Деловая игра для педагогов “Применение цветотерапии в ДОУ”
консультация по коррекционной педагогике
Деловая игра для педагогов “Применение цветотерапии в ДОУ”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_primenenie_tsvetoterapii_v_dou_.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41
«Золотая рыбка»
Деловая игра для педагогов “Применение цветотерапии в ДОУ”
Разработала учитель-логопед
Словохотова Л.Г.
Цель: расширение знаний участников о применении цветотерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ, нарушением Эмоционально-волевой сферы.
Формирование команд
Участники вытягивают из шкатулки карточки с изображением радуги и цветика-семицветика, в результате чего образуется две команды.
1. ИГРА “ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ”
Инструкция
Учитель-логопед:
“Я предлагаю вам игру “Верю - не верю”.
У нас сформировалось две команды, в каждой вы должны выбрать капитана. Я буду задавать вопросы, которые касаются применения цветотерапии в работе с дошкольниками, а вы в течении 20 секунд обсуждаете вопрос, на который отвечает капитан или участник, которому он доверяет ответить, а именно: верю или не верю, правда или ложь.
Команда, которая первая правильно ответила - получает лепесток Цветика-семицветика.
Выиграет та команда, у которой будет собрано больше лепестков цветка.”
Вопросы
- Способен ли цвет вызвать физиологическую реакцию в организме?
Да. Поскольку цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, необходимо их знать, прежде, чем применять.
Например, красный цвет противопоказан при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении. Голубой нежелательно применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго, так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного конца спектра. Как правило, терапия зеленым цветом или цветами голубого конца спектра не должна превышать 15 минут, а лечение цветами красного конца спектра должно длиться меньше половины вышеуказанного времени.
- Правда ли, что если дети выбирают белый цвет, то это говорит о том, что они любознательны?
Нет. Белый или черный цвета могут сказать, что ребенок предпочитает одиночество, замкнут и ему сложно войти в контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми.
Обычно дети выбирают яркие, насыщенные цвета – зеленый, красный, желтый. Этот факт говорит о том, они любознательны и динамичны.
- Способно ли злоупотребление красным вызвать раздражение и осложнения заболеваний?
Да. Красным цвет необходимо использовать аккуратно.
Не следует использовать этот цвет в работе с активными, возбужденными детьми. Злоупотребление красным может вызвать раздражение и осложнения заболеваний. Он противопоказан людям с повышенное давление, он может усугубить их состояние.
Но, если вы чувствуете вялость или нежелание браться за трудные, но необходимые дела, быстро устаете, вы можете украсить комнату, в которой работаете, чем-нибудь красным. Купите красные розы, повесьте перед глазами картинку в красных тонах или просто положите на стол ярко-красную папку. Это сразу улучшит настроение, приведет в порядок нервы, повысит работоспособность и жизненный тонус.
- Правда ли, что зеленый цвет придает живость уму, помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли, будит любознательность?
Нет. Это свойство желтого цвета.
С помощью его энергии можно преодолеть все трудности, он помогает не только быстрее усваивать информацию, но и позволяет активизировать все возможности человека. Это цвет энергичных людей. Желтый цвет очень дипломатичен, полон самообладания, сосредоточенности, поэтому пользуйтесь им, когда необходимо внести определенность в свою жизнь.
- Способен ли зеленый цвет успокоить, охладить эмоции, избавить от негативных чувств?
Да. Зеленый цвет – ворота к свободе, отдых на полпути, цвет дружеских связей, он избавляет от негативных эмоций и стресса, ослабляет возбуждение и восстанавливает стабильность.
Зеленый цвет направляет. Поэтому его используют тогда, когда нужно принять решение.
Является замечательным тонизирующим средством. Он гармонирует со всем, поэтому является целительным цветом широкого спектра действия. Деревья и трава – что может быть лучшей цветотерапией для человека?
Используйте комнатные растения в детских помещениях, что бы гармонизировать эмоциональное состояния дошкольников на занятиях.
- Правда ли, что голубой цвет – лучшее средство от бессонницы?
Да. Много людей страдают бессонницей, они не знают о том, что читать на ночь нужно под голубым абажуром, тогда сон не заставит себя долго ждать.
Можно повесить в детской спальне и сине-голубой узорчатый ковер или этого же цвета шторы – это позволит успокоиться и уснуть.
Голубой цвет приносит мир и удовлетворенность. От него веет спокойствием, уравновешенностью. Он располагает к размышлениям, напоминает о необходимости отдохнуть и расслабиться.
- Способен ли синий цвет вызвать депрессию?
Нет. Это свойство фиолетового, им необходимо пользоваться осторожно – это тяжелый цвет. Его излишек может вызвать депрессию. Он не рекомендуется для применения в интерьере для маленьких детей. Хотя он несет в себе энергию гуманизма, доброты и любви.
Если вам одиноко или вы ощущаете оторванность от жизни, представьте себе фиолетовый цвет - он защитит вас. Однако не следует применять его большое количество в интерьере, так как это на вас может навеять хандру и депрессию.
- Правда ли, что понятие “хромотерапия” и “цветотерапия” – слова синонимы и в их основе лежат одни и те же приемы?
Нет. Цветотерапия – метод лечения цветом, а хромотерапия - метод использования цветного освещения. Термин произошел от греческого слова "chroma" - "свет".
Этот метод лечения был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные стекла или кристаллы.
Сегодня можно найти огромное количество ламп, специально предназначенных для лечения светом, которые могут применяться в различных помещениях, что позволяет, не влияя на интерьер помещения, задать необходимую атмосферу.
- Способен ли голубой цвет успокоить возбужденного ребенка?
Да. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка.
Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
Либо предложить рассмотреть интерьер, окружающее пространство сквозь «Покрывало Феи» - цветные полотна из прозрачной ткани голубого цвета, обернуться в него.
Это дает ощутимый терапевтический эффект, успокаивает, настраивает на позитивный лад.
- Правда ли, что в интерьере меланхоликов и флегматиков лучше использовать “теплые” цвета?
Да. “Теплые” яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют меланхоликов и флегматиков, а “холодные” синие, голубые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.
Подведение итогов игры “Верю - не верю”
Команды подсчитывают количество выигранных деталей и определяют победителя.
- Игра “СОБЕРИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК”
Участники команд поочерёдно представляют лепесток Цветика-семицветика, на обороте которого написаны свойство того или иного цвета. В результате чего они вспомнят, как влияет каждый цвет на эмоциональное состояние человека и познакомятся с особенностями воздействия каждого цвета на физическое состояние.
3.Упражнение “Темперамент и цветотерапия”
Учитель-логопед:
“Регулярный (ежедневный) просмотр, в течение не менее 15-20 минут, репродукций картин известных художников для каждого темперамента нормализует самочувствие. Успокоит, если человек перевозбужден, а также тонизирует при подавленном состоянии.
Так, например, “теплые” яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют меланхоликов и флегматиков, а “холодные” синие, черные, серые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.
Я предлагаю Вам сейчас посмотреть на репродукции картин природы и отследить чувства, которые они у вас вызывают.”
- Упражнение “Ученые”
Учитель-логопед:
«Цветотерапия используется не только для эмоционального развития детей.
Разнообразный красочный дидактический материал, к которому они имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать во время режимных моментов, способствует формированию творческих способностей и познавательной активности.
Предлагаю Вам выбрать стакан с цветом, который больше всего понравился, представить, что Вы ученые и Вам необходимо рассказать:
- из каких предметов получили этот цвет;
- какого он вкуса;
- какого запаха.
Изобразите тот предмет, которому принадлежит этот цвет».
- Релаксационное упражнение “Необычная радуга”
Учитель-логопед:
“Метод цветотерапии – визуализация - помогает развить воображение детей.
Предлагаю Вам расслабиться, закрыть глаза и…представить перед своими глазами необычную радугу.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает Вас, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый цвет. Желтый приносит Вам радость, он согревает Вас, как солнышко. Он напоминает нам пушистого маленького цыпленка, и мы улыбаемся. Если Вам грустно и одиноко, то он поднимает нам настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если мы чувствуем себе не уверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Теперь каждый может открыть глаза.”
Обратная связь
Что Вы чувствовали и ощущали, когда представляли, что смотрели на голубой, желтый, зеленый?
Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Коротко о применении цветотерапии.
Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы в счастливый мир детства и радости.
Она способствует реализации таких задач:
- Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Развивать фантазию и творческое воображение.
Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.
Существует также большое многообразие игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.
Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи.
Игра «Покрывала феи» способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания.
Проведение «Путешествие в цветную страну» позволяет расширить представления детей о разных цветах, корригировать психо-эмоциональное состояние, а также звукопроизношение и другие стороны устной речи.
Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Разноцветный дождь», «Коврик настроений», «Цветик – семицветик» и другие.
А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально.
Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы.
Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе индивидуальных занятий ( один на один) – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение различных барьеров и пр.
А групповое - дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.
Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе.
Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.
Используйте это! Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов ДОУ "Полет в космос"(С применение ИКТ)
материал поможет проверить знания ,умения и навыки педагогов в вопросах физического воспитания дошколят.Можно провести в рамках педсовета, методич...
Деловая игра для педагогов по речевому развитию с применением квест технологии.
Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности квест- технологии в условиях реализации ФГОС ДОЗадачи: Задачи:...
Деловая игра для педагогов “Применение цветотерапии в ДОУ”
Hасширение знаний участников о применении цветотерапии в работе с дошкольниками....
Деловая игра для педагогов ДОУ «Применение развивающих игр Фребеля, Никитина в работе с детьми по патриотическому воспитанию»
Воспитать патриота - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств и мето...
Деловая игра для педагогов ДОУ «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог?»
Наверняка вы не раз слышали от коллег и сами лично делали такие выводы, что современные дети не умеют играть и что игры у них бестолковые и...
Мастер-класс для педагогов :«Применение Цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста".
Учеными доказано, что цвет вызывает определенные биохимические реакции в человеческих тканях, стимулирует различные железы и некоторые отделы головного мозга, в том числе и гипофиз. Последний стимулир...