«Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
презентация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра - пра -бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».
Этот литературный жанр расширяет кругозор ребёнка, формирует воображение, заставляет мыслить, оценивать, даёт определенные жизненные навыки. Эта особенность сказки как жанра устного народного творчества породила новое течение в психотерапии – сказкотерапия .
При помощи различных сказок можно с лёгкостью воздействовать на ребёнка, помогая ему избавиться от многочисленных негативных эмоциональных проявлений. Сказкотерапия для дошкольников может применяться при наличии следующих психологических проблемах : боязнь высоты, темноты, врачей и др. ; гиперактивность или чрезмерная застенчивость; тяжелая адаптация ребёнка в новых условиях; агрессивность, неадекватное поведение; конфликтные ситуации в семье. Кроме этого, они позволяют педагогу детского сада правильно планировать работу и выделить проблемные группы, определив направления коррекции.
Актуальность использования У большинства детей наблюдается низкий уровень самооценки, у детей отмечается высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности. В связи с этим в моей группе возникла потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем детей. И в этом нам помогает сказкотерапия . Кроме этого, сказка служит целям обучения и воспитания, так как: обучение посредством сказки не несет в себе нравоучений; присутствует образность и метафоричность языка; психологическая защищённость(хороший конец); имеется наличие тайны и волшебства.
ЦЕЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ : Воспитание ценностных ориентаций, формирование психологического здоровья дошкольников посредство сказки. ЗАДАЧИ: Образовательные: 1.Создать условия для развития и активизации в детях творческого начала; 2.Снизить уровень тревожности и агрессивности; 3.Формировать навыки конструктивного выражения своих чувств, эмоций Развивающие: 1.Развивать речевые и познавательные процессы; 2.Развивать способности детей к естественной коммуникации; 3.Развивать у детей умение преодолевать трудности и страхи. 4.Развивать и поддерживать творческие способности детей; Воспитательные: 1.Воспитывать интерес к сказкам; 2.Воспитывать умения совместно работать над сказкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Этапы работы со сказкой: 1. Ритуал «вхождения в сказку». 2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки. 4.В конце занятия –ритуал «выхода из сказки».
1 этап работы Ритуал вхождения в сказку Использую: Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки. Игру «Волшебный клубочек», Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!», Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром» В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте! Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.
2 этап работы Чтение сказки Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы. 2-ой вариант : в процессе чтения останавливаюсь на важных фрагментах и задаю вопросы по анализу сказки: Почему боялся мышонок? Помог ли ему справиться со страхом зайчик? Почему не помог? Как справились со страхом звери?
3 этап работы Обсуждение сказки Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
4-ий этап работы Ритуал выхода из сказки 1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки. Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет». Вариант 3-ий : Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Вариант 4-ый : «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
Виды сказок: По задаче: Дидактические (в форме учебного задания также учебные задания и инструкции. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения). Похожи на путешествие. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка) Художественные (знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества) Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
Формы работы в сказкотерапии : Рассказывание сказок Сочинение сказок Постановка (разыгрывание) сказки Сказочное рисование Медитации на сказку
Условия пространства и времени 1 раз в неделю. В младшей и средней группах - 15-20 минут В старшей и подготовительной до 25-30 минут. Наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание
Что удалось? В связи с тем, что дети у меня еще средней группы, говорить что удалось в моей работе, я считаю, еще рано, ведь работа только началась. Но можно сказать, что те задачи, которые поставлены, выполняются и работа по их реализации будет продолжена. Подводя итоги работы этого года работы, следует отметить эффективность применения методов сказкотерапии в психологической помощи детям. Дети стали более активными и внимательными. Они учатся переживать, радоваться, сочувствовать, грустить. Работа по сказкотерапии активизировала и познавательно-речевые, и художественно-творческие способности детей. Мне кажется, что удалось раскрепостить детей, понизить уровень тревожности, но не на 100% (это ещё работа будущего). Дети стали более активными, стали меньше бояться взрослых, чужих. Стали менее застенчивыми, неуверенными. Новые дети (которые присоединились к нам в начале учебного года) адаптировались к детскому саду, к новым детям, к новым условиям жизни в ДОУ, стали более активными в совместной деятельности с детьми и педагогами.
Счастливого сказочного путешествия!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста «Путешествие в сказочный мир».
Сказкотерапия в работе с детьми по развитию психических функций. Практикум для педагогов и родителей. Как можно помочь своему ребенку, используя сказкотерапию как терапевтический метод....

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста "Сказка о потерянном настроении или в поисках доброго характера"
Психокорекционная сказка для детей старших и подготовительных групп....

элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Презентация на тему "Элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"...