Деятельность педагога по коррекции и сохранению зрения в образовательном пространстве ДОУ
консультация по коррекционной педагогике
В статье перечислены офтальмологические основы воспитания и обучения в практике образовательных учреждений. Ребёнок с нарушениями зрения, находящийся в условиях образовательного учреждения, наряду с работой по охране зрения и профилактике зрительных нарушений требует специальной педагогической поддержки, направленной на развитие зрительного восприятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельность педагога по коррекции и сохранению зрения в образовательном пространстве ДОУ
Офтальмологические основы воспитания и обучения в практике образовательных учреждений реализуются посредством:
- Хорошего освещения
Во время выполнения графических работ (рисование, письмо, аппликация и т.д.) источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки.
При чтении, рассматривании и т.п. источник света может находиться с любой стороны, главное, чтобы он равномерно освещал рабочую поверхность и не было ослепления глаз.
- Гигиены занятий
Режим зрительных нагрузок предполагает чередование работы глаз; непрерывная зрительная работа не более 10минут.
В структуру занятия обязательно входят различные виды гимнастик: зрительная, пальчиковая, динамическая минутка.
С учетом вида косоглазия рекомендуется наглядные пособия располагать следующим образом: на горизонтальной плоскости (плоскости стола) работают дети с расходящимся косоглазием, в вертикальной плоскости (на подставке) – дети со сходящимся косоглазием.
Формы работы чередуются таким образом, чтобы обеспечить постоянное переключение фиксации взора с ближнего расстояния на дальнее и наоборот.
При построении занятия предусматривается возможность частого переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой, с чередованием зрительной, двигательной, слуховой, тактильной и других нагрузок, что способствует поддержанию работоспособности.
Особое внимание следует обращать на правильную осанку.
- Достаточной двигательной активности
Соблюдение режима динамических поз - дети занимаются в разных положениях (стоя, сидя за столом, сидя и лежа на полу), что создает дополнительную возможность для тренировки мышц, формирования осанки, профилактики сколиоза, кифоза, облегчения зрительного восприятия, предупреждает вызов сильного напряжения и утомления у детей.
Совершенствование физического развития через обеспечение достаточного объема движений в течение дня и через воспитание двигательной активности.
- Посадки детей
Дети с косоглазием на фоне высокой гиперметропии или миопии должны сидеть в центре. Детей рассаживают так, чтобы объект восприятия находился перед лучше видящим глазом или перед рабочим глазом с окклюзией. С левой стороны от себя педагог сажает детей с рабочим левом глазом (окклюзия правого глаза). Дети с расходящимся косоглазием сидят в центре.
- Наглядных пособий
Предметные изображения с четко выделенным контуром, т.е. хорошо различима граница предметного изображения и фона. Это достигается наличием контурной линии по конфигурации изображения, отсутствием зашумленности фона, его однотонностью, максимально простой формой изображения без дополнительных несущественных деталей. Размер предметного изображения для восприятия вблизи – не менее 5 см. При работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, при этом дети располагаются на расстоянии от него 0,5 – 1,0 м. Контур предметного изображения должен быть достаточно четким. Цветовая гамма объектов восприятия разнообразная, однако, цвета и их оттеки должны характеризоваться яркостью и насыщенностью. Расположение картинок перед взором в вертикальной плоскости (используется подставка) на расстоянии 35-40 см от глаз.
Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).
Материалы и пособия должны иметь матовую, неотражающую поверхность.
- Зрительной гимнастики
Для оптимизации учебного процесса каждые 7 — 10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз.
(По содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз). Выбор упражнений для каждого ребенка должен быть индивидуален на основе рекомендаций врача-офтальмолога.
- Воспитание сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения.
Оно реализуется посредством приучения детей раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
деятельность педагога по коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Теоретические аспекты проблемы возникновения агрессии в поведении дошкольников. Диагностика и коррекция агрессивного поведения дошкольников....
Коррекция деятельности педагогов по реализации интегрированного подхода к планированию образовательного процесса
конспект педагогического совета...
Включение детей раннего возраста с нарушением зрения в образовательное пространство ДОУ в период адаптации с использованием игр и пособий В.В Воскобовича
Включение детей раннего возраста с нарушением зрения в образовательное пространство ДОУ в период адаптации с использованием игр и пособий В.В Воскобовича...
Статья. Здоровьесберегающая деятельность педагога по охране и развитию зрения дошкольников.
В статье освещается опыт работы в группах компенсирующей направленности по охране и развитию зрения, созданию условий для восстановления зрения и стабильного повышения уровня зрительного восприятия. З...
Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства
Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространстваЛэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с ...
Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства
Лэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска нов...
Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности педагога.Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности педагога
Использование сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности педагога...