КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация по коррекционной педагогике

 Бобровская Олеся Владимировна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ВОПРОСАМ

РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                           

  «Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.»

Б.Шоу

 

В нашем государстве, как и в любом другом, есть особые дети, имеющие различные отклонения в развитии. Сейчас их принято называть «дети с особыми образовательными потребностями».

Согласно Конституции РФ, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью имеют право на обучение и воспитание, как и их нормотипичные сверстники. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования.

Что такое инклюзивное образование? В переводе с французского inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, а инклюзивное образование — это совместное обучение детей с нарушениями психического и физического здоровья и детей с нормотипичным развитием. Дети с ОВЗ, инвалидностью и особыми образовательными потребностями ходят в «обычную» школу, а не в специализированное учреждение. Школы с инклюзивным обучением стремятся создать безбарьерную и дружелюбную среду, где каждый ученик может раскрыться как личность.

 Почему инклюзивному образованию уделяется столько внимания?

Каждый человек вне зависимости от способностей и достижений имеет право на качественное образование, общение, дружбу и нормальную жизнь. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется:

  • Конституцией РФ,
  • федеральным законом «Об образовании»,
  • федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»,
  • Конвенцией о правах ребенка
  • Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивная среда позволяет особым детям выйти из изоляции, стать более самостоятельными, а обычным детям - учиться общаться по-разному, развивать эмпатию и эмоциональный интеллект.
Ценность инклюзии в том, что в её условиях каждый ребенок уникален и у каждого свой путь получение нового опыта и знаний.

Организация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе дошкольного учреждения опирается на решение следующих задач:

1.создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

2.формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

3.формирование умения поддерживать друг друга;

4.развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

5.активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

6.развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

7.формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

 

Таким образом, инклюзивный подход в обучении не только обогащает образовательный опыт, но и формирует общество, в котором царит взаимопонимание и уважение.

Первый шаг к успешной инклюзии — это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Педагоги, совместно с психологами и логопедами, проводят полное всестороннее психолого - педагогическое обследование чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ. Наблюдают, беседуют с ним, проводят оценку потребностей, учитывая сильные стороны, зоны роста и развития ребенка, и только затем разрабатывают адаптированные программы и индивидуальные образовательные маршруты. 

 Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности является обеспечение самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Но когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. 

Принцип активного включения в образовательный процесс - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка. Не стоит забывать о важности психологической поддержки как самого ребенка, так и его семьи. Программа инклюзивного обучения должна предусматривать регулярные консультации с психологом, что поможет преодолевать возможные трудности и создавать комфортную атмосферу для всех участников образовательного процесса.

Мы все понимаем, что инклюзия – это не просто модное направление, а необходимость, продиктованная временем и требованиями общества. Наша задача – создать такую среду, где каждый ребенок, независимо от его физических, интеллектуальных или иных особенностей, сможет чувствовать себя комфортно и успешно развиваться.

Педагоги играют ключевую роль в этом процессе, поскольку их профессиональные навыки и подходы влияют на атмосферу в группе, на успехи детей с особыми потребностями. Необходимо провести соответствующую работу по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, логопедов,сурдологов и т. д.) , а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов. Также огромное значение имеет постоянное обучение педагогов в области инклюзивного образования. Участие в семинарах, тренингах и курсах повышения квалификации поможет педагогам получить необходимые знания и навыки, чтобы успешно внедрять инклюзивные практики в свою работу.

В конечном итоге, эффективная инклюзия требует тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса, что способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости. И, что немаловажно, формированию более гармоничного общества, изменению отношения к ним. Она учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инклюзивное  образование 2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И нклюзивное образование Подготовила: Бобровская О.В. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Слайд 2

2 «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.» Б.Шоу

Слайд 3

Разметка текста 1 Инклюзивное образование Инклюзивное образование - это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Школы с инклюзивным обучением стремятся создать безбарьерную и дружелюбную среду, где каждый ученик может раскрыться как личность. 3

Слайд 4

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивная среда позволяет особым детям выйти из изоляции, стать более самостоятельными, а обычным детям - учиться общаться по-разному, развивать эмпатию и эмоциональный интеллект . 4 На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется: Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Слайд 5

5 Задачи инклюзии в ДОУ 1.создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; 2.формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми); 3.формирование умения поддерживать друг друга; 4.развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя; 5.активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; 6.развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности; 7.формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Слайд 6

6 Принцип индивидуального подхода Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка Принцип активного включения в образовательный процесс Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Принцип партнерского взаимодействия с семьей выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей обеспечение самостоятельной активности ребенка это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 7

7 Реализация инклюзивного образования — это важный шаг к созданию общества, в котором каждый ребенок получает равные возможности для обучения и развития. , CONSECTETUER ADIPISCING ELIT


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования"

1.Современное состояние инклюзивного образования. 2.Специфика деятельности (сопровождения)  педагога-психолога в условиях инклюзивного образования....

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Консультация для педагогов "Толерантность - как процесс инклюзивного образования"

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой, как рыбы,Нам не хватает только одного:научиться жить на Земле,как люди....

Консультация для педагогов на тему: «Реализация индивидуализации образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ».

Презентация на тему: «Реализация индивидуализации образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ»....

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Консультация "Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Цель инклюзивного образования - достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится к детям с особенностями развития....