ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Статья о разных методах и приемах в работе с детьми с ОВЗ посредством музыкальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_raznyh_tehnik_muzykalnogo_vozdeystviya_statya_1.docx | 26.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В.Самойлова,
музыкальный руководитель
МАДОУ НГО №4 «Сказка»,
Г.Новая Ляля
Основная задача в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – обеспечить подготовку к полноценной жизни в обществе. Музыкальное развитие и воспитание в ДОУ оказывает огромную поддержку в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задача музыкального руководителя при взаимодействии с детьми с проблемами в развитии заключается в приобщении ребенка к миру музыкального искусства, формировании у него тех знаний и умений в музыкальной деятельности, которые помогут скорректировать отставание в развитии и побудят его к самостоятельным действиям, позволяющим более уверенно чувствовать себя в социуме.
Использование правильно подобранных приемов и методов позволяет создавать на занятиях процесс, в котором реализуются личностные потребности и возможности ребенка с проблемами в развитии, вызывают у него положительные эмоции, мобилизуют резервные силы и усиливает коррекционное воздействие.
При слушании музыки у детей с ОВЗ эмоциональный отклик выражен недостаточно, дети испытывают трудности в запоминании и узнавании музыкальных произведений, жанровую принадлежность музыки определяют при словесной или наглядной поддержке педагога. Пассивное слушание музыки детям с ОВЗ дается с огромным трудом и для того чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями. О.П. Радынова отмечает, что тактильное, моторно-двигательное, интонационное, тембро-инструментальное и др. виды уподоблений характеру музыкального произведения являются способами воплощения, выявления и выражения смысла, различения средств выразительности[4].
Моторно-двигательное и тактильное уподобление – использование мелкой моторики рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения, прикосновение руки педагога к руке ребенка с одновременным пояснением настроения музыки.
Детям даются следующие задания: покажи на своей ладони как звучит музыка, покажи на ладони другого ребенка или взрослого. При слушании произведений, выражающих нежность, спокойствие используются мягкие поглаживания по ладони (А. Гречанинов «Материнские ласки», П.И. Чайковский «Осенняя песнь»). В произведениях, выражающих тревожность (П.И. Чайковский «Баба Яга», Н.Римский-Корсаков «Три чуда» (фрагмент Богатыри)) используются более короткие, отрывистые движения рукой по ладони. Радостный, игривый, танцевальный характер («Русский наигрыш», М.Глинка «Жаворонок», Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» (фрагмент Белка)) передается мягкими, легкими касаниями пальцем по ладони.
Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента. Задания включают в себя оркестровку всего произведения, либо только отдельных частей или фрагментов, оркестровку произведений по цепочке, или отдельными инструментами, оркестровку части или фрагмента музыкального произведения.
Примером данного уподобления являются игры: «В дирижера» (педагог предлагает детям создать оркестр, выбирается дирижер, который показывает порядок вступления инструментов и время звучания); «Игровой диалог» (одновременная импровизация двух детей на инструментах, «разговор» друг с другом. Чтобы разговор приобрел жизненную конкретность, спросите их, о чем мог бы быть разговор. Остановить «разговор» можно в любой момент, когда это захочется партнерам-«собеседникам»).
Цветовое и графическое уподобление применяется для закрепления представлений детей о характере музыки. Графическое уподобление предполагает выражение музыкального настроения с помощью линий. Педагог объясняет, что плавные, круговые линии соответствуют нежному, плавному, спокойному характеру музыки, ломанные, острые – грозному, сильному или суровому. В цветовом уподоблении определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки. Пастельные светлые тона - с нежным, спокойным, напевным характером музыки, темные, густые тона – с мрачным, тревожным, суровым характером, интенсивные, яркие тона – с решительными, торжественными, радостными, веселыми интонациями.
Детям предлагаются следующие игры: «Открой веер» (карточки с разнообразными оттенками закрепляются в форме веера. Педагог объясняет, что определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки и предлагает показать на веере тот цвет, который соответствует характеру музыки). «Линия как музыка» (педагог предлагает детям с помощью линий выразить характер произведения). «Танцующая кисточка» (Дети слушают музыку с закрытыми глазами, затем открывают глаза и рисуют под музыку).
В пении наблюдаются сложности в осмыслении содержания песни, в запоминании и сохранении вокального произведения в памяти. В вокально-хоровых навыках отмечается слабость вокально-слуховой координации, неточность интонирования, вялая, размытая дикция, навыков совместного пения в детском ансамбле.
На занятиях учитываются вышеуказанные особенности развития детского голоса, индивидуальные возможности каждого ребенка. Предлагаются детские народные песни, песни советских авторов Т.Ломовой, Е.Тиличеевой, которые написаны в удобной, соответствующей голосу тесситуре, насыщены элементами звукоподражания и связаны с доступными и понятными образами. Вялая дикция исправляется с помощью интересной артикуляционной гимнастики «Путешествие Язычка», «Кого встретил Язычок», представленной в «Игровой методике обучения детей пению» О.Кацер [2] и использование других не менее интересных комплексов. Упражнения для развития голоса и слуха используются предложенные в учебном пособии «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной [1]. Детям с ОВЗ понятны и интересны музыкально-дидактические игры «Птица и птенчики», «Труба», «Лесенка», «Спите, куклы».
Решая задачу запоминания и сохранения вокального произведения в памяти, свою эффективность показало применение мнемотехники – системе методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание структуры песни, а кроме того возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. Дети с ОВЗ умеют использовать мнемотаблицы в исполнении песни, а так же могут с небольшой поддержкой взрослого составить ее, найти соответствующие символы и обозначения к словам. Совместно с педагогом составлены несколько мнемосхем по песням: «Падают листья», «Дед Мороз», «Воробей» и др.
Игра на музыкальных инструментах – самый доступный из всех видов музыкальной деятельности, привлекает и доставляет им наибольшее удовольствие и доступна для детей с разными проблемами, при этом акценты в выборе инструмента делаются в соответствии с характером нарушения.
Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ пополнена несколькими наборами музыкальных инструментов: детские музыкальные инструменты (металлофоны, бубенцы, музыкальные молоточки, бубны, маракасы, треугольники); детские народные шумовые инструменты (рубель, грематуха, коробочка, сорока, вертяшка, трещотка); набор диатонических колокольчиков.
Первоначальное знакомство с детскими музыкальными инструментами осуществляется посредством музыкально-дидактических игр.
Примеры игр с использованием ДМИ: игра «Наше путешествие» (педагог предлагает послушать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте: «Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ». С помощью педагога ребенок придумывает продолжение или повторяет эту же историю. «Наш оркестр» (педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям. Все играют на этих инструментах так, как им хочется). Дети с ОВЗ после предварительного словесного осуждения со взрослым находят разные способы игры и звукоизвлечения.
Детские народные шумовые инструменты это особенно любимый воспитанниками вид музыкальных инструментов. Необычные, яркие, издающие громкие, шумные звуки, они привлекают внимание детей. Предварительно, при знакомстве с инструментами ведется беседа об истории возникновения и создания инструментов, они созданы на основе бытовых предметов, которые в процессе развития общества потеряли свою актуальность. Ведется работа по запоминанию названий инструментов, некоторые из которых труднопроизносимые, исследуются разные способы игры и звукоизвлечения на таких инструментах. Используются дидактические игры: «Угадай на чем играю?», «Музыкальное эхо».
Ведется работа по обучению детей с ОВЗ игре на диатонических колокольчиках с помощью цветового способа, который удобен для быстро овладения детьми игрой на инструменте. Определенное цветовое обозначение закреплено за каждым звуком. Педагог показывает на партитуре ноту, соответствующего цвета, ребенок исполняет на колокольчике звук такого же цвета. В зависимости от индивидуальных возможностей дети могут исполнить звукоряд с фортепианной поддержкой, попевку «Андрей-воробей» или простые песенки «Листики», «Два гуся». Играть по этой системе очень легко, вижу зеленую ноту – играю на зеленом колокольчике, что приемлемо для ребенка с определенными проблемами в развитии.
В музыкально-ритмической деятельности дети испытывают сложности в передаче в движениях динамики, темпа музыкального произведения, наблюдается неловкость, недостаточная скоординированность, затруднена пространственная ориентация при движениях в играх и плясках. Выполняют совместно со взрослым, со словесной опорой и показом несложные музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, соотносят их с характером музыки, выполняют несложные действия с предметами. В целях развития основных двигательных качеств и навыков, а также для развития гибкости в работе с детьми с ОВЗ применяются элементы партерной гимнастики. Дети с ОВЗ способны осилить базовые упражнения «Бабочка», «Змейка», «Лягушка», «Корзинка», «Самолетик».
Результатом коррекционной работы с ребенком ОВЗ посредством музыкального воздействия является накопление музыкальных впечатлений и выработка адекватной эмоциональной отзывчивости на музыку, дети высказывают свои впечатления, различают характер музыки, жанры (марш, песня, танец), узнают знакомые музыкальные произведения. Умеют вместе с хором начинать и заканчивать песню, соблюдают ее темп, с опорой на аккомпанемент правильно воспроизводят мелодию, определяют звуки по высоте, длительности, тембру. Игра на ДМИ активизирует самостоятельные и творческие проявления, развивает слух, память. В музыкально-ритмической деятельности формируется двигательный самоконтроль и произвольность внимания, совершенствуется координация движений, ритмичность, развивается воображение, появляются начальные творческие проявления.
При умелом, гибком использовании музыкальным руководителем разнообразных методов и приемов, музыкальная деятельность поможет ребенку с ОВЗ достигнуть эмоциональной устойчивости, способности самовыражаться, освоить окружающую действительность, познать общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в музыкальных произведениях.
Литература
- Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь
- Кацер О. Игровая методика обучения детей пению, Из-во Музыкальная палитра, 2005
- Котова Л.А. Психолого-педагогические технологии по муз. воспитанию детей с ОВЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: nsportal.ru/user/701035/page/muzykalnoe-vospitanie-detey-s-ovz
- Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Издательский центр «Академия»,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Данный материал может быть интересен для музыкальных руководителей ,работающих с детьми с ОВЗ и интелектуальной недостаточностью.Здесь представлен опыт работы по развитию эмоциональной сферы у детей с...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ
Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....
Тематическо-событийный план работы воспитателя детей с сохранением развития с ограниченными возможностями здоровья в средней группе
Тематическо-событийный план работы воспитателя для одной возрастной группы детей с сохранением развития с ограниченными возможностями здоровья в средней группе...
Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность детей, родителей и педагогов «Вместе весело играть»
Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельностьдетей, родителей и педагогов...
Презентация к практикуму по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность детей, родителей и педагогов «Вместе весело играть»
Презентация к практикуму по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Гармоничное развитие ребенка с ОВЗ посредством музыкальной деятельности
В статье сообщается о методах и приемах в музыкальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ, которые способствуют коррекции в развитии ребенка....
План по самообразованию на 2022 -2023 учебный год музыкального руководителя Прошиной Нины Петровны. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников в музыкальной деятельности»
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативномразвитии. Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности дете...