Формирование коммуникативной деятельности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
В современном мире мы часто сталкиваемся с детьми, которые абсолютно не умеют общаться. Не умеют даже начать знакомство с детьми на игровой площадке, в парке развлечений, в игровом центре, на спортивной площадке... Умение общаться нам нужно везде и этому нужно учить детей уже в дошкольном возрасте. В данной статье вы найдете игровые приемы, направленные на развитие комуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kommunikatsiya_-_ns.portal.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной деятельности
у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
в процессе игровой деятельности.
В современном мире, к старшему дошкольному возрасту дети с ЗПР часто не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы.
У старших дошкольников с ЗПР выявлено запаздывание по сравнению с нормой формирования социальных отношений. У таких детей снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.
Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а также непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т.д.).
Необходимо отметить что, хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
1) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
2) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
3) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается, и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
4) многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и, не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях.
Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализировать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.
Для предупреждения неправильного формирования личности очень важно, особенно на начальных этапах обучения, постоянно корригировать отношения в детском коллективе, развивать у всех детей потребность в общении, чувство партнерства, учить их помогать друг другу, правильно воспринимать и принимать помощь товарищей и взрослых. Ребенок ищет
поддержки со стороны взрослого человека, демонстрирует притязания его как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.
Учеными было установлено, что высокий уровень коммуникативных умений педагогов, связанный с доброжелательностью, гибкостью и отсутствием шаблонности в обращениях, аргументированностью его эмоционально-оценочных воздействий ведет за собой высокую степень доброжелательности во взаимных оценках детей, отсутствие конфликтности и положительный микроклимат в группе, снижение числа изолированных детей в ней.
Чтобы взаимодействие детей складывалось успешно, педагогам необходимо организовывать формирование их субъектного взаимодействия:
налаживать отношения между детьми, привлекать их внимание к субъектным качествам друг друга (демонстрировать достоинства сверстника, ласково называть по имени, хвалить партнера по игре, предлагать повторить его действия). При таком поведении педагога возрастет интерес детей друг к другу, появиться эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникнет эмоционально-практическое общение.
Таким образом, переход детей к субъектному, коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей с ЗПР являются совместные игры, в которых дети будут действовать одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создадут особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно повлияет на развитие общения и межличностных отношений.
Коммуникативные навыки развиваются в следующих видах игровой деятельности:
● сюжетно-ролевые игры;
● дидактические игры;
● театрализованные игры;
● подвижные игры
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке.
Основная цель сюжетно-ролевой игры в детском саду - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор.
«Семья», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Путешествие» – список игр для детей достаточно большой.
Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.
Основные цели и задачи, которые выполняются при проведении сюжетно-ролевых игр: научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре, тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. Правила поведения обязательные при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами.
Дидактические игры
В различных дидактических играх по коммуникативному развитию отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение; дети сопереживают и поддерживают друг друга, учатся взаимодействовать.
С помощью дидактической игры для детей создаются такие условия, которые позволяют им играть вместе, регулировать своё настроение, поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.
Дидактическая игра является важным компонентом в коммуникативном развитии дошкольников, так как способствует формированию у них умений и навыков эффективного и конструктивного общения. Дидактическая игра одновременно является и игровой деятельностью, и формой обучения.
Через дидактические игры закрепляется умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления, это потребуется в дальнейшем для отгадывания и придумывания загадок, правильного описания сюжетной картины. Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о предметах, общественной жизни. Таким образом, дидактические игры пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Театрализованные игры
В активизации коммуникативных способностей детей дошкольного возраста важное место занимают театрализованные игры. Театрализованные игры – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная игра обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует речь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Помогает формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности, развитию эмоционально-волевой сферы, усвоению норм и правил общения друг с другом.
Подвижные игры
Методика обучения подвижным играм направлена на развитие коммуникативных умений. По ходу сбора на игру, объяснения игры происходит непосредственное общение взрослого и детей. Здесь идет, главным образом, развитие вербальных средств коммуникации, т.е речи. Во время объяснения дети слушают речь взрослого, воспринимают и анализируют ее. После объяснения игры идет закрепление правил, а значит развитие диалогической формы речи. Происходит обмен информацией между ребенком и взрослым, т.е. взрослый задает вопросы – дети отвечают. Также коммуникация может идти между детьми, это когда один ребенок объясняет правила другому ребенку или группе детей.
Кроме того, любая подвижная игра, имеет название и текст. При повторении стихов у детей расширяется словарный запас, а следственно и активный словарь, идёт обмен информацией между детьми и взрослым, т.к. дети должны вовремя вступать, дружно говорить после определённых слов взрослого. По окончанию игры подводятся итоги, где оценку дает не только взрослый, но и дети, высказывая своё мнение, оценивая друг друга.
Таким образом, игра, являясь ведущим видом деятельности, становится одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имея особое значение для психологического развития и эмоционального состояния ребёнка с задержкой психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности
Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....
Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности
Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....
Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Психокоррекционный комплекс состоит из 2 этапов: установочный блок и коррекционно-развивающий блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...
Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....
Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...