"Использование современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта в ДОУ"
статья по коррекционной педагогике

Процесс воспитания и образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, нацеливает педагогов на поиск новых, современных, интересных и более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу развития детей.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки и внедрения современных форм, методов, средств и современных технологий. Поэтому каждый педагог пробует, применяет и находится в поиске технологий, которые можно не просто использовать в своей работе - но и отмечать результат развития воспитанников..
В моей статье представлены две технологии работы учителя – дефектолога, где мы с коллегой Татьяной Георгиевной  хотим поделиться с вами не только технологиями, но и уже на своём опыте апробированные игры, задания, которые мы используем в ДОУ с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Исмаилова Наталья Витальевна,

учитель-дефектолог,

Семенова Татьяна Георгиевна,

учитель-дефектолог,

МБДОУ №7, г.Усолье-Сибирское, Иркутская область

Использование современных технологий  в работе

с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет результативным для каждого малыша.  Современные дети сегодня живут и развиваются во времена информационных технологий – это время других подходов, в том числе и к образованию дошкольников. Это эпоха перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Одной из интересных и актуальных авторских методик - является методика Воскобовича, которая отличается высокой эффективностью и доступностью. Игры Воскобовича разработаны, исходя из интересов детей. Играя в игры Воскобовича, дети получают настоящее удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. Это широкий возрастной диапазон, в одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше, каждая игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений, многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, свои возможности и всесторонне развиваться, осваивая значительное количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, счетом, цветом или формой, и т.д.).   Развивающие игры Воскобовича можно  использовать как  в совместной групповой, подгрупповой, индивидуальной деятельности с воспитанниками, а также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Методика Воскобовича предполагает партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком в процессе игры, что позволит преимущественно активизировать и объединить детей и родителей в свободное время дома. Малыш окружен непринужденной интеллектуально-креативной атмосферой.

Игры В.В. Воскобовича – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Еще одна педагогическая находка – это игровой набор «Дары Фребеля», эффективный материал как для разностороннего развития нормально развивающихся дошкольников, так и для коррекции нарушений развития. Приобретя этот материал, мы открыли для себя «мир Фребеля» - разнообразие игр и игровых упражнений, в основе которых лежит конструктивная деятельность в единстве с познанием формы, цвета, величины, пространственных отношений. Игровой набор представлен 14 дарами или как их еще называют модулями, каждый из которых многофункционален. Использовать набор Фребеля можно на занятиях в разных образовательных областях:

  • Познавательное развитие – «Что какого цвета бывает?», «Времена года», «Улица»,  «Автобус», «Чудесный мешочек», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки» и др;
  • Речевое развитие – «Сделай картину», «Загадки и отгадки», «Что было раньше?» и др.;
  • Социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «Весёлыйи грустный», «У нас в квартире» и др.;
  • Художественно-эстетическое – «Укрась барыню», «Повтори узор», «Продолжи узор», «Коврик», «Солнышко и цветок» и др.
  • Физическое развитие – «Поймай шарик», «Обводим глазками фигуры», «Воздушный футбол», «Бусы для Маши» и др.

Педагоги используют игровой набор «Дары Фребеля» в индивидуальной и подгрупповой работе, выбирая доступные задания для тех детей,  чей уровень развития это позволяет. В первую очередь, наших воспитанников материал привлекает внешним видом, разнообразием цвета, формами, которыми можно манипулировать, а уже потом, они начинают выполнять задания, с удовольствием играть.

Работа с игровым набором Фрёбеля создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.  При использовании комплекта у детей развиваются также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические способности; формируются элементарные математические умения.  Особо хочется отметить, что разработан комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО. Комплект также является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

В конце хочется отметить, что, конечно, нет одной «универсальной» технологии или методики. Педагогу необходимо постоянно искать, пробовать, совершенствовать, ведь без этого не будет положительной динамики развития ребенка. 

Список использованной литературы:

  1. https://umyarova-nfdou1.edumsko.ru/folders/post/3079166  Технология даров Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста (по комплектам методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» под редакцией Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова)
  2. Развивающие игры Воскобовича. 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В.Воскобовича, Л. С. Вакуленко.
  3. Опыт работы, развивающие игры Воскобовича для детей раннего возраста | Методические разработки / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ Опыт работы, развивающие игры Воскобовича для детей раннего возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по взаимодействию родителей с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В данной методической разработке рассказано о семейном воспитании детей с нарушением интеллекта, о взаимодействии родителей и детей на занятиях и дома....

Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Картотека сюжетно - ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данная картотека, поможет педагогам работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением  интеллекта, правильно выстроить обучение игре....