Деятельность педагога по коррекции и сохранению зрения в образовательном пространстве ДОУ
консультация по коррекционной педагогике

Дорохова Елена Анатольевна

В статье перечислены офтальмологические основы воспитания и обучения в практике образовательных учреждений. Ребёнок с нарушениями зрения, находящийся в условиях образовательного учреждения, наряду с работой по охране зрения и профилактике зрительных нарушений требует специальной педагогической поддержки, направленной на развитие зрительного восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность педагога по коррекции и сохранению зрения в образовательном пространстве ДОУ

Офтальмологические основы воспитания и обучения в практике образовательных учреждений реализуются посредством:

  • Хорошего освещения

Во время выполнения графических работ (рисование, письмо, аппликация и т.д.) источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки.

При чтении, рассматривании и т.п. источник света может находиться с любой стороны, главное, чтобы он равномерно освещал рабочую поверхность и не было ослепления глаз.

  • Гигиены занятий

Режим зрительных нагрузок предполагает чередование работы глаз; непрерывная зрительная работа не более 10минут.

 В структуру занятия обязательно входят различные виды гимнастик: зрительная, пальчиковая, динамическая минутка.

С учетом вида косоглазия рекомендуется наглядные пособия располагать следующим образом: на горизонтальной плоскости (плоскости стола) работают дети с расходящимся косоглазием, в вертикальной плоскости (на подставке) – дети со сходящимся косоглазием.

Формы работы чередуются таким образом, чтобы обеспечить постоянное переключение фиксации взора с ближнего расстояния на дальнее и наоборот.

         При построении занятия предусматривается возможность частого переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой, с чередованием зрительной, двигательной, слуховой, тактильной и других нагрузок, что способствует поддержанию работоспособности. 

Особое внимание следует обращать на правильную осанку.

  • Достаточной двигательной активности

Соблюдение режима динамических поз - дети занимаются в разных положениях (стоя, сидя за столом, сидя и лежа на полу), что создает дополнительную возможность для тренировки мышц, формирования осанки, профилактики сколиоза, кифоза, облегчения зрительного восприятия, предупреждает вызов сильного напряжения и утомления у детей.

Совершенствование физического развития через обеспечение достаточного объема движений в течение дня и через воспитание двигательной активности.

  • Посадки детей

Дети с косоглазием на фоне высокой гиперметропии или миопии должны сидеть в центре. Детей рассаживают так, чтобы объект восприятия находился перед лучше видящим глазом или перед рабочим глазом с окклюзией. С левой стороны от себя педагог сажает детей с рабочим левом глазом (окклюзия правого глаза). Дети с расходящимся косоглазием сидят в центре.

  • Наглядных пособий

Предметные изображения с четко выделенным контуром, т.е. хорошо различима граница предметного изображения и фона. Это достигается наличием контурной линии по конфигурации изображения, отсутствием зашумленности фона, его однотонностью, максимально простой формой изображения без дополнительных несущественных деталей. Размер предметного изображения для восприятия вблизи – не менее 5 см. При работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, при этом дети располагаются на расстоянии от него 0,5 – 1,0 м.  Контур предметного изображения должен быть достаточно четким. Цветовая гамма объектов восприятия разнообразная, однако, цвета и их оттеки должны характеризоваться яркостью и насыщенностью. Расположение картинок перед взором в вертикальной плоскости (используется подставка) на расстоянии 35-40 см от глаз.

Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).

Материалы и пособия должны иметь матовую, неотражающую поверхность.

  • Зрительной гимнастики

Для оптимизации учебного процесса каждые 7 — 10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз.

(По содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз). Выбор упражнений для каждого ребенка должен быть индивидуален на основе рекомендаций врача-офтальмолога.

  • Воспитание сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения.

Оно реализуется посредством приучения детей раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деятельность педагога по коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Теоретические аспекты проблемы возникновения агрессии в поведении дошкольников. Диагностика и коррекция агрессивного поведения дошкольников....

Включение детей раннего возраста с нарушением зрения в образовательное пространство ДОУ в период адаптации с использованием игр и пособий В.В Воскобовича

Включение детей раннего возраста с нарушением зрения в образовательное пространство ДОУ в период адаптации с использованием игр и пособий В.В Воскобовича...

Статья. Здоровьесберегающая деятельность педагога по охране и развитию зрения дошкольников.

В статье освещается опыт работы в группах компенсирующей направленности по охране и развитию зрения, созданию условий для восстановления зрения и стабильного повышения уровня зрительного восприятия. З...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук  как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространстваЛэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с ...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска нов...