Материалы к лексической теме "Зима"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Дети должны знать:
Существительные: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.
Прилагательные: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.
Глаголы: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.
Дети должны уметь:
Подбирать признаки.
Снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный…
Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная…
Мороз…, лед…, метель…, снежинка…
Знать зимние месяцы.
Декабрь, январь, февраль.
Декабрь за ноябрем и перед январем. Январь - … Февраль - …
1.Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например: - Какое сейчас время года? - Сейчас зима. - Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить:
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
3. Предложите ребенку выполнить упражнение «До — между — после». Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?
4. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «поземка», «метель», вьюга».
5. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному. Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная… Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный. Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие. Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая. Лед (какой?) – гладкий, блестящий,холодный, твердый. Погода (какая?) …
6. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным. Снежинки зимой (что делают?) … Лед на солнце (что делает?) … Мороз (что делает?) … Метель (что делает?) 7. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково». Снег — снежок. Лед — … Зима — … Мороз — … Метель — … Солнце — …
8. Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных. Горка из снега (какая?) — снежная. Дорожка изо льда (какая?) — … Погода с морозом (какая?) —
9. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов , предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот». Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой — … Летом день длинный, а зимой — … Летом солнце светит ярко, а зимой — … Весной лед на реке тонкий, а зимой — … Снег мягкий, а лед… — … Одни сосульки длинные, а другие — …
10. Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима». Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.
11. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления. Коньки, скакалка, лыжи, санки. Ворона, голубь, воробей, ласточка. Лиса, волк, медведь, жираф.
Загадки.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла.
На моей ладошке.
(снежинка)
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки.
(зима)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(лед)
Что растет вниз головой?
(сосулька)
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем (Выполнять соответствующие словам действия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные методы работы с детьми по развитию речи на материале познавательно-лексической темы «Насекомые».
Непосредственно образовательная деятельность, включающая 10 образовательных областей....
Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"
Учебно-методический материал: Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"...
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
Материалы по лексической теме "Веселый огород"
В данной статье представлены материалы по лексической теме "Овощи", входят различные гимнастики (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная), стишки, загадки, раскраски, различные задания для...
В помощь родителям. Материалы по лексической теме "Зимующие птицы".
Лексический материал по теме "Зимующие птицы" размещен в блоге для родителей.Лексическая тема на занятиях логопеда меняется каждую неделю.В помощь родителям в блоге размещаются материалы по ...
Дидактические материалы по лексической теме "Посуда" 1
Дидактическая игра по работе над падежными окончаниями по теме «Посуда»...