Модифицированная программа по работе с гиперактивными детьми «Непоседливый ребенок». С использованием программы «Комфорт»
рабочая программа на тему

Ремезова Надежда Алексеевна

Программа включает в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу.  Индивидуальная работа проводится по  программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафрагмального дыхания, освоение  диафрагмально – релаксационного дыхания. Подгрупповая работа проводится с детьми (5-8 человек) по программе  И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду».

 Цель: обучение навыкам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжение с помощью обучение диафрагмально - релаксационному дыханию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neposedlivyy_rebenok.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon soderzhanie_programmy.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модифицированная программа  по работе с гиперактивными детьми

«Непоседливый ребенок»

С использованием программы «Комфорт»

Срок реализации программы: 4 мес.

Возраст детей: 5-7 лет

Пояснительная записка

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают чего хотят от них педагоги, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает проявляться  в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста.

Психологи детских садов могут внести свой вклад в воспитание гиперактивных детей. В их арсенале имеется достаточно игр, направленных на развитие произвольных процессов и внимания. Не менее важный фактор – коллективность игр, их соревновательных характер, что создает у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением.

Также необходимо проводить и индивидуальную работу направленную на снятие напряжения, обучение навыкам саморегуляции.

В связи с этим была разработана программа, включающая в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу.  Индивидуальная работа проводится по  программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафрагмального дыхания, освоение  диафрагмально – релаксационного дыхания. Подгрупповая работа проводится с детьми (5-8 человек) по программе  И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду».

Цель: обучение навыкам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжение с помощью обучение диафрагмально - релаксационному дыханию.

Задачи:

  1. Развитие произвольности и самоконтроля;
  2. Развитие координации движений;
  3. Снятие психоэмоционального  напряжения;
  4. Развитие концентрации внимания, мелкой моторики;
  5. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания.

Построение программы и проведение НОД основывается на следующих принципах:

  • Комплексность построения СД;
  • Активность участников;
  • Наличие обратной связи;

Общие правила проведения НОД:

Данная программа состоит из 27 встреч, 16 групповых и 11 индивидуальных. Курс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Один раз в неделю проводится групповая работа и один раз в неделю – индивидуальная.

Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.

Индивидуальная работа проводится по программе «Комфорт». Данная программа является универсальной методикой коррекции и развития адаптационных возможностей. Она предназначена для работы с различными возрастными группами и позволяет решать комплексные задачи. Использование  программы в дошкольных образовательных учреждениях позволяет провести профилактическую работу по предупреждению возникновения психосоматических и нервно-психических нарушений.  Режим «Кардио – ФБУ», в программе «Комфорт» позволяет выработать навык диафрагмально – релаксационного дыхания. Оздоровительное влияние на организм диафрагмального типа дыхания и возможность достигать глубокого уровня релаксации с его помощью, позволило разработать метод диафрагмально – релаксационного дыхания как способа коррекции психоэмоционального состояния.

Весь психофизеологический тренинг можно разделить на три периода:

  1. Период постановки дыхания (3 занятия)
  2. Период основного обучения диафрагмальному дыханию (3 занятия)
  3. Период закрепления навыка (5 занятий)

Численность детей, посещающих групповые занятия, составляет 5-8 человек.

НОД проводится в помещении группы детского сада, в котором участники могут спокойно располагаться и передвигаться.

Групповые встречи можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность – 30 минут. Данные встречи включают в себя игры на внимание, контроль за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно – ориентированные упражнения.

Во время НОД дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце встреч используется ритуальная игра, упражнения для настроя детей.

Ожидаемые результаты:

По завершению программы дети освоят навык диафрагмального дыхания, улучшится координация движения, мелкая моторика, внимание станет более устойчивым

Тематический план работы с детьми по модифицированной программе «Непоседливый ребенок»

С использованием программы «Комфорт»

Тип работы

Встреча

Сроки

Период обучения

Групповая

Встреча 1

1-я неделя ноября

Групповая

Встреча 2

2-я неделя ноября

Групповая

Встреча 3

3-я неделя ноября

Индивидуальная

Встреча 1

3-я неделя ноября

Постановка дыхания

Групповая

Встреча 4

4-я неделя ноября

Индивидуальная

Встреча 2

4-я неделя ноября

Постановка дыхания

Групповая

Встреча 5

1-я неделя декабря

Индивидуальная

Встреча 3

1-я неделя декабря

Постановка дыхания

Групповая

Встреча 6

2-я неделя декабря

Индивидуальная

Встреча 4

2-я неделя декабря

Обучение

Групповая

Встреча 7

3-я неделя декабря

Индивидуальная

Встреча 5

3-я неделя декабря

Обучение

Групповая

Встреча 8

2-я неделя января

Индивидуальная

Встреча 6

2-я неделя января

Обучение

Групповая

Встреча 9

3-я неделя января

Индивидуальная

Встреча 7

3-я неделя января

Закрепление навыка

Групповая

Встреча 10

4-я неделя января

Индивидуальная

Встреча 8

4-я неделя января

Закрепление навыка

Групповая

Встреча 11

1-я неделя февраля

Индивидуальная

Встреча 9

1-я неделя февраля

Закрепление навыка

Групповая

Встреча 12

2-я неделя февраля

Индивидуальная

Встреча 10

2-я неделя февраля

Закрепление навыка

Групповая

Встреча 13

3-я неделя февраля

Индивидуальная

Встреча 11

3-я неделя февраля

Закрепление навыка

Групповая

Встреча 14

4-я неделя февраля

Групповая

Встреча 15

1-я неделя марта

Групповая

Встреча 16

2-я неделя марта

Всего встреч:

Из них групповых:

Индивидуальных:

27

16

11



Предварительный просмотр:

Содержание программы (тематический план встреч)

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений

Методическое обеспечение

1я встреча

Подгрупповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля

2.Оптимизация тонуса мышц

3. развитие концентрации внимания и двигательного контроля.

1. «Йоговая гимнастика для малышей»

2. Прогулка в лес

3. Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник»

4. Игра «Будь внимателен!»

5. Упражнение «Передай движение»

6.Обучение технике диафрагмального дыхания

7.Заключительный этап. Игра «Объятия»

Мяч средних размеров

2я встреча

Индивидуальная

Обучение техники диафрагмального дыхания без компьютера.

Исходное положение:  сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла.  

Вдох через нос, без напряжения, живот увеличивается в объеме (надувается).

Выдох через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, живот постепенно втягивается.

Длина выдоха в 1,5 -  2  раза  длиннее вдоха,  5-7 сек.

3я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля

2. Развитие наблюдательности, воображения

3. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков

1. «Йоговая гимнастика для малышей»

2. Игра «Изобрази явление»

3.Игра «Самолеты»

4. Упражнение «Надоедливая муха»

5. Упражнение «Раз,два, три – говори»

6. Упражнение «Одно большое животное»

7. Обучение технике диафрагмального дыхания

8.Заключительный этап. Игра «Объятия»

Ноутбук или магнитофон с записью спокойной музыки; мольберт; лист ватмана и фломастеры; палочка длиной – 30 см.

4я встреча

Индивидуальная

Обучение техники диафрагмального дыхания без компьютера.

Исходное положение:  сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла.  

Вдох через нос, без напряжения, живот увеличивается в объеме (надувается).

Выдох через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, живот постепенно втягивается.

Длина выдоха в 1,5 -  2  раза  длиннее вдоха,  5-7 сек.

5я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля

2. Развитие внимания и воображения

3. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков

4.Развитие координации движения

1.Игра «Запретное движение»

2.Игра «Зоопарк»

3.Упражнение «Я кубик несу и не уроню»

4.Упражнение «Шалтай – болтай»

6. Обучение технике диафрагмального дыхания

7.Заключительный этап. Игра «Объятия»

Три – четыре кубика средних размеров

6я встреча

Индивидуальная

Постановка дыхания

Освоение  технологии диафрагмального дыхания в режиме Тренировка дыхания - Индикатор

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

7я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля;

2.Развитие внимания и воображения;

3.Развитие координации движений;

4.Потребности в признании;

5.Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.

1.Упражнение «Расскажем и покажем»

2.Игра «Передай мяч»

3. Телесно-ориентированное упражнение «Насос и мяч»

4. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»

5. Заключительный этап. Игра «Объятия»

Мяч

8я встреча

Индивидуальная

Постановка дыхания

Освоение  технологии диафрагмального дыхания в режиме Тренировка дыхания - Индикатор

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

9я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля;

2.Развитие внимания и памяти;

3.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Игра «Космическое путешествие»

2. Упражнение «Интервью»

3. Упражнение «Росток»

4. Упражнение «Пловцы»

5. Рисование на заданную тему

6. Заключительный этап. Игра «Объятия»

Листы плотной бумаги и фломастеры.

10я встреча

Индивидуальная

Постановка дыхания

Освоение  технологии диафрагмального дыхания в режиме Тренировка дыхания - Индикатор

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

11я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля;

2.Развитие внимания, наблюдательности и памяти;

3.Снятие психоэмоц-го напряжения;

4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Подвижная игра «Светофор»

2. Игра «Внимательные глазки»

3. Упражнение «Знаете ли вы цифры?»

4. Упражнение «Расскажем и покажем

5. Упражнение «Кто за кем стоит?»

6. Телесно-ориентированное упражнение «Штанга»

7. Заключительный этап. Игра «Объятия»

Красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длина — 30 см).

12я встреча

Индивидуальная

Формирование  навыка

Период основного обучения диафрагмальному дыханию. Режим «Слайды».

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

13я встреча

Групповая

1.Развитие внимания и произвольного поведения;

2.Профилактика страхов;

3.Развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений;

4.Развитие речи и воображения.

1.Игра «Жмурки»

2. Упражнение «Потягушечки»

3. Упражнение «Лимон»

4. Упражнение «Волшебный мешочек»

5. Упражнение «Опиши игрушку

6. Заключительный этап. Игра «Объятия»

шарф; матерчатый мешочек и 7-8 мелких игрушек; мяч.

14я встреча

Индивидуальная

Формирование  навыка

Период основного обучения диафрагмальному дыханию. Режим «Слайды».

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

15я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля;

2.Развитие внимания и наблюдательности;

3.Развитие доверия к другому.

1.Телесно-ориентированное упражнение « Слепой и поводырь»

2. Игра «Летает — не летает»

3. Совместное рисование человека и игра « Что изменилось?»

4. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик»

5. Заключительный этап. Игра «Объятия»

шарф; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); указка.

16я встреча

Индивидуальная

Формирование  навыка

Период основного обучения диафрагмальному дыханию. Режим «Слайды».

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

17я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля;

2.Развитие внимания, наблюдательности и памяти;

3.Снятие психоэмоц-го напряжения;

4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»

2. Упражнение «Солнечный лучик»

3. Игра «Кто первый прыгнет в круг»

4. Игра «Не спеши»

5. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»

6. Заключительный этап. Игра «Объятия»

Красный, синий и желтый квадраты; длинная лента или веревка.

18я встреча

Индивидуальная

Закрепление навыка

Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование».

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

19я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля;

2.Развитие внимания, наблюдательности и памяти;

3.Снятие психоэмоц-го напряжения;

4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

2.Игра «Море волнуется»

3. Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла»

4. Подвижная игра «Иголка и нитка»

5. Упражнение «Шалтай-болтай»

6. Заключительный этап. Игра «Объятия»

магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; палочка (длина — 30 см).

20я встреча

Индивидуальная

Закрепление навыка

Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование».

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

21я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля;

2.Развитие внимания, наблюдательности и памяти;

3.Снятие психоэмоц-го напряжения;

4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Игра «Расставить посты!»

2. Игра «Что изменилось»

3. Упражнение «Снежинка»

4. Игра «Зимние забавы»

5. Совместное рисование снеговика

6. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик

7. Заключительный этап. Игра «Объятия»

мольберт (поставка); доска и мел (листы ватмана и фломастеры); указка.

22я встреча

Индивидуальная

Закрепление навыка

Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование».

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

23я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля

2.Оптимизация тонуса мышц

3. развитие концентрации внимания и двигательного контроля.

1.Упражнение «Танец снежинок»

2. Игра «Ручеек»

3. Упражнение «Одно большое животное»

4. Упражнение «Ищем ошибки»

5. Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»

6. Игра «Испорченный телефон»

7. Заключительный этап. Игра «Объятия»

магнитофон; кассета с записью медленной спокойной музыки; разрезанные на две части открытки (картинки); красный, синий и желтый квадраты.

24я встреча

Индивидуальная

Закрепление навыка

Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование».

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

25я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля;

2.Развитие внимания и воображения;

3.Развитие координации движений;

4.Потребности в признании;

5.Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.

1.Упражнение «Расскажем и покажем»

2. Игра «Слушай и отвечай»

3. Игра «Броуновское движение»

4. Игра «Угадай фигурку»

5. Игра «Съедобное — несъедобное»

6. Упражнение «Сидели два медведя...»

7. Заключительный этап. Игра «Объятия»

конверт с геометрическими фигурками (кругами, треугольниками, квадратами, прямоугольниками, овалами, ромбами); мяч.

26я встреча

Индивидуальная

Закрепление навыка

Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование».

Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея

27я встреча

Групповая

1.Развитие произвольности и самоконтроля;

2.Развитие внимания и наблюдательности;

3.Развитие доверия к другому.

1.Упражнение «Я кубик несу и не уроню»

2. Игра «Цирковые артисты»

3. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»

4. Игра «Да» и «нет» не говори»

5. Упражнение «Расскажем и покажем»

6. Заключительный этап. Игра «Объятия»

три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми с использованием технологии коучинга.

Материалы психологической консультации для педагогов имеют информационно-практический характер. Психологическое просвещение данной консультации заключается в вооружении педагогов знаниями  о детя...

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Консультация для воспитателей "Использование игр и упражнений в работе с гиперактивными детьми"

Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что по...

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...

Консультация для родителей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

Цель: повысить уровень психологических компетенций педагогов детского сада по проблеме организации работы с гиперактивными детьми....

Практическая часть по использовании методов и приёмов работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях

Материал содержит валеологические песни-распевки, дыхательную гимнастике, речевые игры, игровой массаж, пальчиковые игры, коммуникативные игры, элементы музыкотерапии, примерные музыкальные занятия и ...

программа по работе с гиперактивными детьми

Дети, которым сложно долгое время находиться без движения, нуждаются в особом педагогическом подходе. В данной программе подобран теоретический и практический материал для педагогов и психологов дошко...