Новые техники для снятия тревожности у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Смирнова Ирина Александровна

Дошкольный возраст является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складываются и во многом определяют все его последующее развитие основные свойства и качества личности. Именно в этом возрасте формируется механизм перехода отрицательных эмоциональных состояний в свойства личности. Так, тревожность, проявляясь у дошкольника, как эмоциональная реакция, может закрепляться, перерастая в подростковом возрасте в тревожность как свойство личности, и в дальнейшем стать устойчивой чертой характера, а во взрослой жизни привести к серьезным психосоматическим заболеваниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейрографика, как средство снятия тревожности у

детей дошкольного возраста  с ТНР.

C:\Users\Ирина\Downloads\IMG-20240508-WA0015.jpg

Дошкольный возраст является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складываются и во многом определяют все его последующее развитие основные свойства и качества личности. Именно в этом возрасте формируется механизм перехода отрицательных эмоциональных состояний в свойства личности. Так, тревожность, проявляясь у дошкольника, как эмоциональная реакция, может закрепляться, перерастая в подростковом возрасте в тревожность как свойство личности, и в дальнейшем стать устойчивой чертой характера, а во взрослой жизни привести к серьезным психосоматическим заболеваниям.

В связи с этим возникает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с тревожными старшими дошкольниками. Одной из групп детей из числа дошкольников с речевыми нарушениями, нуждающихся в психокоррекционном воздействии, являются заикающиеся дошкольники.

С высокой тревожностью старших дошкольников прекрасно справляется одно из широко признанных современных направлений  – рисуночная терапия.

Рисуночная терапия основана на изобразительной деятельности. Её цель  состоит в том, чтобы с помощью художественных средств передать свое эмоциональное состояние и освободиться от сильных переживаний.

Одна из интересных техник по саморегуляции, которую я использую в своей работе, это нейрографика.

Этот метод на сегодняшний день еще мало введен в работу с дошкольниками, однако сочетая его с другими методами, такими как сказкотерапия, игротерапия можно добиться хороших положительных результатов.

Что же такое нейрографика?

Нейро - от греческого нерв.

Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Нейрографика – это инструмент решения психологических задач графическим способом.

Метод сравнительно молодой, появился  в 2014 г - Автор этого метода- Павел Михайлович Пискарёв, доктор психологических наук, профессор.

Цель нейрографического рисования- изобразить тревогу, неосознаваемые страхи, убеждения, напряжение, найти ресурсы для решения проблем, принять решение, получить ответ на вопрос. Это новый стиль рисования, который за короткое время ребёнку позволяет успокоиться, расслабиться, а взрослым увидеть решение самой сложной проблемы. Нейрографикой можно заниматься даже с маленькими детьми, потому что нарисовать некрасиво в этой технике просто невозможно.

Польза нейрографики для развития детей:

Частые страхи («я сделаю все неправильно», тревожность («у меня ничего не получится», заниженная самооценка у детей сигнализируют о проблемах с психологическим здоровьем. При отсутствии своевременной поддержки психоэмоционального здоровья ребенка наступают проблемы со здоровьем физическим.

Нейрографика ,как средство невербального общения, благодаря своим принципам превращает для детей рисование в творческий процесс, направленный на развитие личностных качеств и уверенности в себе.

Преимущества нейрографики :

1. Развитие речи. Через рисунок передаются чувства, эмоциональное состояние ребенка. В данном случае кисть руки выступает органом речи. Прорисовывая проблемы, желания и собственные фантазии методом нейрографики у детей создаются новые нейронные связи, меняется мышление, развивается речь.

2. Эстетическое развитие. Ребенок увлекается рисованием, появляется желание рисовать больше, создавать образы из фантазий. При этом прослеживается положительная динамика развития. Увеличивается количество фигур, растет их сложность. Став художником, ребенок меняется сам и меняет отношение к миру.

3. Эмоциональная уравновешенность. Снятие напряжения и стрессовых ситуаций. Спокойствие при общении с другими детьми. Избавление от агрессии, отрицательной энергии.

4. Развитие самостоятельности. Нейрографика развивает самостоятельность в работе над собой и познании себя: от исправления рисунка до перемен в собственном поведении. Благодаря технике у детей развивается «самопомощь» — умение выхода из конфликтов, стрессов, проблем.

5. Развитие воображения. Приводить рисунок к сходству с некими образами не требуется. Но у ребенка после завершения рисунка рекомендуется спрашивать о том, на что похожи некоторые фигуры. Что они напоминают, с чем или с кем ассоциируются. Это интересно.

Что же нам нужно для работы: Бумага А5 или А4, черный маркер или фломастер, цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, акварель, гуашь, кисти.

Алгоритм:

1. Хаотический рисунок. В это время мы максимально сосредотачиваемся на том, что нас беспокоит и выбрасываем эмоции на бумагу. Основными элементами этого метода являются простые геометрические фигуры: это круг, квадрат, треугольник и линия. Из которых, для начала лучше выбрать одну. Линия не должна быть абсолютно прямой, так же как и в природе нет прямых линий. Этот этап лучше всего выполнять с закрытыми глазами и не задумываться «А что же мне нарисовать?». Ваша рука нарисует все за вас. Этот этап занимает примерно 5 секунд.

2. Выделить в рисунке главное. Когда вы откроете глаза и рассмотрите ваш рисунок – ваши эмоции, в нем можно выделить более ярко важные фигуры, элементы и линии. Найти в рисунке главную часть.

3. Сглаживание углов. На этом этапе надо найти в рисунке все острые углы и сгладить их, скруглить. Детям я предлагаю превратить углы в улыбки.  По мне, это самый расслабляющий этап.

4. Цвет. Здесь все просто. Мы уже выбросили все плохое на бумагу, выделили главное, сгладили все углы, что еще мы можем сделать…добавить цвета конечно. Так мы превращаем наш негатив в позитив и получаем яркие, интересные картины.

Работы детей:

C:\Users\Ирина\Downloads\IMG-20240508-WA0010.jpg

Еще один важный момент – нам необходимо дать название вашей работе. Вы помните, какую важную роль играют в картинах названия. Они во многом помогают понять, что хотел передать нам художник, или заставляют задуматься.

За время использования метода нейрографики в моей педагогической деятельности, я отметила, что  ребятам стало легче ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Когда вы освоите нейрографический метод вместе с вашим ребенком, в дальнейшем он сможет обращаться к этому методу самостоятельно в любой момент, когда это необходимо.

 Литература :

1. Константинов А. Нейрографика – Рисуем цели и результаты (2016) Вебинар. [Электронный ресурс]. – URL : https://я-графика.рф/ (дата обращения: 16.01.2023)

2. Пискарев П. Нейрографика: линия и всё что нужно знать о методе. [Электронный ресурс] – URL : https://www.youtube.com/watch?v=Y5GcolhWLos


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия ко Дню снятия блокады "Мы выстояли, ленинградцы!" для старшего дошкольного возраста.

Сценарий посвящен дню снятия блокады, в нем используются стихи, песни, инсценировки, танцевальные композиции, связанные с этой датой....

Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку с...

КАРТОТЕКА ИГР НА СНЯТИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека игр на снятие психо-эмоционального напряжения для   детей среднего и старшего  дошкольного возраста ...

статья "особенности проявления страхов и тревожности у детей 4-5 лет дошкольного возраста"

Автор статьи:Старикова Т.А.Название статьи: «Особенностей проявления страхов и тревожности у детей 4-5 лет дошкольного возраста».Настоящее исследование проводилось на базе ГБДОУ детск...

Статья Психологическая коррекция тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Сарыглар Чодураа Сергеевна

Психологическая коррекция  тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста  в условиях ДОО...

"Использование коммуникативных игр и упражнения для снятия агрессивности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.У нас  педагогов вызывают,  беспокоят устойчивые форм...

«Система игр и упражнений направленная на установление коммуникации, снятие эмоционального напряжения, развитие чувства эмпатии и самоконтроляу детей младшего и старшего дошкольного возраста»

Гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточ...