"Использование современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта в ДОУ"
статья по коррекционной педагогике
Процесс воспитания и образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, нацеливает педагогов на поиск новых, современных, интересных и более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу развития детей.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки и внедрения современных форм, методов, средств и современных технологий. Поэтому каждый педагог пробует, применяет и находится в поиске технологий, которые можно не просто использовать в своей работе - но и отмечать результат развития воспитанников..
В моей статье представлены две технологии работы учителя – дефектолога, где мы с коллегой Татьяной Георгиевной хотим поделиться с вами не только технологиями, но и уже на своём опыте апробированные игры, задания, которые мы используем в ДОУ с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Исмаилова Наталья Витальевна,
учитель-дефектолог,
Семенова Татьяна Георгиевна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ №7, г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Использование современных технологий в работе
с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет результативным для каждого малыша. Современные дети сегодня живут и развиваются во времена информационных технологий – это время других подходов, в том числе и к образованию дошкольников. Это эпоха перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Одной из интересных и актуальных авторских методик - является методика Воскобовича, которая отличается высокой эффективностью и доступностью. Игры Воскобовича разработаны, исходя из интересов детей. Играя в игры Воскобовича, дети получают настоящее удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. Это широкий возрастной диапазон, в одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше, каждая игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений, многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, свои возможности и всесторонне развиваться, осваивая значительное количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, счетом, цветом или формой, и т.д.). Развивающие игры Воскобовича можно использовать как в совместной групповой, подгрупповой, индивидуальной деятельности с воспитанниками, а также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Методика Воскобовича предполагает партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком в процессе игры, что позволит преимущественно активизировать и объединить детей и родителей в свободное время дома. Малыш окружен непринужденной интеллектуально-креативной атмосферой.
Игры В.В. Воскобовича – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Еще одна педагогическая находка – это игровой набор «Дары Фребеля», эффективный материал как для разностороннего развития нормально развивающихся дошкольников, так и для коррекции нарушений развития. Приобретя этот материал, мы открыли для себя «мир Фребеля» - разнообразие игр и игровых упражнений, в основе которых лежит конструктивная деятельность в единстве с познанием формы, цвета, величины, пространственных отношений. Игровой набор представлен 14 дарами или как их еще называют модулями, каждый из которых многофункционален. Использовать набор Фребеля можно на занятиях в разных образовательных областях:
- Познавательное развитие – «Что какого цвета бывает?», «Времена года», «Улица», «Автобус», «Чудесный мешочек», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки» и др;
- Речевое развитие – «Сделай картину», «Загадки и отгадки», «Что было раньше?» и др.;
- Социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «Весёлыйи грустный», «У нас в квартире» и др.;
- Художественно-эстетическое – «Укрась барыню», «Повтори узор», «Продолжи узор», «Коврик», «Солнышко и цветок» и др.
- Физическое развитие – «Поймай шарик», «Обводим глазками фигуры», «Воздушный футбол», «Бусы для Маши» и др.
Педагоги используют игровой набор «Дары Фребеля» в индивидуальной и подгрупповой работе, выбирая доступные задания для тех детей, чей уровень развития это позволяет. В первую очередь, наших воспитанников материал привлекает внешним видом, разнообразием цвета, формами, которыми можно манипулировать, а уже потом, они начинают выполнять задания, с удовольствием играть.
Работа с игровым набором Фрёбеля создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. При использовании комплекта у детей развиваются также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические способности; формируются элементарные математические умения. Особо хочется отметить, что разработан комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО. Комплект также является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
В конце хочется отметить, что, конечно, нет одной «универсальной» технологии или методики. Педагогу необходимо постоянно искать, пробовать, совершенствовать, ведь без этого не будет положительной динамики развития ребенка.
Список использованной литературы:
- https://umyarova-nfdou1.edumsko.ru/folders/post/3079166 Технология даров Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста (по комплектам методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» под редакцией Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова)
- Развивающие игры Воскобовича. 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В.Воскобовича, Л. С. Вакуленко.
- Опыт работы, развивающие игры Воскобовича для детей раннего возраста | Методические разработки / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ Опыт работы, развивающие игры Воскобовича для детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по взаимодействию родителей с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В данной методической разработке рассказано о семейном воспитании детей с нарушением интеллекта, о взаимодействии родителей и детей на занятиях и дома....

Приоритетные направления работы психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Работа психолога с умственно отсталыми детьми....

Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.
Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов....

Картотека сюжетно - ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Данная картотека, поможет педагогам работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта, правильно выстроить обучение игре....