Программа психолога по психокорекции с гиперактивными детьми 5-7л
рабочая программа по коррекционной педагогике
Последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми,
двигательная активность, которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью непосредственностью и эмоциональностью.
Главная цель моей психокоррекционной работы:
Психологическое здоровье детей, развивать их психический процесс, желание узнавать новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihokorr_s_giperaktivnymi_detmi_25g.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «город Якутск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - Детский сад №19 «Василёк»
городского округа «город Якутск»
677005, г. Якутск, ул. Халтурина 2/1, 22 47 83
e-mail: detsad19@yakadm.ru
Программа
по психокоррекционной работе
с гиперактивными детьми 5-7 лет.
2024-2025г.(14 занятий)
педагог – психолог
Логинова Анна Анатольевна
- Пояснительная записка
- Последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми,
двигательная активность, которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью непосредственностью и эмоциональностью.
Главная цель моей психокоррекционной работы:
Психологическое здоровье детей, развивать их психический процесс, желание узнавать новое.
Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Игра важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствует их физическому, психологическому, нравственному развитию.
Игровые упражнения, моей деятельности способствуют
развитию внимания, памяти, наблюдательности, снятия нервного напряжения, управление двигательной активностью, и коммуникабельных навыков.
Поводом для проведения групповых занятий послужила наблюдения и отзывы воспитателей. Так как в группе имеются дети, получающие больше всех замечания, окриков «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и как вследствие вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
В состав групповых занятий входят все дети старшей лого группы, средней старшей и подготовительной группы. В группе занимаются по от 4 до 8 детей продолжительность занятия по 20-30 минут в зависимости от возраста.
В неделю один раз проводится релаксация: игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и развитие мелкой моторки рук в средней, старших и подготовительной группах и индивидуальное занятие по желанию родителей.
ЗАНЯТИЕ 1
Задачи:
- налаживание отношений психолога с группой и детей между собой;
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развития внимания и воображения;
- развитие согласованности движений;
- развитие эмоционально- выразительных движений.
Материалы к занятию: мяч средних размеров.
1. Упражнение из «Йоговской гимнастики для малышей»
2. Упражнение «Прогулка в лес» (7 мин)
Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг
которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому
через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы,
тянутся вверх за орехами.
3. Телесно – ориентированное упражнение «Камень и путник » (5мин)
Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из
детей стать «камнями», а другим – «путниками». Дети, которые изображают
камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно,
напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачиваясь спиной на спину
ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.
При окончании упражнения психолог спрашивает детей: какие были «камни»-
удобные или неудобные, твердые или мягкие?
4. Игра «Будь внимателен» (5мин)
Дети стоят в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга . Он называет
имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и
и кинуть его обратно.
5. Упражнение «Передай движение» (5мин)
Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу
большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек.
6. Заключительный этап (3-5 м).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое
упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно
делятся своими впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ 2
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развития внимания, наблюдательности и воображения;
- развития эмоционально – выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков
Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки;
мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); палочка
(длина – 30 см)
- Упражнение из «Йоговской гимнастики для малышей»
- Игра «Изобрази явление» (8мин)
Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья,
падают листья, идет дождь, образуются лужи.
Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» - дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» - выполняют мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой. Когда дети запомнят
показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают,
танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое
явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения соответствуют
данному явлени
- Игра «Самолеты» (2-3 мин)
Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме»
Психолог говорит:
- Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись полетели.
Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.
- Полетели, полетели и сели.
Дети садятся на корточки , ждут команды психолога .В конце игры «самолеты прилетают к морю» - дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы
не задевать друг друга.
4. Упражнение « Надоедливая муха» (2мин)
Психолог говорит:
- Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться
не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху,
пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает
со щеки на щеку - надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок-
подвигайте челюстью.
- Упражнение «Раз, два, три- говори!» (10-12мин)
Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена
небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного ребенка
и шепотом предлагает внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку,
камешек на берегу, и еще одну птицу.) Мольберт переворачивается, вызванный
Ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Психолог просит определить, какая новая деталь, появилась на картине, и назвать
ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три – говори!»
- Упражнение «Одно большое животное» (2мин)
Дети и психолог встают в круг и берутся за руки.
Психолог говорит:
- Представьте себе, что мы – одно большое животное. Будем дышать все вместе:
шаг вперед- вдох, шаг назад выдох.
Упражнение повторяется 3 раза.
7. Заключительный этап (2-3мин.)
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание
сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу палочку – выручалочку,
Поочередно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 3
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развития внимания и воображения;
- развития координации движений;
- снятия психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: три- четыре кубика средних размеров
1. Игра «Запретное движение» (5 мин.)
Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:
- Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения,
кроме одного
Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны).
Дети повторяют их.
Затем психолог называет и показывает «запретное» движение
(например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал
к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного»
2. Игра «Зоопарк» (8-10мин)
Психолог говорит:
- А теперь попробуйте изобразить движение различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгайте как зайчики, хлопну два раза- ходите вразвалочку,
как медведи, хлопну три раза- «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.
3. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (10мин)
На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся в два ряда стульчиков
(по количеству детей)
Психолог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд.
Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам
другой команды и вернуться на место. Дети получившие кубики выполняют те же
действия.
4. Упражнение «Шалтай- болтай» (2-3мин).
Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают
корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.
Психолог произносит:
- Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Дети приседают или падают на ковер.
5. Заключительный этап (2-3 мин)
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание
сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно
высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 4
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и воображения;
- развитие координации движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- удовлетворение потребности в признании;
- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг другу;
Материалы к занятию: мяч.
1.Упражнение «Расскажем и покажем» (3мин)
Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.
Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы правой руки.
Можем мы все показать! Ритмично хлопают в ладоши.
Это локти - их коснемся. Обхватывают ладонями оба локтя.
Вправо, влево мы качнемся. Выполняют наклоны вправо и влево.
Это плечи - их коснемся. Кладут кисти рук на плечи. .
Если мы вперед качнемся, Выполняют наклоны вперед, касаются
То коленей мы коснемся. коленей.
Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы левой руки.
Можем все мы показать! Ритмично хлопают в ладоши.
2. Игра «Передай мяч» (8-10мин).
Дети встают в круг и передают друг другу мяч с закрытыми глазами.
3. Телесно- ориентированное упражнение «Насос мяч» (5 мин)
Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч,
другой насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной
ролью.
«Мяч сдутый»- ребенок сидит на корточках.
«Насос надувает мяч» - ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая
их звуками «С-с- с…».
«Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
«Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг.
«Мяч вновь сдувается» - ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
- Игра «Паровозик с именем»
Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенку
который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.
«Паровозик отправляется в путь»- ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося: «Чух-
Чух - чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей
И произносит его имя.
Названный ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый
Ребенок становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу «Гух-
гух- гух» и, «подъезжая» к детям, выбирают новый «паровозик».
Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит «паровозик»
- Телесно – ориентированное упражнение «Клоуны» (2-3 мин)
Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По команде психолога последовательно выполняют следующие движения:
кисти рук опускаются вниз;
руки сгибаются в локтях;
руки расслабляются и падают вниз;
туловище сгибается, голова опускается вниз;
колени сгибаются, дети приседают на корточки.
- Заключительный этап (3 мин)
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое
упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно
делятся своими мнениями.
ЗАНЯТИЕ 5
Задачи:
- развитие произвольности;
- развития внимания и памяти;
- развитие мышления и воображения;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: листы плотной бумаги и фломастеры.
- Игра «Космическое путешествие» (10 мин)
Дети стоят возле стульчиков, расположенных вдоль стены в один ряд.
Психолог говорит:
- Представьте, что вы превратились в космонавтов, а стульчики – в ракету.
Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету.
Наденьте скафандры.
- Скафандры надеты. Экипаж космонавтов делает круг почета перед посадкой в
ракету.
Дети, идя друг за другом, обходят зал.
Психолог напоминает, что на них надеты большие скафандры, поэтому идти
нужно медленно, широко расставляя ноги.
- Космонавты занимают места в ракете.
Дети садятся на стульчики.
Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отчет времени:
«Пять, четыре, три, два, один, старт!»
Дети имитируют звук двигателей.
По ходу игры можно предложить детям «испытать перегрузки (откинуться
назад, прижаться к спинке стула, напрячь ноги и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения).
- Объявляется общая готовность. Перед вами неизвестная планета. Ракета идет
на посадку.
Дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают
голову назад, напрягают мышцы тела.
- Поздравляю вас. Посадка прошла успешно.
Дети расслабляют мышцы.
- Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите.
Дети встают со стульчиков, широко расставив ноги, ходят по залу, внимательно
смотрят по сторонам.
- Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо
вернуться в космический корабль.
Дети садятся на стульчики.
- Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей.
Дети опускают голову и закрывают глаза.
- Упражнение «Интервью» (2-3мин)
Психолог говорит:
- Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов.
Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук
Будет доходить не сразу, и через три секунды, поэтому нужно только после
счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали!
- Космонавты здоровы? Раз, два, три!
- Люди на планете есть?
- Небо какого цвета?
- Вода есть?
- Животные есть?
- Домой хотите?
- Упражнение «Росток» (2-3мин)
Психолог говорит:
- Теперь представьте, что вы посадили на планете деревья. Покажите, как они
они будут расти.
Дети встают со стульчиков и садятся на корточки.
- Я буду считать до десяти, а вы постепенно поднимайтесь, растите. На счет
10 деревья должны стать уже большими.
Упражнение повторяется несколько раз. В конце психолог спрашивает,
какие деревья посадил каждый ребенок.
- Упражнение «Пловцы» (2-3 мин)
Психолог говорит:
- Пришло время отправляться в обратный путь.
Дети садятся на стульчики, имитируют звук двигателей.
- Ракета приближается к Земле. Садимся. Что произошло? Мы не
«приземлились». Ракета оказалась в море. Придется выбираться из нее
и плыть к берегу.
Дети встают со стульчиков и, имитируя движения пловцов, обегают зал и
садятся на места.
- Рисование на заданную тему (10-12 мин).
Детям раздаются листы плотной бумаги и фломастеры.
- Представьте и нарисуйте то, что каждый из вас мог бы (хотел бы)
увидеть во время путешествия по незнакомой планете.
- ЗАНЯТИЕ №6
ЗАДАЧИ:
- развития произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания, наблюдательности и памяти;
- снятия психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Материалы к занятию: красный, желтый, и зеленый круги; ширма; палочка (длина – 30см).
- Подвижная игра «Светофор» (5 мин)
Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и изображая
автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного
цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть»
и маршировать на одном месте, зеленого - продолжать движение.
По окончании упражнения психолог говорит:
- А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно
следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».
За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» - сажать ребенка на стульчик.
- Игра «Внимательные глазки» (5-7мин)
Психолог говорит:
- Ехали вы, ехали и приехали в школу. Давайте посмотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете.
Психолог предлагает одному из детей спрятаться за ширму или штору. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы: какие у него волосы, глаза, брюки или платье и.т.д.
Упражнение повторяется несколько раз.
3. Упражнение «Знаете ли вы цифры?» (2-3мин)
Психолог говорит:
- Молодцы, все вы очень внимательные. А теперь посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.
Психолог рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!» Дети хором отвечают.
4.Упражнение «Расскажем и покажем».
Психолог говорит:
- Началась переменка. Встаньте возле стульчиков, внимательно слушайте стишок
и выполняйте движения, о которых в нем говорится.
Вместе весело шагаем
И колени поднимаем.
Пальцы мы в кулак сожмем
И за спину уберем.
Руки в стороны, вперед,
И направо поворот,
Руки в стороны и вниз,
И налево повернись.
Дети, выполнив движения, которые упоминаются в тексте, садятся на стульчики.
5. Упражнение «Знаете ли вы буквы» (2-3 мин)
(Упражнение выполняется аналогично предыдущему)
6. Упражнение «Кто за кем стоит?» (5-7 мин)
Психолог говорит:
- Вы очень внимательные, буквы знаете, цифры знаете, теперь посмотрим, как вы запоминаете.
Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из шеренги и внимательно посмотреть на детей. Потом он поворачивается и, припоминая, кто за кем стоит, воспроизводит имена детей по порядку.
Можно предложить детям поменяться местами, а водящему - расставить всех по - прежнему.
7. Телесно-ориентированное упражнение «Штанга» (3мин)
Психолог предлагает детям побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрямляются, сгибая в локтях
напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и расслабляют мышцы.
8. Заключительный этап (2-3мин)
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая, друг другу «палочку- выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ №7
ЗАДАЧИ:
- развитие внимания и произвольного поведения;
- профилактика страхов;
- развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений;
- развитие речи и воображения;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- снятия эмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
- Материалы к занятию: шарф, матерчатый мешочек и 7-8 мелких игрушек; мяч
- Игра «жмурки» (8-10мин)
С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает глаза ему шарфом. Задача водящего – поймать кого – нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается
Эта известная игра рекомендуется детям, испытывающим страх темноты, она учит ориентироваться в пространстве, способствует лучшему ощущению своего тела, развивает координацию движений, произвольное поведение.
В роли водящего должен побывать каждый ребенок.
Если игрок «попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психолог.
2.Упражнение «Потягушечки» (2мин)
Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза.
Психолог говорит:
- Вот мы проснулись, сладко потянулись.
Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем
поднимают их вверх отводят за голову и поднимаются на носочки.
- Сладко потянулись, друг другу улыбнулись.
Дети встают на ступни, опускают руки вниз.
Упражнение повторяется несколько раз.
3.Упражнение «Лимон» (2мин)
Психолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее.
Аналогично упражнение выполняется левой рукой.
- Упражнение «Волшебный мешочек» (5мин)
Дети рассматривают 7-8 мелких игрушек. Психолог незаметно для детей кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит:
Потрогайте мешочек и догадайтесь, что в нем лежит. Дети поочередно
ощупывают игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают
свои предположения. Психолог вынимает игрушку и показывает детям.
Игра проводится несколько раз.
- Упражнение «Опиши игрушку» (10мин)
Психолог складывает все игрушки в мешочек. Каждый ребенок поочередно подходит к мешочку, достает одну из игрушек и составляет о ней рассказ- описание.
При возникновении затруднений, можно задать детям
Вопросы: «Из чего сделана игрушка?», «Какого она цвета?»,
«Из чего она состоит (что у нее есть)? «Как с ней можно играть?»
- Заключительный этап (2 – 3мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
- ЗАНЯТИЕ №8
ЗАДАЧИ:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания, наблюдательности;
- развитие доверия к другому;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков
Материалы к занятию: шарф; мольберт, доска мел (лист ватмана и фломастеры); указка.
1.Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь» (10 мин)
Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.
Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой – поводыря.
«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет егоза руку и ведет по залу, обходя стулья.
стальные дети («зрители») наблюдают за парой.
После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, можно спросить: «Кем понравилось быть- «поводырем» или «слепым».Почему?»
2. Игра «Летает – не летает» (3-5мин)
Все встают в круг. Психолог называет разные предметы. Дети должны поднимать
Руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.
Психолог,провоцируя детей,поднимает руки вверх при произнесении каждого слова.
3.Совместное рисование человека и игра «Что изменилось?» (10-12мин)
Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска
(или прикреплен большой лист плотной бумаги).
Психолог рисует голову человека. Затем дети поочередно подходят к мольберту, шепотом называют часть тела, которую нужно дорисовать (шея, плечи и.т.д.), и дополняют рисунок.
По окончании совместного рисования мольберт переворачивается, психолог вносит какую-нибудь деталь
И вновь показывает изображение детям.
Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске и показывает появившуюся деталь.
Дополнение рисунка вносится несколько раз.
4. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» (3-5 мин)
Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного ими человека и говорит:
- Наш человек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.
Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.
- Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять.
Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки
5. Заключительный этап (1-2 мин)
По окончании упражнения психолог говорит:
- Эта немного грустная история закончилась очень хорошо. Под ласковыми солнечными лучами снеговик расстаял и превратился в веселый ручеек. Ручеек звонко зажурчал и пустился в путь.
По дороге добрый ручеек поил водой цветы и травы. Вскоре он добрался до большой реки, влился в нее и отправился в долгое удивительное путешествие.
- ЗАНЯТИЕ 9
ЗАДАЧИ:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и координации движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Материалы к занятию: красный, синий,и желтый квадраты; длинная лента или веревка.
1. Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»
Психолог говорит:
- Ребята, внимательно следите за квадратами,которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат - можно прыгать, бегать икричать, если желтый – можно только шептаться,если синий – нужно замереть на месте и замолчать.
Психолог показывает квадраты, дети выполняют инструкцию.
2. УПРАЖНЕНИЕ «СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК»
- МЫ ИГРАЛИ, ИГРАЛИ И НЕМНОГО УСТАЛИ.ПРИСЕЛИ ОТДОХНУТЬ И ЗАДРЕМАЛИ. НО ВОТ СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК:
КОСНУЛСЯ ГЛАЗ – ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА;
КОСНУЛСЯ ЛБА – ПОШЕВЕЛИТЕ БРОВЯМИ;
КОСНУЛСЯ НОСА – ПОМОРЩИТЕ НОС;
КОСНУЛСЯ ГУБ – ПОШЕВЕЛИТЕ ГУБАМИ;
КОСНУЛСЯ ПОДБОРОЛКА – ПОДВИГАЙТЕ ЧЕЛЮСТЬЮ;
КОСНУЛСЯ ПЛЕЧ – ПРИНОДНИМИТЕ И ОПУСТИТЕ ПЛЕЧИ;
КОСНУЛСЯ РУК – ПОТРЯСИТЕ РУКАМИ;
КОСНУЛСЯ НОГ – ЛЯГТЕ НА СПИНУ И ПОДПРЫГАЙТЕ НОГАМИ;
СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК ПОИГРАЛ С ВАМИ И СКРЫЛСЯ - ВСТАВАЙТЕ, РЕБЯТА.
3. Игра «Кто первый прыгнет в круг»
С помощью ленты или веревки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему периметру круга.
Психолог говорит:
- Когда вы услышите слово «дом», быстро прыгайте в круг.
Психолог произносит разные слова. Дети ждут, когда он скажет слово, которое служит сигналом прыжка.
После нескольких проигрываний слово –сигнал меняется.
4. Игра «Не спеши»
Дети сидят на стульчиках. На расстоянии 5-6 шагов от них ставится стул. Дети поочередно подходят (не подбегают!) к стулу, огибают его и, не торопясь, возвращаются на свое место.
После того как каждый обогнет стул, дается задание идти спиной.
5. Заключительный этап (2-3 мин)
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку – выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 10
ЗАДАЧИ:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и воображения;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- удовлетворение потребности в признании;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Материалы к занятию: магнитофон; кассета со спокойной записью музыки; палочка (длина- 30см)
1.Упражнение «Давайте поздороваемся» (5 мин)
Звучит спокойная музыка,дети ходят по залу. Если психолог хлопает в ладоши один раз,дети здороваются за руку, если два – плечиками,если три раза –спинками.
2 Игра «Море волнуется» (5 мин)
Дети бегают по залу, изображая руками движения волн.
Психолог говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура – замри!
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала
команда «Замри».
Психолог ходит по залу,рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность.
3. Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла» (3-5 мин)
Психолог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптура, другой – пластилина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.
После того каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в этой позе, которую придумал для нее скульптор? Почему?»
4. Подвижная игра «Иголка и нитка» (5-7 мин)
Один из детей становится ведущим – «иголкой», а все остальные – «ниткой». Ребенок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним.
Ведущий меняется, игра повторяется.
Каждый ребенок должен побывать в роли иголки.
5.Упражнение «Шалтай-болтай» (2-3мин)
6.Заключительный этап (2-3 мин)
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать,какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку – выручалочку», поочередно высказывают свое мнение
ЗАНЯТИЕ 11
ЗАДАЧИ:
- развития произвольности и самоконтроля;
- памяти и воображения;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- снятия психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Материалы к занятию: мольберт (поставка); доска и мел (листы ватмана и фломастеры); указка.
- Игра «Расставить посты» (4мин)
Дети строятся в колонну.
Психолог, исполняющий роль командира, встает впереди. Колонна начинает движение
по залу. Когда психолог хлопает в ладоши, ребенок, идущий последним,должен остановиться. Так «командир» расставляет всех в задуманном им порядке (линейка, круг, квадрат).
2. Игра «Что изменилось» (10 мин)
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
- Мы приехали в зимний лес. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить все, что вы увидите.
Психолог ставит перед детьми мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). На доске (листе) нарисованы сугробы, ели, голые деревья, облака.
Дети рассматривают картину,затем психолог переворачивает мольберт и вносит в изображение какую-нибудь деталь:птичку, бабочку,цветок, сугроб, гриб. Рисунок вновь демонстрируется детям.
Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске, показывает появившийся предмет и отвечает на вопрос: «Может ли этот предмет находиться в зимнем лесу?» Если ребенок выполнил задание правильно, дети хлопают, при неверном ответе – топают ногами.
- Дополнение в рисунок вносятся до тех пор, пока все дети не побывают у доски
3.Упражнение «Снежинка» (2-3мин)
Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты.
Психолог говорит:
- Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом. А теперь снежинка:
легла на правую щеку - надуйте ее:
легла на левую щеку – надуйте ее:
легла на носик – наморщите нос:
легла на лоб – пошевелите бровями:
легла на веки – поморгайте глазами и откройте их:
Снегопад закончился.
4. Игра «Зимние забавы» (2-3 мин)
Дети делятся на две команды. Команды встают в шеренги друг напротив друга.
Психолог говорит:
- Представьте, что на улице потеплел, снег стал липким. Вы лепите из него снежинки и бросаете в участников другой команды. Но не забывайте при этом уворачиваться от снежков, которые летят в вас.
5. Совместное рисование снеговика (5 мин)
Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит мольберт, большой лист плотной бумаги).
Психолог говорит:
- Сейчас мы все вместе изобразим снеговика. Каждый нарисует по одной детали.
Дети поочередно подходят к мольберту и, следуя инструкции психолога, рисуют вначале нижний круг, затем средний, изображают части лица, ведро на голове, метлу и.т.п.
6.
- Упражнение выполняется несколько раз
7.Упражнение «Лыжники» (2-3мин)
Психолог говорит:
- Сегодня мы погуляли по зимнему лесу, поиграли в снежинки, слепили снеговика, а теперь пора домой. Представьте, что мы надеваем лыжи и отправляемся в обратный путь.
Психолог имитирует надевание лыж и движение лыжников. Дети повторяют за ним.
Построившись в колонну «лыжники выезжают» из зала.
ЗАНЯТИЕ 10
ЗАДАЧИ:
- развития произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и чувства юмора;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- удовлетворение потребности в признании;
- снятия психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью медленной спокойной музыки; разрезные на две части открытки (картинки); красный, синий и желтый квадраты.
- Упражнение «Танец снежинок» (3 мин)
Дети входят в зал, где звучит спокойная музыка.
Психолог говорит:
- Представьте, что вы снежинки, которые кружатся по ветру под музыку- медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестанет звучать, берите за руки того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда я скажу: «Стоп!», нужно сразу же остановиться.
2.Игра «Ручеек» (4-5 мин)
Психолог дает каждому ребенку по половинке открытки (одну из половинок он оставляет у себя) и объясняет правила игры:
- Сначала каждый найдет себе пару, а для этого надо определить, у кого вторая половина вашей открытки. Пары берутся за руки, поднимают их вверх, встают друг за другом, образуя «коридор». Оставшийся без пары ребенок проходит под руками играющих, выбирает кого –нибудь, берет его за руку и ве6дет за собой. В конце «коридора» новая пара встает и поднимает вверх руки. Оставшийся без пары ребенок бежит вперед итакже,проходя по «коридору»,выбирает себе пару. Новые пары встают последними.
3.Упражнение «Одно большое животное» (см Занятие 2) (2 мин)
4.Упражнение «Ищем ошибки» (5-7 мин)
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
- Я буду читать рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть потопайте ногами,а затем объясните,почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.
- Рассказ с нелепостями
Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи.Прихожу в лес,надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне.
Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц, собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО,а собака за ним полезла. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы, вы думали? ГРИБ! Нет конечно не гриб, а норку,
А в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше.Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть.Достала из портфеля два бутерброда
И термос с кофе.Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке.Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит,близко железная дорога.
Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
5. Игра «Кричалки - шепталки –молчалки» (4мин) (см. занятие 9)
6.Игра «Испорченный телефон» (4 мин)
Дети и психолог берут стульчики и садятся вкруг.
Психолог говорит:
- Давайте еще немного пошепчемся- поиграем в «Испорченный телефон».
Детям объясняются правила игры: психолог придумывает слово и шепотом произносит его на ушко ребенку, сидящему справа от него, тот тоже шепотом передает услышанное соседу справа от него, тот тоже шепотом передает услышанное соседу справа. Последний ребенок произносит слово вслух.
Обычно слово не совпадает с первоначальным вариантом,
что вызывает бурную реакцию детей. Психолог дает детям время для проявления эмоций и продолжает игру.
7. Игра «Паровозик с именем» (5 мин) (см. Занятие 4)
8.Заключительный этап (2мин)
Психолог благодарит всех детей и отмечает тех, кто был особенно внимательным, добрым.
ЗАНЯТИЕ 11
ЗАДАЧИ:
- развития произвольности и самоконтроля;
- развитие слухового внимания;
- развитие эмоционально- выразительных движений;
- развитие тактильного восприятия;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Материалы к занятию: конверт с геометрическими фигурками (кругами, треугольниками,квадратами,прямоугольниками,овалами,ромбами);мяч.
- Упражнение «Расскажем и покажем» (3-4 мин)
Дети встают полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.
Руку правую – на плечо,
Руку левую – на бочок,
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись.
Упражнение выполняется несколько раз.
2.Игра «Слушай и отвечай» (5 мин)
Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга.Он,поочередно бросая мяч детям,просит назвать какое - нибудь растение,животное,игрушку,марку автомобиля и.т.п.
3.Упражнение «Броуновское движение» (5-7мин)
Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. Услышав команду психолога «Глаза закрыть», дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала. Когда дети приближаются друг к другу, психолог произносит:
- Раз-два-три, того, кто рядом за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это, отгадай.
Дети на ощупь определяют, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаза.
4.Упражнение «угадай фигурку» (7 мин)
Дети садятся на стульчики и закрывают глаза. Психолог берет конверт, в котором находятся разные геометрические фигуры, и говорит:
- Глаза не открывай, а какую фигурку на ладонь положу, угадай.
Психолог кладет на ладонь каждого ребенка по одной фигурке. Ребенок на ощупь определяет, какая фигурка ему досталась, называет ее, затем открывает глаза.
Игра проводится дважды: вначале психолог кладет фигурку на правую, затем на левую ладонь ребенка. При необходимости перед началом игры уточняются название геометрических фигур.
5. Игра «Съедобное - несъедобное» (5-7мин)
Дети строятся в ряд. Психолог берет мяч и встает напротив детей. (Расстояние между психологом и детьми – 5гшагов.)
Психолог, называя какой-либо предмет, поочередно бросает мяч детям. Если прозвучало название съе6добного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного – отталкивает. При правильном выполнении задании ребенок делает шаг вперед. Тот, кто первым дойдет до психолога, становится ведущим. Игра повторяется.
6.Упражнение «Сидели два медведя ….» (2 мин)
Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.
Сидели два медведя Приседают.
На тоненькую суку:
Один читал газету вытягивают руки вперед,
сжимают кулачки, слегка
поворачивают голову слегка
вправо и влево
Другой месил муку. Прижимают кулачки друг другу,
делают вращательные движения
Раз ку-ку, два ку-ку, падают на ковер
Оба шлепнулись в муку
7.Заключительный этап (3 мин)
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось.Дети,передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ 12
ЗАДАЧИ:
- развития произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания, речи и воображения;
- развитие координации движений;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятия психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Материалы к занятию:три-четырекубика средних размеров;длинная лента или веревка.
1.Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (8-10мин) (см Занятие№3)
2.Игра «Цирковые артисты» (12мин)
Психолог с помощью ленты или веревки выкладывает на полу большой круг и говорит:
- Вы были ловкими, словно цирковые артисты. А теперь будьте внимательны и сосредоточены, как артисты перед выступлением. Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы услышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого-нибудь изобразить – жонглера, канатоходца,силача,фокусника,дрессировщика или его животных.
После каждого «выступления» психолог выдерживает паузу в 5-8 секунд.
3.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (см Занятие 4) (3мин)
4.Игра «Да» и «нет» не говори» (3-5мин)
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
- Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет»
- Ты сейчас дома?
- Тебе 6лет?
- Ты учишься в школе?
- Ты любишь смотреть мультфильмы?
- Кошки умеют лаять?
- Яблоки растут на елке?
- Сейчас ночь?
Если ребенок употребляет при ответе слова «да» ли «нет», психолог повторяет вопрос.
В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1-3 вопроса
5. Упражнение «Расскажем и покажем» (3мин)
Раз, два, три, четыре! Ритмично хлопают в ладоши.
Подметаем пол в квартире Имитируют движения.
Пять, шесть, семь, восемь! Ритмично хлопают в ладоши.
Приходите завтра гости. Плавно разводят руки в стороны.
Восемь, семь, шесть, пять! Ритмично хлопают в ладоши.
Будем вместе мы играть. Подпрыгивают и приседают.
Четыре, три, два, один! Ритмично хлопают в ладоши.
Пирогов мы вам дадим. Вытягивают руки вперед,
держа на ладонях
воображаемый поднос с пирогами.
А пока мы отдохнем - Опускаются на ковер
Ляжем на бочок, уснем. ложатся на ковер
закрывают глаза
6. Заключительный этап (1-2мин)
Психолог благодарит всех детей и отмечает тех, кто был особенно внимательным, добрым.
ЗАНЯТИЕ 13
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развития внимания мышления и речи;
- профилактика агрессии;
- развитие эмоционально- выразительных движений.
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; смешанная мягкая игрушка («Фантастик»); листы плотной бумаги, фломастеры (цветные карандаши).
1.Упражнение из «Черепашки» (3мин)
Дети садятся на корточки.
Психолог говорит:
- Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать – они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки.
2.Игра «Слушай команду» (5-7мин)
Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Психолог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и.т.п.).
3. Упражнение «Прошепчи ответ» (5 - 7мин)
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
- Я буду задавать вопросы. Каждый, кто знает ответ,протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак,а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.
Дети выполняют задание.
- Когда я вижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать:» Раз, два, три»
На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.
Психолог задает следующие вопросы:
- Какое время года?
- Как называется детеныш коровы?
- Сколько лап у собаки?
- Сколько лап у двух собак?
4. Игра «Жужа» (6-7мин)
С помощью считалки выбирается водящий –«Жужа». Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках «Жужа» держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней, произнося слова:
«Жужа, Жужа, выходи,
Жужа, Жужа, догони!»
«Жужа»терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение заканчивается», она вскакивает и осаливает кого-нибудь из детей полотенцем (шарфом).
Осаленный ребенок становится «Жужей».
Надо следить за тем чтобы удар был не сильным
5. Рисование на заданную тему (10-12 мин)
Дети садятся на стульчики.
Психолог показывает детям смешную мягкую игрушку и говорит:
- Ребята, к нам в гости пришел Фантастик. Он умеет рассказывать веселые
неправдоподобные истории. Послушайте одну из них:
«Однажды я бежал по лужайке и подпрыгивал то на одной, то на другой ноге. Один раз так сильно подпрыгнул, что улетел на облако. Уселся на него поудобнее и решил путешествовать на нем. Облако летело-летело и вдруг столкнулось с другим облаком. Меня подбросило вверх, я перекувырнулся через голову и начал падать, только не пойму – вверх или вниз? Как вы думаете, ребята? В том-то и дело, что не вниз, а вверх, и упал на звезду. Звезда была очень горячая, поэтому я не смог стоять на месте и стал прыгать и допрыгнул до необыкновенного цветка. Я долго любовался этим цветком. Все лепестки у него были разноцветные и такие яркие, что мне пришлось закрыть глаза. А когда я их открыл, оказался у себя дома в кровати! Это был сон!»
Фантастик хотел нарисовать то, что увидел во сне, но у него не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги и фломастеры (карандаши), нарисуйте сновидение Фантастика.
Дети выполняют задание.
6. Заключительный этап (1-2 м).
Фантастик благодарит детей, хвалит их рисунки.
ЗАНЯТИЕ 14
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развития внимания воображения;
- развитие эмоционально- выразительных движений.
- снятия психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, злость, удивление, обида).
1Игра «Флажок» (5-7мин)
Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу психолога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал,5-7 секунд. По повторному сигналу движение возобновляется.
2.Упражнение «Комплименты» (3 - 5мин)
Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать» спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его в адрес. Тот, кто принял мяч, говорит, «спасибо» и передает его следующему ребенку.
Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону
3. Подвижная игра «Сова» (5 - 7мин)
С помощью считалки выбирается водящий – «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек.
По команде психолога» День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда психолог произносит:» Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и «уносит» их к себе в «гнездо»
4. Игра «Эмоции» (7мин)
Дети садятся на стульчики.
Психолог поочередно показывает детям карточки с изображением лиц.
Дети, определив эмоциональное состояние человека, изображенного на рисунке, молча поднимают руку. Психолог произносит: «Раз, два, три» дети все вместе должны прошептать ответ.
По окончании этого упражнения психолог предлагает детям изобразить при помощи пантомимики следующие эмоциональные состояния: грусть, обиду, радость, злость, удивление, спокойствие.
Дети выполняют задание.
5. Телесно- ориентированное упражнение «Кораблик» (3-4 мин)
Дети встают в круг. психолог говорит:
- Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.
Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носом.
Ветер утих – выпрямитесь, расслабьтесь.
Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону – прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте.
Море успокоилось – выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.
6. Заключительный этап (2-4 м).
Дети садятся на стульчики.
Психолог предлагает вспомнить, какие хорошие, приятные слова каждый сегодня услышал.
Дети припоминают комплименты, сказанные им. Психолог благодарит детей за то, что они были внимательными и добрыми.
Литература:
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009.
- Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001.
- Гриханов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплёкин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М., 2008.
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.
- Задавенко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2004.
- Зинкевич-Евстшнеева Т.Д., Нискевич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. – СПб., 2007.
- Лаурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
- Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. – С-П., 2008.
- Мухина В.С. Психология дошкольников. – М., 1975.
- Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. – М., 2008.
- Психологические тесты. /Под ред. А.А. Карелина. – М.. Владос, 2000.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2008.
- Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "
В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...
Модифицированная программа по работе с гиперактивными детьми «Непоседливый ребенок». С использованием программы «Комфорт»
Программа включает в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу. Индивидуальная работа проводится по программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафр...
Рабочая программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности
Цель программы: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов....
Программа индивидуальных занятий с гиперактивными детьми
Представляю программу индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога с детьми 4-7 лет по коррекции гиперактивности и дефицита внимания....
Программа когнитивно-поведенческого тренинга с гиперактивными детьми
В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возрас...
Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»
Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема с...