Сопровождение детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности
статья по коррекционной педагогике
В статье рассказывается, что сопровождение детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности имеет определенную специфику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_detey_s_narusheniyami_zreniya_v_gruppah_kombinirovannoy_napravlennosti.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение детей с нарушениями зрения в группах комбинированной
направленности
В настоящее время в нашей стране характерным является увеличение детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом списке одно из центральных мест. В дошкольных учреждениях необходимо создать специальные, наиболее благоприятные условия для детей созрительными патологиями. А это значит, так организовать процесс сопровождения ребенка в детском саду, чтобы нейтрализовать негативное воздействие нарушенного зрения, предотвратить появление вторичных отклонений в развитии.
Для оказания квалифицированной помощи педагогам необходимы знания о состоянии зрения и здоровья ребенка.
Косоглазие - данное нарушение характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, то есть каждый глаз видит свою картинку.
Миопия - при данном нарушении предметы близко видно четко, вдали – размыто.
Гиперметропия - при данном нарушении предметы видно близко не четко, вдали четко.
Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: здания, движущийся транспорт, птиц и самолеты в небе и т.д. Чтобы обеспечить им обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо оптимально использовать наглядные пособия, подходить к сопровождению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности ребенка.
Одним из важных условий охраны зрения является соблюдение светового режима в детском саду.Света должно быть много, причем максимально естественного. Для выполнения детьми заданий:рассматривание демонстрационного материала у доски, рисование, обводки, настольные игры, детей следует поставить или посадить так, чтобы свет падал слева. Если ребенок леворукий, необходимо правостороннее освещение рабочего места.
Во время посадки детей необходимо учитывать ряд условий: при расходящемся косоглазии, гиперметропии ребенка необходимо сажать на дальний план, при миопии - на передний. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре.
Если ребенку назначен окклюдер, то при работе ребёнок должен находиться со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз - слева, заклеен левый глаз - справа).
Для обследования наглядности детям с нарушениями зрения желательно предоставлять больше времени (примерно вдвое), чем хорошо видящим детям.
На занятиях по физической культуре следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнения на животе.
На музыкальных занятиях детей с низкой остротой зрения просят встать за хорошо видящими детьми, равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.
Демонстрируя на занятиях наглядный материал, необходимо проследить, чтобы материал был максимально приближен к реальности: крупный, хорошо видимый, соответствует естественным размерам, т.е. машина меньше дома, а помидор меньше кочана капусты.
Следует чаще использовать указки(лазерную указку)для прослеживания объекта в полном объёме, обводить его контур либо часть.
Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).Необходимчетко выраженный контур, матовая поверхность.
Объекты на доске размещаются так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности. Фон изображения должен быть без лишних деталей.
Детям с нарушениями зрения необходим адаптированный материал для комфортного зрительного восприятия. Нельзя использовать зашумленные, нечеткие ксерокопии.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушение зрения, относится зрительная гимнастика. В дошкольном учреждении педагоги могут применять разные варианты зрительных гимнастик:
- со стихами;
- с предметами (стимулами).Стимул должен быть достаточно крупным, ярким, по цвету не должен сливаться с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. Предмет (стимул) показывается чуть выше уровня глаз ребенка.
- с сигнальными метками;
- с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
- электронные зрительные гимнастики.
При проведении зрительной гимнастики рекомендуется фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы работали глазодвигательные мышцы.Если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз. Зрительная гимнастика выполняется не менее двух раз в день. Упражнения для глаз желательно подбиратьразнообразными по форме и содержанию.
Таким образом, эффективность работы зависит от понимания педагогами целей, задач и роли в преодолении недостатков в развитии детей с нарушением зрения. Грамотно организованное сопровождениедетей с нарушениями зрениядаёт положительный результат при поступлении детей в школу, социализации и адаптации их в общество.
Библиографический список
- Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: материалы всероссийской заочной конференции ученых и практических работников, 18 марта – 18 апреля 2019 г., г. Екатеринбург, Россия / Урал.гос. пед. ун-т. – Электрон.дан. – Екатеринбург, 2019. – 129 с.
- Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.
- Ремезова Л.А., Курицина О.В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – 2014-№9.- с. 182
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Психологическое сопровождение детей с нарушением зрения""
В презентации определены задачи, миссия и условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в детском саду...
Монография "Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения в группах компенсирующей направленности"
Книга адресована тифлологам, воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям, имеющим детей с нарушением зрения. Авторами представлены разработанная система и конкретные рекоме...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения
Разработанная в нашем дошкольном учреждении система взаимодействия психологической службы ДОУ, педагогов, специалистов и родителей позволяет проследить темп и особенности развития и коррекции всех сто...
Тезисы к работе. Логопедическое сопровождение детей с нарушением зрения в условиях коррекционного ДОУ.
На всём протяжении работы с детьми с деффектами зрение особое внимание логопед уделяет здоровьесберегающим технологиям,цель которых - обеспечить детям с ОВЗ возможность сохранения здоровья во вре...
Презентация "Сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях групп комбинированной направленности"
Сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях групп комбинированной направленности...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...
ПРОЕКТ Первые дорожки к успеху. Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях группы комбинированной, компенсирующей направленности.
Данный проект рассчитан на специалистов, воспитателей, детей дошкольного возраста с РАС (находящихся в группе риска по РАС) и их родителей; он носит долгосрочный характер, способствует созданию систем...