Статья Психологическая коррекция тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Сарыглар Чодураа Сергеевна
статья по коррекционной педагогике

Чодураа Сергеевна Сарыглар

Психологическая коррекция  тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста  в условиях ДОО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_saryglar_ch.docx81.59 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая коррекция  тревожности у детей c ОВЗ старшего дошкольного возраста  в условиях ДОО

Сарыглар Чодураа Сергеевна

педагог-психолог

МБДОУ д/с «Золотой ключик

 г. Ак-Довурак, Республика Тыва

Аннотация: в статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста аспекты изучения психологической коррекции тревожности, как сопутствующего фактора при ОВЗ. 

Ключевые слова: психологическая коррекция, страх, тревога, тревожность, ОВЗ.

В настоящее время растёт число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны педагогов. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими или психологическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т.п.). Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Здесь говорится о «тревожных» детях.

Тревога является малозаметной, но при этом самой опасной эмоцией человека, а тревожность, как особенность личности, самым патогенным свойством. Определения тревоги неразрывно связаны с понятием страха. Одни считают тревогу легкой формой страха. Другие считают тревогу комплексным понятием, включающим в себя страх, печаль, вину и стыд.

Страх имеет вполне конкретную и осознаваемую причину, в то время как причина тревоги может быть не объяснимой и не осознаваемой [6, с. 152]. 

Но если страх является неизбежной эмоциональной окраской нашей жизни. Постепенно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти.  

Тревожность представляет собой особое эмоциональное состояние, проявляющиеся  в неопределенных случаях, когда человек чувствует опасность,  находится в состоянии тревоги, а также в низком пороге его возникновения [6, с. 153]

Именно в дошкольном возрасте у большинства детей возникает наибольшая выраженность страхов, чувство тревоги, что вызвано не столько эмоциями, а пониманием самой опасности. Поэтому рассмотрение механизмов возникновения и развития тревожности, его устранения должно проводиться совокупно: на протяжении всего дошкольного детства. Это обусловлено тем, что уровень тревожности ребенка имеет вполне конкретное влияние на процесс, возможности и методы его воспитания и обучения [7, с. 20].

Однако у ребенка с ограниченными возможностями, на долю которого выпало немало эмоциональных потрясений и психических травм, связанных с непохожестью, нетипичностью, проблема исследования тревоги является актуальной и практически не исследованной. В связи с тем, что в настоящее время закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми, статус этих детей изменился, и необходимость изучения психологических проблем детей с ограниченными возможностями, связанная с адаптацией их в социуме, является очевидной.

Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Такие дети постоянно находится в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии прерывного напряжения, граничащего со стрессом.  Основная трудность работы с тревожными детьми (ОВЗ) заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными.

Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания, низкий уровень воприятия, снижена познавательная активность, медленно перерабатывают полученную информацию. Речь часто выражена слабо, произношение не разборчивое [7, с. 342]. Вследствие возникает  несформированность психологических предпосылок к овладениями полноценными навыками учебно-воспитательной деятельности. И таким образом, возникают трудности в усваивании материала, умении работать в определенном темпе и главное - не умение контролировать свои переживания и эмоциональные всплески.

В специфику системы психологической коррекции детей с ОВЗ входит максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер нарушений, но и возраст детей [3, с. 25].

В целях выявления и изучения тревожного поведения у детей c ОВЗ было проведено исследование. В исследовании приняли участие 10 детей с ОВЗ возрасте 5-7 лет.  Обследование детей проходило в 3 этапа:

На первом этапе проведены диагностические беседы с педагогами ДОУ для уточнения и изучения эмоционально – волевой  сферы детей с ОВЗ.

На следующем этапе проходила диагностика для выявления уровня тревожности детей с ОВЗ по следующим методикам:

1. «Паровозик» Велиева С В, по выявлению тревожности у дошкольников;

2. Незаконченные предложения Сакса-Лави модификация А.Б.Орлова.

При анализе данных обследования выявлено, что у большинства  детей с ОВЗ 4 (37%) с негативное психическое состояние высокой степени, то есть наличие тревожности, как сопутствующего фактора психического состояния.

Наряду с полученным результатом, было выявлено, что у остальных оппонентов отмечается средняя степень негативного психического состояния – тревожного состояния (см. рис.1)

Рис. 1. Результаты данных по методике «Паровозик» (уровень тревожности).

По данным следующей методики «Незаконченные предложения» (см. приложение 3), было выявлено наличие тревожности у 5 детей с ОВЗ. В процентном соотношении - 45% (см. рис.2).

Рис. 2. Результаты по методике «Незаконченные предложения»

Таким образом, в общем соотношении данных по результатам исследования (методики - «Паровозик», «Незаконченные предложения») было выявлено, что у 5 детей с ОВЗ в полной мере отражаются тревожные страхи и беспокойства, то есть имеется высокий уровень тревожного состояния.

И по результатам исследования, в целях эффективного снижения уровня тревожности у детей была разработана коррекционно-развивающая программа. Программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы для работы детьми (разработанной педагогом-психологом П.Т. Михайловной и пособием для практических психологов детских садов И.А. Пазухиной)  «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 7 лет».  Внедрение программы осуществлялось в течении

В результате реализации Программы предполагалось, что проведенный курс занятий, поможет ребенку с ОВЗ справиться с тревожностью, поможет преодолеть трудности в поведении и в формировании новых положительных качеств.

Так на завершающем этапе  была проведена  контрольная диагностика по определению степени эффективности  формирующего этапа исследования. В результате анализа данных повторной диагностики было выявлено, что уровень тревожности снизилась на - 17 %, высокий уровень тревожности выявлено только у 3 (28%) (см рис. 3.4).

  1. Высокий уровень тревожности отмечен у 3 (38) из 10 детей с ОВЗ.
  2. Средний уровень тревожности, то есть нормативные показатели у 7 дошкольников – 64%.

Рис. 3. Сравнительные данные по методике «Паровозик»

Рис.4.Сравнительные данные по методике «Незаконченные предложения»

       Помимо этого был использован математический анализ (по критерию Фишера) для утверждения значимости результатов и проверки гипотезы.

(см. рис. 6)

«Есть эффект»:

«Нет эффекта»:

Суммы

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Первичная диагностика

5 (45.5%)

6 (54.5%)

10 (100%)

Контрольная диагностика

3 (27.3%)

8 (72.7%)

10 (100%)

        Рис.5. Таблица расчета по критерию Фишера

C:\Users\user\Downloads\zone_01.jpg

                          Рис.6. Результаты расчета по критерию Фишера

Ответ: φ*эмп = 0.894

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. По его заключению гипотеза исследования подтверждается.

- Системно использованная рабочая программа способствовала  к возникновению предпосылок формирования адекватной самооценки,  уверенности, уменьшился (на 17%) скованность и боязливость. Дети стали  более активными раскрепощенными, исчезают мышечные зажимы в области лица и шеи и пр.

  • Дети с ОВЗ нуждаются в специальных занятиях по  устранению, в системе коррекционного воздействия важно использовать приемы, которые отображают эффективность коррекционного процесса в целом. Использование сочетания методических приемов с игровыми упражнениями Рабочей программы обеспечило эффективность проведенной коррекционной работы в целом. Поставленные исследовательские цель и задачи решены. Данная тема ждет продолжения как актуальная в современной педагогической практике.

Таким образом, коррекция проявлений тревожности у дошкольников, должна строиться  комплексно, с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник. Психологическая коррекция / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2003. - 496 с.
  2. Велиева С.В.  Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / С.В. Велиева.-  СПб: Речь, 2007.

  1. Веранса А.Н. Индивид. Психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов / А. Н Веранса. - М.: Издательство «Мозаико - Синтез», 2012. - 342 с.
  2. Веранса А.Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов. 2-ое издание / А.Н Веранса, М.Ф Гуторова. - М.: Издательство «Мозаика - Синтез, 2012. - 245 с.
  3.  Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Е. В Доценко. - Волгоград: Издательство «Учитель». 2008. 368 с.
  4.  Илларионова  И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет [Текст] / И.В. Илларионова // Психология. - 2011, № 3. - С. 152-155.
  5. Платонова З.Н. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы /  [Текст] З.Н. Платонова, Ю.П. Прокопьева // Психологические науки. – 2019, № 2. – С. 341 - 344.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе старшего дошкольного возраста.

Надеюсь данная статья поможет Вам понять что такое в целом "психологическая готовность" и ее важность,актуальность....

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий,...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

статья .Создание условий для патриотического воспитания при взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

-Создание условий для патриотического воспитания при взаимодействии детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок - МОЯ РОССИЯ. ИЗБРАННОЕ: сборник научно-исследова...