Консультация "Воспитание ребенка с нарушениями слуха"
консультация по коррекционной педагогике на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_rebenka_s_narusheniem_sluha.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание ребенка с нарушением слуха
Очень часто родители детей с нарушением слуха жалуются на плохое поведение своих детей: ребенок капризен, упрям, непослушен, устраивает истерики, всего боится. Обучать и развивать ребенка из-за этого поведения сложно. Поэтому очень важно научиться вести себя с ребенком так, чтобы помочь ему справиться с проблемами поведения. |
Действительно, многие глухие дети выглядят более непоседливыми, упрямыми. Это связано с тем, что они не слышат речи взрослого, которая помогает им понять, что можно, а что нельзя, научиться искать оценку взрослых своим действиям. Если слышащий малыш, заинтересовавшись чем-то, попросит маму показать и объяснить «что это?», то глухой ребенок будет стараться сразу потрогать предмет. Он не понимает объяснений словами. Если родители не понимают этого и все время оттаскивают его от разных интересных вещей, то любознательный малыш будет проявлять упрямство. Глухой малыш чаще боится, потому что не слышит речи других людей и не понимает, что происходит. А его истерики возникают нередко потому, что он не понимает, за что его наказывают. Многих конфликтных ситуаций можно избежать если уметь правильно общаться с ребенком, учитывая его особенности.
Вот несколько советов по воспитанию малышей с нарушенным слухом:
1. Справляемся со сверхактивностью
- Учите малыша понимать простые фразы и требования слухозрительно в сопровождении с жестом. Используйте выразительные мимику, голос, жесты,поощряя правильные («Молодец», «Хорошо», «Красиво») и осуждая неправильные действия ребенка («Ай-яяй», «Нельзя»). Чем быстрее малыш начнет понимать мимику, речь слухозрительно и на слух, тем меньше он будет нуждаться в непрерывных действиях, чтобы знакомиться с окружающими предметами и общаться с людьми.
- Регулируйте режим дня и тщательно его придерживайтесь. Распорядок, повторяясь день за днем, помогает ребенку понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время. Это уменьшает его беспокойство.
- Успокаивайте ребенка вечером — успокаивающая теплая ванна, стакан теплого молока с ванилью, успокаивающая музыка, пробежка вокруг дома (для старших детей).
- Подумайте, не предъявляете ли вы к ребенку противоречивые требования? Ссоры между родителями, избалованность, ревность к брату или сестре может быть причиной такого поведения.
- Используйте двигательную активность в «мирных» целях. Например, ребенок не хочет убирать игрушки — сделайте из этого соревнование «Кто быстрее и больше уберет игрушек».
- Играйте с ребенком в подвижные игры. Особенно хорош гимнастический комплекс — шведская стенка, качели и пр. Это позволит малышу использовать энергию для развития крупной моторики, координации движений, что ему так необходимо.
Если все это не помогает, проконсультируйтесь с неврологом — повышенная двигательная расторможенность может быть следствием нарушений нервной системы (органического поражения мозга, минимальной мозговой дисфункции). Возможно, ребенок нуждается в неврологическом лечении.
2. Приучайте ребенка к порядку и дисциплине
- Соблюдайте строгий режим дня. Режим помогает ребенку понять, что ему нужно делать в определенное время. Ребенок чувствует себя увереннее, более послушен.
- Постоянным должно быть и ваше хорошее и спокойное отношение к ребенку — он должен быть уверен в вашей любви.
- Приучайте ребенка к дисциплине — соблюдению общепринятых правил поведения, но учитывайте возможности малыша. Малыш до 3 лет не может сдерживать своих чувств. Если он испытывает гнев, сердится, то он бросает игрушки, царапается, кусается, кричит. Если вы будете делать то же самое, он будет считать, что так и нужно себя вести. Надо просто отвлечь его внимание чем-то другим.
- Запрещайте малышу только тогда, когда вы уверены, что он понимает что вы ему запрещаете
- Вы должны быть уверены, что то, что вы запрещаете, надо запретить. Иначе ребенок почувствует вашу неуверенность и не послушается.
- Запретов не должно быть много, но если вы запрещаете, то должны быть последовательны. Если вы не уверенны в том, что следует запрещать, а что можно разрешать, посоветуйтесь со специалистом, другими родителями
3. Что делать с агрессивностью, упрямством, истериками
Прежде всего, надо подумать о возможной причине и попытаться ее устранить. Причиной агрессивности у малыша может быть ревность по отношению к брату или сестре, ему кажется, что родители любят и обращают на них больше внимания.
В более старшем возрасте ревность возникает потому, что брат слышит, а он нет, и значит, брату легче общаться с родителями. Не сравнивайте их друг с другом в отрицательном тоне («он хороший, а ты ведешь себя плохо»).
Старший, слышащий ребенок тоже может ревновать — ему кажется, что они только и занимаются малышом, а о нем забыли. Очень важно привлечь старшего ребенка к занятиям и заботе о малыше и не забывать о проявлении любви к старшему ребенку. Агрессивность может быть также способом привлечения внимания, если малыш чувствует, что родители его отвергают или не обращают внимания. Некоторые дети проявляют агрессию (могут ударить, укусить человека, бросить в него что-либо, бросить игрушку на пол и т. п.), если им что-то или кто-то не нравится.
Никогда не реагируйте смехом на агрессивное поведение ребенка по отношению к другим людям, животным или игрушкам, хотя иногда внешне эта ситуация может выглядеть немного комичной. Ребенок воспринимает ваш смех как одобрение, и его агрессивное поведение будет повторяться. А оно очень опасно и для самого ребенка, и по отношению к другим детям. Такого ребенка вы не сможете оставить играть с другими детьми — он может нанести им повреждение или вызвать агрессию по отношению к себе.
В подобных случаях покажите малышу словами и мимикой, как вы огорчены его поведением, пожалейте обиженного им, даже если это плюшевый мишка. Таким образом вы развиваете у ребенка умение правильно себя вести, сочувствовать другим.
Истерики, как и упрямство, проявляются чаще у ребенка в возрасте 1,5—3 года. Если истерики нечастые, то это нормально. В этом возрасте ребенок научается много делать самостоятельно, у него формируется индивидуальность, он хочет делать по-своему, поэтому перечит вам.
Но если истерик много, то часто это результат многочисленных запретов и осознания ребенком, что с помощью истерики он получает все, что хочет.
Одна из типичных причин возникновения истерик — разные требования взрослых к ребенку. Один взрослый запрещает ребенку это делать, а другой — разрешает, или ребенку то разрешают что-то делать, то не разрешают. В результате он не понимает, почему нельзя делать то, что ему уже разрешали, и устраивает истерику.
Старайтесь избегать возникновения истерик:
- будьте последовательны в своих требованиях. Помните: запретов должно быть немного, но ребенок должен знать, что это не разрешают ВСЕ взрослые;
- отказывайте ребенку спокойно, мягко, терпеливо;
- когда что-то забираете у малыша, давайте ему что-то взамен;
- не ожидайте, что он должен вам подчиняться, поэтому всегда, когда ребенок хорошо себя ведет, хвалите его. В этом случае ребенок запоминает, какое его поведение вызывает одобрение родителей, и будет стараться вести себя так же, чтобы получить похвалу;
- не стыдите, не дразните и не смейтесь над ребенком — это задевает его самолюбие. Нередко родители смеются над ошибками малыша, в результате ребенок отказывается сделать требуемое, проявляет агрессию, истерику. Поставьте себя на место ребенка: вам нравится, когда над вами смеются или вас дразнят, если что-то не получается.
- убирайте привлекательные для малыша предметы,
- если ребенок в истерике, попробуйте его отвлечь, обнимите, но ничем не вознаграждайте. Если это не помогает, не подавайте вида, что вы реагируете на это поведение, ОСТАВЬТЕ ЕГО В ПОКОЕ (можно оставить на некоторое время одного);
- самые эффективные способы лечения истерик, капризов те, которые показывают ребенку, что вы не относитесь к этому серьезно. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению в такой ситуации, чтобы он ни делал
- когда ребенок успокоится, не наказывайте его — ему самому тяжело от своего поведения.
Первые истерики возникают дома, потому что ребенок проводит там большую часть времени, поэтому если вы справитесь с первой истерикой, то избежите ее повторения в общественном месте. Ведите себя с ребенком разумно с самого начала — и вы предотвратите формирование у него такого поведения.
Помните: истерики и капризы ребенка вредны для его здоровья и развития. Если ребенок уже большой, а вы не боролись с таким поведением с самого начала, следуйте этим советам, но вам понадобится больше времени.
Частая причина агрессии, истерик у глухого малыша — это потакание всем его требованиям со стороны близких из-за их чувства жалости и вины перед ребенком. Но встречается и другая ситуация: родители в душе не принимают своего глухого малыша. Они стесняются его, он вызывает у них раздражение. А ребенок всегда чувствует отношение близких к нему. И если он вызывает у родителей постоянное раздражение, то становится непослушным и агрессивным. Если ребенок ощущает такое отношение к нему, то никакие наказания ребенка с сильным характером ни к чему не приведут. Если ребенок уверен в отношении близких, в их любви, а они спокойно дают понять, что что-то нельзя, то он легче воспринимает отказы.
У глухих малышей истерики и агрессия нередко возникают и из-за того, что их не понимают. Ребенок, не слыша речи людей, привык сам все брать или что-то делать, а вдруг оказывается, что это нельзя. Он не понимает почему. Пока ребенок не научился понимать речь слухозрительно и на слух, говорите с ребенком, сопровождая свою речь общепринятыми естественными жестами и специальными жестами глухих , которые помогут ребенку понять, что вы от него хотите.
Научите его пользоваться некоторыми жестами, чтобы он мог объяснить вам, что он хочет. Например, пользоваться голосом и жестом «дай», чтобы что-то попросить у взрослого. К жестам, помогающим общаться и имеющим особое значение для развития речи, относится указательный жест. Важно научить ребенка смотреть на лицо взрослого, следовать за его взглядом, что помогает ребенку быстрее научиться понимать взрослого.
Некоторые «капризы» являются следствием появления у ребенка страхов — он пугается новых мест, людей, боится оставаться один в комнате. Это характерно и для слышащих малышей, но глухие дети больше подвержены страхам, потому что не слышат звуков, не понимают окружающих людей и что происходит вокруг.
Ребенок менее боязлив, если уверен, что близкие всегда позаботятся о нем. Уменьшить эти проблемы помогает также развитие у ребенка умения понимать простые просьбы («на», «дай», «подожди», «нельзя»), ориентируясь на мимику и движения губ в сопровождении с жестом.
4. Надо ли наказывать малыша?
- Сначала попробуйте устранить причины плохого поведения в соответствии с советами 1, 2, 3. В большинстве случаев их соблюдение значительно уменьшает проблемы с поведением ребенка.
- Наказывайте как можно реже. До 2 лет наказывать бесполезно. До 3 лет физические наказания недопустимы.
- Причина наказания должна быть понятна ребенку.
- Наказание применяется сразу после проступка, иначе ребенок забудет, что он сделал не так, и не поймет, почему его наказывают.
- Наказание должно быть естественным. Если ребенок разрисовал стены фломастером — уберите фломастер. Когда даете ему фломастер, дайте большой лист бумаги и порисуйте вместе с ним.
- Физические наказания не желательны. Вспомните: вас наказывали? Вам это нравилось? Вам это помогло? А что бы вам помогло?
- Если вы не думаете наказывать ребенка, не угрожайте ему, это снижает эффект.
- Не наказывайте ребенка лишением любви. Любовь и защищенность- главные потребности ребенка в раннем возрасте, их отсутствие вызывает агрессию.
- Наказывать малыша редко более эффективно. Частые наказания перестают оказывать действие.
- Подумайте: почему я часто наказываю ребенка? Может, у меня слишком высокие требования? Может, я вымещаю на нем свои злые чувства? Почему он стал агрессивным, упрямым?
Чаще всего после адекватного слухопротезирования или кохлеарной имплантации, когда ребенок научается слышать и понимать окружающих, даже самые трудные дети становятся более послушными, у них исчезает агрессивность, страхи, а при правильном поведении родителей у ребенка проходят истерики и капризы.
Используемая литература:
И. Королева, П. Янн «Дети с нарушениями слуха». - СПб.: Издательство КАРО, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка с нарушениями слуха в семье. Речевые игры.
Представлены рекомендации и речевые игры по развитию речи ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье....
Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха.
В консультации отмечается важность взаимодействия семьи и ДОУ, преемственность коррекционно-развивающего взаимодействия в семейном общении. Педагоги предлагают практические рекомендации и советы по ус...
Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха
Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха во время образовательной деятельности....
Консультация для педагогов: "Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха"
Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха....
ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ - ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Методические рекомендации родителям детей с ОВЗ по слуху....
Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом. Как работать с ребенком с кохлеарным имплантом (КИ).
Развитие слухового восприятия у ребенка с КИ. Использование кохлеарного импланта....
Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....