Кляксография, как средство развития речи детей дошкольного возраста
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гульнара Гаязовна Гайфуллина

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_klyaksografiya_2.pptx1.59 МБ
Файл klyaksografiya_dlya_roditeley.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Кляксография , как средство развития речи детей » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Учитель-логопед: Гайфуллина Гульнара Гаязовна

Слайд 2

“Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества ”. Сухомлинский В.А.

Слайд 4

Кляксография - это техника рисования для детей, которая основана на превращении капель краски на бумаге в художественные образы. Рисуя, ребенок дает выход своим эмоциям, переживает свои отношения в различных ситуациях.

Слайд 5

Развивает фантазию и воображение Стимулирует мелкую моторику Учит ребенка справляться с поставленными задачами Активизирует образное мышление Формирует собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим Воспитывает гармоничную личность, умеющую свободно адаптироваться в социуме

Слайд 6

Кляксография - позволяет выражать чувства на символическом уровне

Слайд 7

Технология проводится в индивидуальном или групповом режиме.

Слайд 8

1 этап: Ребенок создает кляксу произвольной формы и представляет определенный сюжет или образ на основе получившегося пятна. 2 этап: Кляксы дорисовываются до подходящего образа различными деталями ( форма наполняется содержанием).

Слайд 9

С трубочкой

Слайд 12

«Кляксография – это действенная техника рисования, которая хорошо развивает фантазию детей. Она помогает развивать творческие способности и креативность, а также избавляет от страха неудачи, тем самым готовя ребенка к выполнению более сложных задач».



Предварительный просмотр:

«Кляксография, как средство развития речи детей с ТНР»

(средний и старший дошкольный возраст)

Подготовила:

 учитель-логопед Гайфуллина Гульнара Гаязовна

«Кляксография, как средство развития речи детей с ТНР»

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Их коррекция и развитие речевых процессов у дошкольников – основные цели учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.

Согласно ФГОС ДО, одним из средств развития речи выступает изобразительное искусство.

В своей коррекционно-развивающей деятельности, я решила применить нетрадиционную технику рисования «Кляксография» для повышения заинтересованности дошкольников на занятиях и, как следствие, повышения эффективности в коррекции речевых нарушений.

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.

Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

В процессе рисования дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание.

По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

 Техника рисования «Кляксография» демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством такой техники является универсальность их использования. Технология ее выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Таким образом, используя технику рисования «Кляксография» в работе с детьмимы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:

  • активизация и расширение словарного запаса;
  • установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;
  • повышение силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения;
  • научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата и длительного речевого выдоха;
  •  развитие длительного речевого выдоха, а также тренировка мышц губ при удерживании трубочки;
  • развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;
  • стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);
  • развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать?);
  • создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;
  • интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.

Особое внимание в коррекционно-развивающей деятельности с применением нетрадиционного рисования я уделила технике «Кляксография», обосновываясь тем, что дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание необходимо для развития речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» окончания фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

Все это говорит о важности и значимости работы учителя-логопеда по формированию у дошкольников с речевыми нарушениями правильного речевого дыхания. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Таким образом, на логопедических занятиях, используя технику рисования «Кляксография», мы можем решить частные задачи речевого развития:

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата и длительного речевого выдоха;
  • активизация импрессивной и экспрессивной речи;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.
  • результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития;
  • кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие;
  • развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности;

Таким образом, применяя нетрадиционную технику рисования «Кляксография» на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности, я смогла разнообразить задания по развитию речевых функций у дошкольников, пробудить заинтересованность детей к логопедическим занятиям, повысить педагогическую компетенцию родителей дошкольников по теме речевого развития, способствовала укреплению связи семьи и детского сада. В дальнейшем планирую продолжать развивать работу по использованию нетрадиционных техник рисования в развитии речи и по взаимодействию семьи и дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »

laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....

Курсовая работа «Русские народные сказки как средства развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ОНР 3 уровня» 2024г

Курсовая работа «Русские народные сказки как средства развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ОНР 3 уровня»...