Цикл консультаций для педагогов "Игра в жизни ребенка с нарушением слуха"
консультация по коррекционной педагогике
Представляю цикл консультаций для педагогов на тему: "Игра в жизни ребенка с нарушением слуха"
1 "Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха",
2 "Руководство сюжетно-ролевой игрой в группе детей с нарушением слуха",
3 "Театрализованная игра-как средствоэмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха",
4 "Обучение игровой деятельности детей с нарушением слуха",
5 "Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениесм слуха",
6 "Организация и проведение подвижных игр с детьми с нарушением слуха дошкольного возраста".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для педагогов
«Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха»
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Консультация для педагогов
«Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха»
В жизни ребенка с нарушением слуха, роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.
Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.
Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.
В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.
Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А. А. Катаева, Г. Л. Выгодская). Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.
Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, включающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с развернутой речью к концу дошкольного периода появляется сюжетная игра.
Трудности спонтанного развития игровой деятельности обусловливают необходимость специального методического руководства.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для педагогов
«Руководство сюжетно-ролевой игрой в группе детей с нарушением слуха»
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Консультация для педагогов
«Руководство сюжетно-ролевой игрой в группе детей с нарушением слуха»
Развитие ребенка представляет собой усвоение им общественного опыта в процессе деятельности. Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью ребенка. В ходе игры ребенок овладевает накопленным людьми опытом. Игровая деятельность готовит ребенка к переходу к следующей, более высокой ступени развития — к обучению в школе.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания».
В жизни ребенка с нарушением слуха роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Игровая деятельность имеет особо важное значение для их общего и речевого развития, так как формирующаяся в ней способность замещения одного предмета другим, как бы подготавливает овладение знаковой функцией слова и возможность оперировать им в процессе речевого мышления. Игра является важнейшим условием всестороннего развития детей с нарушениями слуха, одним из основных средств их воспитания.
Дети с нарушением слуха играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют им большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях.
Однако наряду с этим игры глухих и слабослышащих детей имеют ряд особенностей, отличающих их от игр слышащих детей:
- Игры отражают реальную действительность, однако они несколько беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи.
- Менее обобщенно, чем слышащие, отражают ту или иную сторону действительности.
- Не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия детально и педантично отражаются в их играх. Сюжет заслоняется детально выполняемыми предметными действиями.
- В играх можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий — одних и тех же слов, одних и тех же ролей, исполняемых одними и теми же детьми, стремление полностью воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремление к простому повторению предыдущих игр на эту тему.
- Для глухих детей характерно, что по мере овладения игровой деятельностью их игровые действия становятся более развернутыми, полными.
- Сюжетно-ролевая игра появляется у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста только в случае прямого обучения их игровой деятельности.
Все эти особенности игровой деятельности, могут быть объяснены задержанным развитием речи, ограниченными возможностями словесного общения. Недостатки развития смысловой стороны речи глухого ребенка, обобщающей и регулирующей функции слова проявляются в том, что слово не всегда определяет выполнение игровых действий.
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного речевого развития детей. Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом. Подбор тематики, определение содержание игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их значение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения. Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения и т.д.), сформировать сенсорные эталоны. Такой вид игр, как игры - драматизации, предполагает тесную взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателя, так как основой для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познакомились на занятиях по развитию речи. Наиболее важным условием формирования игры глухих детей является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно - логического мышления. Вследствие этого игра имеет первостепенное значение для формирования специфически человеческих процессов мышления, а также волевой, сознательной регуляции человеческих отношений.
Чтобы обучение детей с нарушением слуха игровой деятельности было эффективным, необходимо учитывать условия, благоприятно влияющие на ее развитие:
- достаточный ассортимент игрушек в группе;
- игрушки должны быть расположены на видном месте, так, чтобы детям было удобно ими пользоваться;
- должны быть в наличии несложные костюмы или элементы костюмов так как это помогает им войти в роль, перевоплотиться;
- необходимо знакомить детей с всевозможными вариантами использования и обыгрывание каждой игрушки;
- необходимо учить их многообразно использовать в игре предметы, показывая, как использовать один предмет в разных ситуациях, опираясь то на одно его свойство, то на другое;
- необходимо использовать поделки детей, предметы – заменители.
Для того чтобы у детей возникла игра, необходимо, во-первых, чтобы жизнь их была насыщена впечатлениями, которые могли бы быть отражены в игре, явились бы ее содержанием, и во-вторых, чтобы дети умели пользоваться игрушками и с их помощью отображать то, что почерпнули из окружающей их жизни, передавать творчески переработанные ими впечатления.
Обучение детей каждой новой игре состоит из нескольких этапов:
#1069;кскурсия, цель которой — познакомить «детей с тем, во что они потом будут играть. Детям рассказывают, куда и зачем они идут, что увидят или что будут делать.
2. Беседа по картине, где закрепляется то, что дети узнали на экскурсии. При этом нужно ставить им такие вопросы, ответы на которые требуют не только внимательного рассматривания картины, но и привлечения собственного опыта детей, полученного ими на экскурсии.
3. Рисунки детей, изображая понравившееся на экскурсии.
4. Дидактические игры с элементами сюжета.
5. Обыгрывание игрушек, которые дети будут использовать в процессе сюжетно-ролевой игры, научить детей адекватно пользоваться ими.
6. Изготовление совместно с детьми атрибутов и научить детей способам их игрового использования.
7. Самостоятельное рассматривание детьми картин и рисунков детей по теме позволяет систематизировать впечатления и знания.
8. Презентация повысят интерес детей к игре и вызовет у них желание играть.
9. Повторная экскурсия уточняет представления детей и расширяет их знания.
Руководство играми — трудное и сложное дело. Чтобы мастерски руководить играми, надо очень хорошо знать не только особенности игры и закономерности ее развития, но и детей, их возможности, потребности, интересы. Руководство не должно носить форму декретирования и приказа, а должно осуществляться очень эмоционально, чтобы ребенку самому захотелось с вами играть, вам подчиняться, чтобы взрослый был не просто руководителем, но и участником игры. Только тогда ребенок будет видеть во взрослом товарища, помощника, только в этих условиях создается та непринужденность и тот контакт, при котором можно благотворно влиять на ребенка, наиболее плодотворно и эффективно его воспитывать. Только в этом случае игра становится средством воспитания детей и в ходе ее создаются условия для их развития.
Таким образом, повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для педагогов
«Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Проблема эмоционально-нравственного развития и воспитания детей с нарушенным слухом нашла отражение в работах Г. Л. Выгодской, С. А. Зыкова, Е. И. Исениной, Б. Д. Корсунской, О. И.Кукушкиной, Н. Г. Морозовой, М. И. Никитиной, В. Петшака и др. Нарушение слуха уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей. Определена возможность использования разнообразных средств эмоционально-нравственного воспитания: общения, игры, чтения, устного народного творчества, музыки, компьютерных технологий.
Игре как средству эмоционально-нравственного развития дошкольников с отклонениями в развитии придается особое значение, при этом подчеркивается эффективность влияния театрализованных игр на процесс нравственного воспитания, их роль в формировании личностных качеств и поведения детей (Л. Б. Баряева, И. Вечканова, Г. Л. Выгодская, О. П. Гаврилушкина, Б. Д. Корсунская, Е. А. Медведева, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева). В игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности. Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения - учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками.
Была положена следующая гипотеза: дети дошкольного возраста с нарушениями слуха нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке эмоционального развития. Театрализованная игра является одним из эффективных средств эмоционально-нравственного воспитания дошкольников с нарушениями слуха при условии ее сочетания с другими видами детской деятельности.
Дефицит эмоционального общения, сенсорная депривация приводят к задержке развития эмоций и чувств. У дошкольников с нарушениями слуха затруднено понимание эмоций, овладение нормами поведения, формирование нравственных представлений. У них позже, чем у слышащих, формируются умения регулировать свои эмоциональные состояния. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими эмоциональные состояния. Однако при правильно организованном процессе обучения ребенок с нарушенным слухом по уровню нравственного развития может приблизиться к слышащим сверстникам (Б. Д. Корсунская).
Среди различных средств эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста первостепенное значение придается игре. Особенно важным является утверждение Д. Б. Эльконина (1978) о сензитивности дошкольной игры к человеческой деятельности и межличностным отношениям, об исключительном влиянии игры на воспитание чувств. Из всех видов игр, театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.
Под театрализованной игрой понимается деятельность, моделирующая социальные отношения и подчинённая содержанию текста или проблемной ситуации, которые в свою очередь определяют основные черты образов персонажей, их действия и переживания. Для передачи образа, который складывается на основе представлений и развивающегося воображения, ребенку необходимо представить состояние, чувства персонажа и понять причины его поступков в процессе восприятия текста. Благодаря нравственной направленности текста, театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствуует формированию навыков социального поведения.
В процессе проведения театрализованных игр можно выделить следующие задачи:
- вызывать и поддерживать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, к игре как к деятельности, к партнерам по игре;
- учить детей понимать эмоции персонажей и их связь с поступками путем принятия роли и реализацию различных вариантов ролевого поведения;
- формировать представления о доброжелательном поведении, его формах и использовании в условиях игры;
- обогащать средства речевого выражения эмоциональных состояний.
Использование театрализованных игр в целях эмоционально-нравственного воспитания детей требует соблюдения следующих условий:
- создание предметно-игровой среды;
- подбор специальных текстов и моделирование проблемных ситуаций с доступным нравственным содержанием, лежащих в основе театрализованных игр;
- включение в театрализованную игру эмоционально-экспрессивных, предметно-действенных и речевых средств взаимодействия.
Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности педагогов, психолога, музыкального работника.
Содержание эмоционально-нравственного воспитания определяется комплексом его компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Работа по эмоционально-нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием театрализованных игр проводится последовательно в три этапа.
На первом этапе работы основное внимание придается формированию интереса к действиям и общению с куклами; знакомству с эмоциональными состояниями, способами их невербального и вербального выражения, а также образцами поведения по отношению к кукле и игрушкам-животным; оценке поведения персонажей. На данном этапе рекомендуется использовать игры дошкольников с куклами, режиссерские игры педагога, игра-драматизация с участием детей подготовительной группы на основе специально составленных рассказов («Кукле и зайке весело (грустно)», «Помоги Кате» и др.) и адаптированных текстов Л. Толстого («Чиж» и др.), А. Барто («Мишка», «Мяч» и др.).
На втором этапе развивается интерес к эмоциональным проявлениям и поведению персонажей; детей учат использовать мимику и пантомимику для выражения эмоций персонажей в процессе перевоплощения в театрализованной игре; определять значимые мотивы взаимоотношений персонажей. Использовать самостоятельные игры дошкольников с куклами и театральными игрушками, игры-имитации, режиссерские, образные и ролевые игры с активным участием взрослого. В качестве литературной основы театрализованных игр на данном этапе можно использовать адаптированные сказки: «Курочка Ряба», «Репка».
На третьем этапе работы по эмоционально-нравственному воспитанию детей внимание акцентируется на совершенствовании понимания эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх, удивление) по мимике, пантомимике и смысловому контексту ситуации, на анализе их причин; на обучении технике создания целостного игрового образа посредством мимической, пантомимической и речевой выразительности в процессе театрализованных игр. Дошкольников учат анализировать поступки детей и взрослых, оценивать их с точки зрения усвоенных норм и правил поведения. В основе театрализованных игр, помимо режиссерских и ролевых игр на заключительном этапе обучения широко используются игры-спектакли («Три поросенка», «Маша и медведи» и др.) и театрализованные действия на праздниках и развлечениях («Праздник вежливости», «Мамин день» и др.).
Использование театрализованных игр сочетается с другими направлениями работы по эмоционально-нравственному воспитанию. Параллельно обучению театрализованной игре проводится развитие сюжетно-ролевой игры, в которой дети учатся использовать игрушки и предметы-заместители, принимать на себя роль, действовать в соответствии с ней, обогащают своё ролевое поведение за счет выразительных движений и жестов. Большое внимание уделяется обучению навыкам взаимодействия со сверстником и взрослым, развитию способности к эмоциональной децентрации, необходимой для принятия ролевой позиции в игре. Для стимулирования воображения детям предлагаются игры, которые требуют перевоплощения, способности создавать образы на основе уже имеющихся впечатлений, а также нахождения различных вариантов поведения персонажа в соответствии с нравственной ситуацией игры.
Важным аспектом эмоционально-нравственного воспитания является обогащение представлений детей о взаимоотношениях людей, их чувствах, переживаниях в процессе ознакомления с окружающим миром, просмотра мультфильмов, организации праздников.
На всех этапах коррекционной работы особое внимание уделяется обучению дошкольников пониманию текста и развитию их речи. В ходе работы над текстом в первую очередь обеспечивается понимание фактического содержания, что является основой для появления первоначальных нравственных представлений, введения соответствующего словаря.
Для этого используются специальные тексты, методические средства и приёмы: инсценированный рассказ, анализ иллюстраций к текстам, рассказывание, ответы на вопросы и другие задания, уточняющие содержание рассказа.
Важное значение имеет развитие эмоциональной выразительности речи и движений на музыкальных и физкультурных занятиях. Детей учат использовать различные средства эмоциональной выразительности в процессе музыкально-ритмических движений, во время игры на музыкальных инструментах. Развитие речевых и интонационных средств выразительности речи достигается с помощью речевой ритмики. Широко используются игры-имитации и подвижные игры, которые сочетаются с выразительными движениями и речью.
Большое внимание уделяется художественно-образному использованию представлений в изобразительной деятельности. В процессе рисования учить детей с помощью цвета передавать эмоциональные состояния персонажей, а также создавать серии иллюстраций по сюжетам прочитанных текстов. В лепке обучать передаче пантомимических проявлений эмоциональных состояний, а также учить замечать изменения позы у пластилиновых персонажей. Особая роль на данных занятиях принадлежит развитию осмысленного восприятия художественных образов на основе комплекса зрительных, тактильно-двигательных ощущений и словесных характеристик.
На основании особенностей эмоционально-нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха, определена система коррекционно-педагогических воздействий с использованием театрализованных игр. В основу работы положен комплексный подход, при котором целенаправленная организация театрализованной игры сочетается с речевой, двигательной, изобразительной деятельностью.
Важным условием успешного обучения театрализованной игре является моделирование проблемных ситуаций и составление текстов, доступных и связанных с жизненным опытом детей.
При создании специальных условий дети могут научиться понимать доступные дошкольникам эмоциональные состояния и настроение окружающих, элементарные правила поведения и взаимодействия; проявлять свое отношение к ним, выражать собственные эмоции и переживания с помощью выразительных средств.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для педагогов
«Организация и проведение подвижных игр с детьми с нарушением слуха дошкольного возраста»
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Консультация для педагогов
Организация и проведение подвижных игр с детьми с нарушением слуха дошкольного возраста.
Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные детям с нарушениями слуха, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них. Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента: Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего. При показе дети должны повторять задание вслух
Ведущий ( инструктор, педагог, воспитатель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила. Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.
В методике организации и проведения подвижных игр определены такие этапы как:
-Выбор игры;
-Подготовка к проведению игры;
-Проведение игры (руководство процессом игры);
-Подведение итогов игры.
Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством педагога формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.
Выбор игры зависит в основном от педагогических задач, которые ставятся перед занятием; от физической и технической подготовленности детей; от условий и места проведения игры; от наличия инвентаря и оборудования. Подбор подвижных игр зависит от общего уровня физического, умственного развития детей, их индивидуальных умений; состояния здоровья каждого ребенка, времени года. Режима дня, интересов детей.
Следует так подбирать игры, чтобы в течение года они обеспечивали разностороннюю физическую подготовку детей и закрепляли приобретенные ими двигательные умения и навыки. Для воспитания чувства коллективизма и товарищества, взаимовыручки и поддержки, игры должны содержать задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий всех участников. Для воспитания смелости и решительности нужны игры, связанные с определенным риском, с проявлением волевых усилий. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2мин. Объясняя игру, педагог раскрывает последовательность действий, игровые правила и сигнал. Он указывает место положения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без него). С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнований. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды выбирает детей, равных по силам.
Навыки, закрепляемые в играх, должны усложняться постепенно. Вначале следует включать в занятия простые игры, затем по мере их освоения, переходить к играм более сложным и требующим больше времени.
Подготовка к проведению игры. Подготовка места для игры: В первую очередь нужно принять меры предосторожности и очистить игровую площадку.
Подготовка инвентаря: инвентарь продумываем и подготавливаем заранее (флажки, ленты, мячи и т.д.). Подбор осуществляем, исходя из его педагогической целесообразности (цвет, форма, величина). Для подвижных игр лучше использовать природный материал (шишки, камешки, ракушки).
Разметка площадки: на игровой площадке заранее делаем яркие разметки. Используем веревки, цветной картон, гирлянды из цветной бумаги. Линии границ намечаем в 3м от препятствий – стен, деревьев.
Расстановка играющих: прежде чем начать игру, нужно указать играющим такое исходное положение, чтобы хорошо было видно и слышно водящего.
Объяснение правил и хода игры: определение ролей играющих и их местонахождение, а также содержание и правила игры стараемся давать понятно, логично и последовательно, излагаем его в сказочной форме в зависимости от сюжета игры.
Назначение водящих: выполнение обязанностей водящего оказывает на детей воспитательное воздействие. Назначать водящих можно разными способами: по желанию детей, по жребию, считалками и т.д.
Распределение по командам: для организации командной игры или эстафеты с элементами соревнования нужно сформировать команды, равные по силам. Состав команд в каждой игре меняем, при этом учитываем желания детей.
С целью предупреждения травматизма при использовании инвентаря и различных препятствий нужно соблюдать следующие правила безопасности:
Планировать расстановку команд, интервал между участниками и пути передвижения так, что бы полностью исключить возможность столкновений;
На пути движения детей не должно быть посторонних предметов, о которые они могут споткнуться;
Высота препятствий для перелезания, прыжков, бега по узкой опоре, должна регулироваться с учетом подготовленности детей.
Проведение игры (руководство процессом игры). После размещения детей на площадке и объяснения игры, начинается судейство. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, поскольку именно в них проявляются соперничество и заинтересованность каждой команды в выигрыше. Судья занимает удобное место, чтобы видеть всех участников и не мешать их игре. При нарушении правил игры он своевременно вмешивается. От объективности судейства зависят итоги игры. Можно привлекать к судейству помощников.
Дозировка нагрузки. В зависимости от возраста, психофизического состояния детей и задач игры нагрузка может быть незначительной, умеренной, тонизирующей или развивающей. По ходу игры педагог может усложнить или упростить отдельные правила, изменить размеры площадки, количество и размеры препятствий, которые преодолевают игроки.
Подведение итогов игры. Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления и снижается интерес. Продолжительность игры зависит также от ее характера, условий проведения и состава играющих. Так как у играющих утомление наступает неодновременно, устающим быстро игрокам достаточно сыграть в игру один раз.
Многие игры не носят соревновательного характера, поэтому подведение итогов – это анализ как игры в целом, так и успехов каждого ребенка. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий участников имеет большое воспитательное значение.
Анализировать итоги игры надо после каждого повторения игрового задания, указывая на то, что привело к победе и поражению, разъясняя эффективность разумных, быстрых и точных действий. При подведении итогов следует учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. При объявлении результатов делаем краткий разбор игры. К анализу ошибок можно привлечь детей старшей и подготовительной группы, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, осмыслению действий и сознательной дисциплине. Полезно отметить тех, кто лучше других действовал во время игры.
Особенности проведения подвижных игр на улице.
Не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды;
Не желательно давать игры с продолжительным бегом;
В холодную, сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением;
Необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадке и свободное
пространство;
Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону;
При выборе игры, нужно учитывать количество игроков.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для педагогов
«Обучение игровой деятельности детей с нарушениями слуха»
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Консультация для педагогов
«Обучение игровой деятельности детей с нарушениями слуха»
Особенности игр детей с нарушениями слуха. Развитие ребенка дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушениями слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия на них.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Возникновение игры у ребенка связано с развитием предметной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. У детей с нарушениями слуха предметная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства (А. А. Катаева, 1977). Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков формирования игры. Особенности формирования игры у детей с нарушениями слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников были подробно исследованы Г. Л. Выгодской (1963).
Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитателю) часто становится целью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они копируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время: они стараются точно, с подробнейшими деталями воспроизводить игры, продемонстрированные воспитателем, в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, развитию сюжета, фантазированию.
Наиболее характерными для игр глухих детей являются трудности игрового замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение.
Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется, и в старшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдаются процессуальные действия или игры, включающие элементы сюжета.
Задачи формирования игровой деятельности. Обучению играм мы уделяем большое значение. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения.
Основная задача обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха - формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. В игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи.
Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение детей, усвоение ими некоторых нравственных правил. Маленькие глухие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к своим действиям.
Развитие ребенка в игре имеет важное значение для его умственного воспитания. Через подбор тематики игр расширяются представления детей об окружающем мире, его предметах и явлениях. Действуя с игрушками, предметами в игре, ребенок усваивает их свойства, назначение, способы использования. В этом отношении особенно велика роль дидактических игр. В процессе сюжетных игр также интенсивно развивается восприятие, образная память, воображение. Одними из главных средств умственного воспитания являются обучение детей использованию предметов-заместителей, формирование символических действий, в ходе которого происходит развитие символического способа мышления. Использование заместителей, воображаемых ситуаций и действий также связаны с развитием значения слова, переходом от предметной отнесенности к более высокой степени обобщения и абстрагирования.
Таким образом, в игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр, а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими детьми, со взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение.
Литература
- Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М. , 1975.
- Головчиц Л. А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М, 1993.
- Катаева А. А. и др. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М, 1993.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Консультация для педагогов
«Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха»
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Консультация для педагогов
«Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха»
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в дефектологической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к речевому общению.
Использование игровой технологии в коррекционной работе
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий подобраны игрушки, дидактические и настольно – печатные игры.
Использование игрушек
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. На каждое занятие «приходит гость». Это может быть смешарик, медвежонок, умеющий играть на барабане, зайка, играющий на гармошке, кукла, рассказывающая детям о частях тела и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся чему-то, но и помогают кукле одеться на прогулку, мишке приготовить обед, зайке найти маму.
Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.
Игровая форма занятий
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Коррекционные занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия путём выполнения упражнений по заданию героя, дети выполняют дидактическую задачу. Дети так же могут выполнять роли (звери, пассажиры, спортсмены). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться и поощряться.
Дидактические игры
Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.
В качестве дидактического материала используются:
- игрушки;
- реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства);
- объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
- расширять и уточнять знания детей;
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);
- развивать речь, расширять словарный запас;
- развивать все психические процессы.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, разрезные картинки, пазлы, кубики, лабиринты.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение слуха, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи.
Для развития речевого дыхания используются игры «Листики летят», «Варежки», «Футбол», «Кораблик плывет», «Снежинки летят», «Салют», «Ветерок».
Для развития слухового восприятия используются игры: «Что звучит?», «Один – много», «Угадай слово», «Тихо – громко», «Угадай, где звучит?»
Для индивидуальных занятий используются тетради, индивидуальные альбомы.
Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются игрушки и рисунки к книге Нищевой «Артикуляционная гимнастика для малышей».
Самые любимые детьми игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, активизация словаря.
В группе есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми по разным направлениям коррекционной работы.
Литература:
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
Пенькова Л. А. ,Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
С детьми играем – речь развиваем. Часть 1.
Учебно– методическое пособие – М. ТЦ сфера. 2013 -176 с. (Развитие речи шаг за шагом)
Учимся, говорим, играем.Коррекционно– развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Воронеж ЧП - 206с.
Дети с кохлеарными имплантами. Под редакцией О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. Москва 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха"
Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха....
Консультация "Воспитание ребенка с нарушениями слуха"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Слуховые аппараты и их значение в жизни ребенка с нарушением слуха"
Дорогие коллеги, данная разработка может помочь студентам, получающим квалификацию воспитателей детей с нарушениями развития, чтобы иметь ориентир для построения беседы с родителями, отрицающими ношен...
Консультация для родителей «Воспитание ребенка с нарушением слуха в семье»
Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют себя уверенными воспитывая ребенка. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться р...
Консультация для родителей «Воспитание ребенка с нарушением слуха»
Консультация для родителей:«Воспитание ребенка с нарушением слуха»...
Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»
Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»...
Консультация для родителей: "Зачем ребенку с нарушением слуха использовать устно - дактильную речь?"
В данной консультации разьяснены особенности применения дактилологии и роль устно - дактильной речи в обучении детей со слуховой депривацией....