, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом.

  1. Игра «Внимательные ушки»

Если слышишь звук [в], то взяться за правое ухо, если звук [в’], то за левое.

  1. Игра «Цветной коврик»

Я знаю, как вы любите отгадывать загадки.

Перед вами белый коврик, попробуем наш коврик раскрасить.

Если в отгаданном слове слышится звук [в], в пустую ячейку нужно прикрепить синюю фишку, если слышится звук [в՚], то зелёную.

Ягоды собрали, с сахаром смешали,

Варили-варили, в банки положили -

Вкусно! Всем на удавление

К чаю что дают? 

(Варенье)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса  

Значит, к нам пришла...

(Весна)

Чтоб зимой не мёрзли ручки
И у внука, и у внучки,
Вяжут детям бабушки
Шерстяные …

(Варежки)

Близкий родственник метлы

В доме выметет углы.

Он, конечно, не бездельник.

Сор убрать поможет…

(Веник)

Смотрит хищник из кустов,

К нападению готов.

Кто в охоте знает толк?

Одинокий серый…

(Волк)

Выросли на дереве

Вкусные сережки,

Круглые и красные,

Кислые немножко.

Чтобы слов не тратить лишних

Скажем сразу: это...

(Вишня)

  1. Игра «Добавь слог».

Чтобы получилось слово, сперва добавьте слог ВА, а затем ВЫ.  

  • ВА: со-ва, голо-ва, коро-ва, сли-ва,тыква, тра-ва...,
  • ВЫ: со-вы, голо-вы, коро-вы, сли-вы, тык-вы, тра-вы...

  1. Пальчиковая гимнастика (По лексической теме)

  1. Знакомство с буквой

На письме звуки [в]-[в’] обозначаются буквой  «В»

Мы можем видеть, писать, выкладывать, чертить, рисовать, лепить букву В.

Посмотрите, на доске буква В, она молчит, не звучит, но только мы начнем её произносить, она зазвучит звонким, согласным и твёрдым звуком [в].

  1. Работа с буквой

  1. Итог занятия, рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Тридесятое царство»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Тридесятое царство» включает в себя интересное увлекательное путешест...

конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Лесные обитатели весеннего леса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий:Тема:...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Юные покорители космоса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТема: «Юные покорители космоса»...

План-конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.       Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, правильного питания для развити...

План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-комму...