Как ребенку сохранить интерес к занятиям
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ионова Ольга Юрьевна

Как помочь ребенку сохранить интерес к учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как  ребенку сохранить интерес к занятиям

Каждое занятие состоит из нескольких этапов.

1. Настрой на «работу». Для создания рабочей атмосферы можно обсудить, как прошло последнее занятие.

2. Разминка. Сначала дать простые упражнения или игровые задания, т. е. что-то не очень трудное, но интересное. Такие задания помогают втянуться в процесс и с самого начала почувствовать себя молодцом, которому любое дело по плечу.

3. Теоретическая часть. Надо не просто дать «сухую теорию» по новому материалу, но и объяснить, зачем это нужно ребёнку, где новый навык можно использовать и почему эту так важно научиться. В конце этой части дать ребенку самому проговорить (показать) то, что он усвоил.

4. Практическая часть. Для начала ребёнок с помощью взрослого отрабатывает на практике более лёгкие действия, потом учится выполнять сложные задания.

5. Итоги и обратная связь. Каждое занятие обязательно заканчивается итогами. Ребенок  рассказывает, чему он научился, обсуждает, достиг ли он своих целей, а взрослый подчёркивает успехи. Позитивная обратная связь повышает самооценку и помогает наладить отношения с «трудной наукой».


Чек-лист речевых проблем дошкольников

— Что должен уметь ребенок к пяти–семи годам? Можно ли составить чек-лист для детей разного возраста?

— Возраст пять–семь лет — это предшкольный период, когда родители начинают задумываться о том, в какую школу ребенок пойдет, по какой программе будет учиться и сможет ли ее усвоить.

По сути, в пять ребенок владеет речью в совершенстве, как взрослый человек. Когда все не так, то это тревожный звоночек.

Что в этом возрасте уже есть — отмечайте. Если ни по одному пункту нет галочки, то надо срочно бить тревогу. Равно как и один–два плюсика — тоже повод беспокоиться. 

  1. Богатый словарный запас (2 500–3 000 слов).
  2. В речи присутствует много существительных, прилагательных, личных местоимений, используются предлоги.
  3. Присуще словотворчество, ребенок может придумать собственные стихи. Читает стихотворения с выражением.
  4. Появляется пересказ, в стадии формирования — монолог. Из нескольких предложений может составить логичное высказывание, с выводом. 
  5. Выговаривает все звуки (звуки [л], [р] могут появиться чуть позже).

К шести годам у ребенка прекрасная коммуникация, он разговаривает и с ровесниками, и со взрослыми. К семи годам он готов к освоению школьной программы. 

Что характерно для этого возрастного периода:

  1. В речи присутствует много слов с абстрактным значением.
  2. Умеет обобщить предметы одной родовой категории (губы, рот, глаза — части лица) и объяснить значение достаточно сложных слов (рельсы, палуба, сито, винегрет).
  3. Владеет пространственными и временными понятиями («право-лево», «сколько времени»), знает названия и последовательность времен года, дней недели, суток.
  4. Оперирует географическими понятиями, знает название своей страны, ее столицы.
  5. Владеет правилами движения пешеходов.
  6. Изменяет части речи с учетом числа, рода и падежа. Владеет согласованием числительного и прилагательного с существительным.
  7. Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
  8. Нет ошибок звукопроизношения, правильное использование ударения.

Итак, есть прогноз накануне школы, так сказать, финальный — к чему пришли. А есть долгосрочный. 


— Как понять, готов ли ребенок к школе, когда ему уже шесть или семь лет? Если в шесть лет он читает, пишет и умеет рассуждать — готов? А вот если в семь лет не готов (у него СДВГ, не умеет концентрироваться)? 

— Только в семь лет. И дело не в том, пишет он или читает. 

Готовность к школе подразумевает совсем другие параметры, и они касаются прежде всего физиологической (физическое созревание, устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому режиму) и психологической готовности (развитие познавательных процессов, речи, руки, созревание эмоционально-волевых процессов). А педагогическая готовность, включающая умение писать, читать, считать, пересказывать, подождет.

Но есть еще один важный пункт — школьная гигиена, которая занимается вопросами охраны и укрепления здоровья детей. 

До семи лет еще не сформирована статика, ребенок не может сесть ровно, как просит учитель, и удерживаться в таком положении, не готовы суставы и мышцы руки, в стадии формирования произвольная регуляция деятельности, селективное внимание и речь. Только с шести лет начались зрительные дифференцировки. Фронтальная кора и лобное созревание происходит вообще только к восьми–девяти годам.

Так что к семи не готов — это вполне частая история, которая объясняется с точки зрения нейрофизиологии. Другое дело, что существует социальная причина — не хотят «продлевать детство» до восьми лет даже тем, кому это необходимо. Между тем, в советское время, когда к гигиене щепетильно относились, ребенок шел в школу после семи, а это значит и в семь лет и два месяца или в семь лет и десять месяцев. Я, например, пошла в семь с половиной и никуда не опоздала. 

— Логопеды и психологи говорят, что ребенку совсем не обязательно учиться читать до первого класса — этому должны научить в школе. Но школа требует этого. Как же быть с теми детьми, кому до школы это дается тяжело? 

— С детьми надо бы не бороться, а учить их именно в школе. По сути, это и есть ее прямая обязанность. Но вот как мы тут с вами можем решить социальную проблему? Только трансляцией научных знаний, их популяризацией.

А пока — только за счет свободного времени ребенка и дополнительных с ним занятий, причем не с одним педагогом, а теми, кто может ускорить процесс. Это нейропсихолог, логопед, психолог, инструктор ЛФК.

— Какие проблемы могут быть в школе в первые месяцы? Как помочь? 

— Дети могут быть рассеяны, встревожены, плаксивы, но это физиологично для них в этом возрасте. Многие психические процессы в стадии формирования — внимание, речь, произвольная регуляция деятельности. 

Школьное время должно состоять из сменяющих друг друга периодов обучения и расслабления. Работоспособность только формируется. 

Некоторые дети сразу включаются в урок, особенно это свойственно девочкам, другие же долго раскачиваются, зевают, что-то ищут в портфеле. Кто-то быстро работает, а потом скучает, другой — никак не включится, но быстро выполняет, третий — медлителен. 

Учесть темп каждого ребенка сложно. Но это и есть организация учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка. А также психологических, логопедических, физиологических особенностей.

Вы спросите — как это организовать? Но ведь есть опыт. Есть школы, где перемежают уроки с зарядкой, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Хорошо, когда школа продумывает удобные мелочи — красивые холлы, ресурсные сенсорные зоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как сохранить интерес у ребёнка

Методическая разработка...

Как сохранить интерес у ребенка

Как сохранить интерес у ребенка Ребенок приходит в этот мир с огромной жаждой познания и безграничным любопытством. ...

Консультация "Развитие интереса к занятиям по обучению коми языку"

Развитие интереса к занятиям по обучению коми языку...

Формирование интереса к занятиям физической культурой у детей с ОВЗ

      Сегодня мы все чаще слышим слово “гиподинамия”, что означает “недостаток движения”. Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производим...

«Формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой, спортом и приобщение к здоровому образу жизни»

Диссеминация опыта работы по теме:«Формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой, спортом и приобщение к здоровому образу жизни»ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:1. О...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: формирование интереса к занятиям физической культурой у детей средней группы «Как подружились Лиса с Колобком»

Физкультурное занятие проходит в игровой форме, с использованием ИКТ В процессе решаются ряд обучающих, развивыающих, воспитательныз, здоровьесберегающих задач. Также в занятие прослеживается интеграц...

Как ребенку сохранить интерес к занятиям

Как помочь ребенку сохранить интерес к учебной деятельности...