Модифицированная программа по работе с гиперактивными детьми «Непоседливый ребенок». С использованием программы «Комфорт»
рабочая программа на тему
Программа включает в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу. Индивидуальная работа проводится по программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафрагмального дыхания, освоение диафрагмально – релаксационного дыхания. Подгрупповая работа проводится с детьми (5-8 человек) по программе И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду».
Цель: обучение навыкам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжение с помощью обучение диафрагмально - релаксационному дыханию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposedlivyy_rebenok.doc | 72.5 КБ |
soderzhanie_programmy.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная программа по работе с гиперактивными детьми
«Непоседливый ребенок»
С использованием программы «Комфорт»
Срок реализации программы: 4 мес.
Возраст детей: 5-7 лет
Пояснительная записка
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают чего хотят от них педагоги, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста.
Психологи детских садов могут внести свой вклад в воспитание гиперактивных детей. В их арсенале имеется достаточно игр, направленных на развитие произвольных процессов и внимания. Не менее важный фактор – коллективность игр, их соревновательных характер, что создает у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением.
Также необходимо проводить и индивидуальную работу направленную на снятие напряжения, обучение навыкам саморегуляции.
В связи с этим была разработана программа, включающая в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу. Индивидуальная работа проводится по программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафрагмального дыхания, освоение диафрагмально – релаксационного дыхания. Подгрупповая работа проводится с детьми (5-8 человек) по программе И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду».
Цель: обучение навыкам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжение с помощью обучение диафрагмально - релаксационному дыханию.
Задачи:
- Развитие произвольности и самоконтроля;
- Развитие координации движений;
- Снятие психоэмоционального напряжения;
- Развитие концентрации внимания, мелкой моторики;
- Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания.
Построение программы и проведение НОД основывается на следующих принципах:
- Комплексность построения СД;
- Активность участников;
- Наличие обратной связи;
Общие правила проведения НОД:
Данная программа состоит из 27 встреч, 16 групповых и 11 индивидуальных. Курс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Один раз в неделю проводится групповая работа и один раз в неделю – индивидуальная.
Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.
Индивидуальная работа проводится по программе «Комфорт». Данная программа является универсальной методикой коррекции и развития адаптационных возможностей. Она предназначена для работы с различными возрастными группами и позволяет решать комплексные задачи. Использование программы в дошкольных образовательных учреждениях позволяет провести профилактическую работу по предупреждению возникновения психосоматических и нервно-психических нарушений. Режим «Кардио – ФБУ», в программе «Комфорт» позволяет выработать навык диафрагмально – релаксационного дыхания. Оздоровительное влияние на организм диафрагмального типа дыхания и возможность достигать глубокого уровня релаксации с его помощью, позволило разработать метод диафрагмально – релаксационного дыхания как способа коррекции психоэмоционального состояния.
Весь психофизеологический тренинг можно разделить на три периода:
- Период постановки дыхания (3 занятия)
- Период основного обучения диафрагмальному дыханию (3 занятия)
- Период закрепления навыка (5 занятий)
Численность детей, посещающих групповые занятия, составляет 5-8 человек.
НОД проводится в помещении группы детского сада, в котором участники могут спокойно располагаться и передвигаться.
Групповые встречи можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность – 30 минут. Данные встречи включают в себя игры на внимание, контроль за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно – ориентированные упражнения.
Во время НОД дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце встреч используется ритуальная игра, упражнения для настроя детей.
Ожидаемые результаты:
По завершению программы дети освоят навык диафрагмального дыхания, улучшится координация движения, мелкая моторика, внимание станет более устойчивым
Тематический план работы с детьми по модифицированной программе «Непоседливый ребенок»
С использованием программы «Комфорт»
Тип работы | Встреча | Сроки | Период обучения |
Групповая | Встреча 1 | 1-я неделя ноября | |
Групповая | Встреча 2 | 2-я неделя ноября | |
Групповая | Встреча 3 | 3-я неделя ноября | |
Индивидуальная | Встреча 1 | 3-я неделя ноября | Постановка дыхания |
Групповая | Встреча 4 | 4-я неделя ноября | |
Индивидуальная | Встреча 2 | 4-я неделя ноября | Постановка дыхания |
Групповая | Встреча 5 | 1-я неделя декабря | |
Индивидуальная | Встреча 3 | 1-я неделя декабря | Постановка дыхания |
Групповая | Встреча 6 | 2-я неделя декабря | |
Индивидуальная | Встреча 4 | 2-я неделя декабря | Обучение |
Групповая | Встреча 7 | 3-я неделя декабря | |
Индивидуальная | Встреча 5 | 3-я неделя декабря | Обучение |
Групповая | Встреча 8 | 2-я неделя января | |
Индивидуальная | Встреча 6 | 2-я неделя января | Обучение |
Групповая | Встреча 9 | 3-я неделя января | |
Индивидуальная | Встреча 7 | 3-я неделя января | Закрепление навыка |
Групповая | Встреча 10 | 4-я неделя января | |
Индивидуальная | Встреча 8 | 4-я неделя января | Закрепление навыка |
Групповая | Встреча 11 | 1-я неделя февраля | |
Индивидуальная | Встреча 9 | 1-я неделя февраля | Закрепление навыка |
Групповая | Встреча 12 | 2-я неделя февраля | |
Индивидуальная | Встреча 10 | 2-я неделя февраля | Закрепление навыка |
Групповая | Встреча 13 | 3-я неделя февраля | |
Индивидуальная | Встреча 11 | 3-я неделя февраля | Закрепление навыка |
Групповая | Встреча 14 | 4-я неделя февраля | |
Групповая | Встреча 15 | 1-я неделя марта | |
Групповая | Встреча 16 | 2-я неделя марта | |
Всего встреч: Из них групповых: Индивидуальных: | 27 16 11 |
Предварительный просмотр:
Содержание программы (тематический план встреч)
Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений | Методическое обеспечение |
1я встреча Подгрупповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля 2.Оптимизация тонуса мышц 3. развитие концентрации внимания и двигательного контроля. | 1. «Йоговая гимнастика для малышей» 2. Прогулка в лес 3. Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник» 4. Игра «Будь внимателен!» 5. Упражнение «Передай движение» 6.Обучение технике диафрагмального дыхания 7.Заключительный этап. Игра «Объятия» | Мяч средних размеров |
2я встреча Индивидуальная | Обучение техники диафрагмального дыхания без компьютера. | Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла. Вдох через нос, без напряжения, живот увеличивается в объеме (надувается). Выдох через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, живот постепенно втягивается. Длина выдоха в 1,5 - 2 раза длиннее вдоха, 5-7 сек. | |
3я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля 2. Развитие наблюдательности, воображения 3. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков | 1. «Йоговая гимнастика для малышей» 2. Игра «Изобрази явление» 3.Игра «Самолеты» 4. Упражнение «Надоедливая муха» 5. Упражнение «Раз,два, три – говори» 6. Упражнение «Одно большое животное» 7. Обучение технике диафрагмального дыхания 8.Заключительный этап. Игра «Объятия» | Ноутбук или магнитофон с записью спокойной музыки; мольберт; лист ватмана и фломастеры; палочка длиной – 30 см. |
4я встреча Индивидуальная | Обучение техники диафрагмального дыхания без компьютера. | Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла. Вдох через нос, без напряжения, живот увеличивается в объеме (надувается). Выдох через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, живот постепенно втягивается. Длина выдоха в 1,5 - 2 раза длиннее вдоха, 5-7 сек. | |
5я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля 2. Развитие внимания и воображения 3. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков 4.Развитие координации движения | 1.Игра «Запретное движение» 2.Игра «Зоопарк» 3.Упражнение «Я кубик несу и не уроню» 4.Упражнение «Шалтай – болтай» 6. Обучение технике диафрагмального дыхания 7.Заключительный этап. Игра «Объятия» | Три – четыре кубика средних размеров |
6я встреча Индивидуальная | Постановка дыхания | Освоение технологии диафрагмального дыхания в режиме Тренировка дыхания - Индикатор | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
7я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля; 2.Развитие внимания и воображения; 3.Развитие координации движений; 4.Потребности в признании; 5.Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу. | 1.Упражнение «Расскажем и покажем» 2.Игра «Передай мяч» 3. Телесно-ориентированное упражнение «Насос и мяч» 4. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» 5. Заключительный этап. Игра «Объятия» | Мяч |
8я встреча Индивидуальная | Постановка дыхания | Освоение технологии диафрагмального дыхания в режиме Тренировка дыхания - Индикатор | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
9я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля; 2.Развитие внимания и памяти; 3.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | 1.Игра «Космическое путешествие» 2. Упражнение «Интервью» 3. Упражнение «Росток» 4. Упражнение «Пловцы» 5. Рисование на заданную тему 6. Заключительный этап. Игра «Объятия» | Листы плотной бумаги и фломастеры. |
10я встреча Индивидуальная | Постановка дыхания | Освоение технологии диафрагмального дыхания в режиме Тренировка дыхания - Индикатор | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
11я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля; 2.Развитие внимания, наблюдательности и памяти; 3.Снятие психоэмоц-го напряжения; 4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | 1.Подвижная игра «Светофор» 2. Игра «Внимательные глазки» 3. Упражнение «Знаете ли вы цифры?» 4. Упражнение «Расскажем и покажем 5. Упражнение «Кто за кем стоит?» 6. Телесно-ориентированное упражнение «Штанга» 7. Заключительный этап. Игра «Объятия» | Красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длина — 30 см). |
12я встреча Индивидуальная | Формирование навыка | Период основного обучения диафрагмальному дыханию. Режим «Слайды». | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
13я встреча Групповая | 1.Развитие внимания и произвольного поведения; 2.Профилактика страхов; 3.Развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений; 4.Развитие речи и воображения. | 1.Игра «Жмурки» 2. Упражнение «Потягушечки» 3. Упражнение «Лимон» 4. Упражнение «Волшебный мешочек» 5. Упражнение «Опиши игрушку 6. Заключительный этап. Игра «Объятия» | шарф; матерчатый мешочек и 7-8 мелких игрушек; мяч. |
14я встреча Индивидуальная | Формирование навыка | Период основного обучения диафрагмальному дыханию. Режим «Слайды». | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
15я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля; 2.Развитие внимания и наблюдательности; 3.Развитие доверия к другому. | 1.Телесно-ориентированное упражнение « Слепой и поводырь» 2. Игра «Летает — не летает» 3. Совместное рисование человека и игра « Что изменилось?» 4. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» 5. Заключительный этап. Игра «Объятия» | шарф; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); указка. |
16я встреча Индивидуальная | Формирование навыка | Период основного обучения диафрагмальному дыханию. Режим «Слайды». | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
17я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля; 2.Развитие внимания, наблюдательности и памяти; 3.Снятие психоэмоц-го напряжения; 4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | 1. Игра «Кричалки — шепталки — молчалки» 2. Упражнение «Солнечный лучик» 3. Игра «Кто первый прыгнет в круг» 4. Игра «Не спеши» 5. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» 6. Заключительный этап. Игра «Объятия» | Красный, синий и желтый квадраты; длинная лента или веревка. |
18я встреча Индивидуальная | Закрепление навыка | Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование». | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
19я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля; 2.Развитие внимания, наблюдательности и памяти; 3.Снятие психоэмоц-го напряжения; 4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | 1. Упражнение «Давайте поздороваемся» 2.Игра «Море волнуется» 3. Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла» 4. Подвижная игра «Иголка и нитка» 5. Упражнение «Шалтай-болтай» 6. Заключительный этап. Игра «Объятия» | магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; палочка (длина — 30 см). |
20я встреча Индивидуальная | Закрепление навыка | Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование». | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
21я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля; 2.Развитие внимания, наблюдательности и памяти; 3.Снятие психоэмоц-го напряжения; 4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | 1. Игра «Расставить посты!» 2. Игра «Что изменилось» 3. Упражнение «Снежинка» 4. Игра «Зимние забавы» 5. Совместное рисование снеговика 6. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик 7. Заключительный этап. Игра «Объятия» | мольберт (поставка); доска и мел (листы ватмана и фломастеры); указка. |
22я встреча Индивидуальная | Закрепление навыка | Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование». | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
23я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля 2.Оптимизация тонуса мышц 3. развитие концентрации внимания и двигательного контроля. | 1.Упражнение «Танец снежинок» 2. Игра «Ручеек» 3. Упражнение «Одно большое животное» 4. Упражнение «Ищем ошибки» 5. Игра «Кричалки — шепталки — молчалки» 6. Игра «Испорченный телефон» 7. Заключительный этап. Игра «Объятия» | магнитофон; кассета с записью медленной спокойной музыки; разрезанные на две части открытки (картинки); красный, синий и желтый квадраты. |
24я встреча Индивидуальная | Закрепление навыка | Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование». | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
25я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля; 2.Развитие внимания и воображения; 3.Развитие координации движений; 4.Потребности в признании; 5.Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу. | 1.Упражнение «Расскажем и покажем» 2. Игра «Слушай и отвечай» 3. Игра «Броуновское движение» 4. Игра «Угадай фигурку» 5. Игра «Съедобное — несъедобное» 6. Упражнение «Сидели два медведя...» 7. Заключительный этап. Игра «Объятия» | конверт с геометрическими фигурками (кругами, треугольниками, квадратами, прямоугольниками, овалами, ромбами); мяч. |
26я встреча Индивидуальная | Закрепление навыка | Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными. Режим «преобразование». | Компьютер с установленной программой «Комфорт», Алматея |
27я встреча Групповая | 1.Развитие произвольности и самоконтроля; 2.Развитие внимания и наблюдательности; 3.Развитие доверия к другому. | 1.Упражнение «Я кубик несу и не уроню» 2. Игра «Цирковые артисты» 3. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» 4. Игра «Да» и «нет» не говори» 5. Упражнение «Расскажем и покажем» 6. Заключительный этап. Игра «Объятия» | три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми с использованием технологии коучинга.
Материалы психологической консультации для педагогов имеют информационно-практический характер. Психологическое просвещение данной консультации заключается в вооружении педагогов знаниями о детя...
Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей
Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей...
Консультация для воспитателей "Использование игр и упражнений в работе с гиперактивными детьми"
Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что по...
Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми
Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...
Консультация для родителей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
Цель: повысить уровень психологических компетенций педагогов детского сада по проблеме организации работы с гиперактивными детьми....
Практическая часть по использовании методов и приёмов работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях
Материал содержит валеологические песни-распевки, дыхательную гимнастике, речевые игры, игровой массаж, пальчиковые игры, коммуникативные игры, элементы музыкотерапии, примерные музыкальные занятия и ...
программа по работе с гиперактивными детьми
Дети, которым сложно долгое время находиться без движения, нуждаются в особом педагогическом подходе. В данной программе подобран теоретический и практический материал для педагогов и психологов дошко...