КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
картотека по физкультуре на тему
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 63.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Подготовила: инструктор по Ф/К Голелевой К.Е.
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация" "Физическая культура" Цели: формирование речи, пространственного мышления, внимания, воображения и мелкой моторики рук. | |
Баран Шел баран по крутым горам. (указательный и средний пальцы обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням) Вырвал травку, (пальцы обеих рук напряжены, из положения «разведены в стороны» собираются в пучок, соприкасаясь подушечками, рвут травку, 2 раза) Положил на лавку (кисти рук опустить на крышку стола) | Белка Сидит белка на тележке. Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
|
Большие и маленькие. Были маленькие мы, Стали вдруг большие. Шалунишки, шалуны, А дружные какие! Пальцы сомкнуты, прижаты к ладони. Растопырить пальцы. Движение — «фонарики». Сцепляют пальцы рук в замок, ладони сжаты. | Большой братец Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
|
Вертолет Быстро лопасти крути! Вертолет лети, лети! Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) в положении плетеной корзины. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это-хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета. | Веселые маляры Красят домик маляры Для любимой детворы. Если только я смогу, То им тоже помогу. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
|
Веселые маляры Красят домик маляры Для любимой детворы. Если только я смогу, То им тоже помогу. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
| Веселый оркестр Кот играет на баяне, Зайчик наш — на барабане. Ну а мишка на трубе Поиграть спешит тебе. Если станешь помогать, Будем вместе мы играть. Имитировать игру на разных музыкальных инструментах. |
Вилка Вилкой мы едим сосиску, Макароны и редиску. Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать до счета 5-10.
| Воздушные щелчки. Во дворе у брата Бегали котята Испугавшись, щелка, Разбежались кто куда Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух 3 раза. По аналогии выполнять щелчки средним, |
безымянным пальцами и мизинцем. | |
Ворота Ворота мы запрем - Не сможет волк проникнуть в дом! или А ворота мы закроем на замок, Чтобы волк зубастый в дом войти не смог! Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу — «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Ворота открыты всегда для друзей Мы рады вам, гости! Входите скорей! Развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя. | Встали пальчики Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики — Ура В детский сад идти пора! Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
|
Гусь Гусь гогочет и гогочет, Ущипнуть тебя он хочет! или У гусенка босы лапки, Он носить не любит тапки. Любит он в воде плескаться И нырять и кувыркаться. Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуты вперед и прижаты друг к другу. Указательный палец согнут и опирается о большой. | Деревья Здравствуй. Лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес! Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
|
Дождик Дождик-дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить! Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
| Дождик песенку поет Дождик песенку поет, Только кто ее поймет? Не пойму ни я, ни ты, Но зато поймут цветы, И зеленая трава, И весенняя листва. Лучше всех поймет зерно, Подрастать начнет оно. Кончится дождь! Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее. Пальцы барабанят быстробыстро — ливень. Пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются. |
Доброе утро Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены. Доброе утро, здравствуй, Иван. Перекрещивают справа налево большие пальцы. Доброе утро, здравствуй, Степан. Перекрещивают указательные пальцы. Доброе утро, здравствуй, Сергей. Указательные пальцы и т.д.
| Дружные пальчики Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький Поглаживание с обхватом, ритмичные нажимания по всем фалангам. Безымянный кольцо носит. Никогда его не сбросит. «Одевание кольца». Покручивающее движение у основания пальца. Ну а средний - длинный, Он как раз посередине. Поглаживание снизу вверх. Соединить два средних |
пальца, надавить друг на друга. Это - указательный Пальчик замечательный. Висящая рука поворачивается как флюгер. Большой палец, хоть не длинный Среди пальцев самый сильный. Поглаживание с обхватом. Палец левой руки, зацепившись, повисает на большом пальце правой руки. | |
Домик Дом мы строим Выше, выше! Есть окошки в нем И крыша! Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окошком». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится высокий дом.
| Ёлка Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляют вперед. Локти к корпусу не прижимаются. Ёлка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. Жук Я веселый майский жук, Знаю все сады вокруг, Над лужайками кружу, А зовут меня Жу-жу... Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами». |
За работу. Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова. Песни петь да плясать — энергично шевелить ими. | Зайка прячется под сосной Сверху вторая выпрямленная ладонь накрывает зайку. Менять положение рук 3-4 раза. Этот зайчик — под сосной. Этот зайчик — под другой.
Зайчик и барабан Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу. Дали зайцу барабан, Он ударил: там-там-там!
|
Зайцы Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка другой. Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть и развести в стороны, остальные сжать в кулачок. На вторую строчку ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить. Затем положение рук меняется. | Зайчик серый Зайка серый скачет ловко. В лапе у него морковка. Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
|
Зайчик — кольцо Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. | Замок На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? |
А колечко непростое - Блестит, словно золотое. Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. | Мы замочком постучали, Мы замочком повертели, Мы замочком покрутили И открыли! На первую строчку — пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Потом — круговые движения «замочком» и показали ладошки.
|
Здравствуй Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю -Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
| Знает наша речка Как промолвит речка Волнообразные движения руками. Волшебное словечко, Прямые ладони рук поставить по краям губ. Позабыв о драке, Кулачок о кулачок. Засыпают раки. (замедляя) Тихие спокойные шлепки по коленям. Спят лягушки сладко Руки перед грудью поочередно мягко покачиваются. Под корягой гладкой. Кулачки подмышками. Руки крест накрест. А у берега в тиши Руки, постепенно покачиваясь, поднимаются вверх. Тихо дремлют камыши. Руки, покачиваясь, опускаются вниз. Знает наша речка Волшебное словечко. Как в начале. |
Краб Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, потому в другую. Краб ползет по дну, Выставив свою клешню.
| Капуста Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмём-жмём. Прямые движения рук вверх-вниз, потирать кулачок о кулачок, поочередное поглаживание подушечек пальцев. Сжимать и разжимать кулачки |
Качалочка Качалочка, качалочка, Пальцы обеих рук в замок. Качай меня, качай. Пальцы одной и другой кисти попеременно выпрямляются вверх, напряжены. А братец мой Иванушка, Встречай меня. Встречай. Кисти обеих рук со сцепленными пальцами развернуть к лицу и на каждое слово соединять большие пальцы подушечками так. Чтобы были видны ногти. | Качели Задрожали ветви ели. Мы в восторге от качелей! Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опустить вниз.
|
Кисточка Мягкой кисточкой покрашу | Коготочки У кошкиной дочки |
Стульчик, стол и кошку Машу. Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево— мягко соединять подушечки пальцев.
| На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши! Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произнести громко: «Мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключении провести занятия двумя руками. |
Коза рогатая Идет коза рогатая За малыми ребятами. - Кто кашу не ест, Молочка не пьет, Забодаю, забодаю!.. Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка. | Коза и козленок Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвертую строчку - пальцы соединить в щепотку, опустить вниз (изображать позванивание колокольчиком).
|
Колечко Соединить большой и указательный пальцы вместе. В колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать в таком положении до счета 5-10. На узенькое крылечко Кто-то уронил колечко. И оно с крыльца скатилось, За ступеньку закатилось. Дети смотрят там и тут, Но колечко не найдут. | Кольцо Выйду на крылечко, Вынесу колечко. Я его, вместо игрушки, Подарить хочу Валюшке. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.
|
Комарик Не кусай, комарик злой! Я уже бегу домой. Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается укусить ребенка). Мизинец и большой пальцы расслабить, опустив вниз (это «лапки»). | Корзинка Ладони на себя, пальчики переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. |
Курочка пьет воду Наша курочка гуляла, Травку свежую щипала. И пила водицу Прямо из копытца. Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.
| Лошадь Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх. Конь ретивый С длинной гривой Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там! |
Лыжник Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, остальные прижать к ладони. Поставить пальцы на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах». Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок | Лягушка Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный — прижать к ладони большим пальцем. Вот лягушка по дорожке |
«едет» скользящими движениями по столу. Утром на лыжах кататься пошли, Быстро до леса на лыжах дошли. Время к обеду — весь лес обошли. Дружно на лыжах домой мы пришли. | Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: ква-ква-ква.
|
Мостик Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении. Мы над речкой из дощечек Строим мостик золотой. Через мостик человечек Гонит козочку домой. или Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила — Прямо речку угодила. | Моя семья Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся моя семья! Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
|
Мышка Мизинец и указательный палец согнуты — это «щепки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, Чтоб услышать шорох кошки, Что крадется по дорожке.
| На лужок На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый, на лужок Приходи и ты, дружок! Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. |
Наш малыш Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. | Ножницы Большой, безымянный пальцы и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Разводить их в стороны, имитируя ножницы сначала медленно, затем быстрее, не сгибая пальцы. Режу, режу, ткань верчу, Научиться шить хочу |
Облака Облака, облака, Кучерявые бока. Облака кудрявые: Целые, дырявые. Движение рук по кругу 2 раза, затем руку согнуть в локте, выполнять ритмичное движение восьмеркой (со). Руки вытянуть, крупное круговое движение. «Кудрявые» - мелкие круговые движения, «целые» - очень большое круговое движение, «дырявые» - имитация протыкания «дырок» в облаке. | Очки Сделать двумя руками колечки, поднести к глазам, имитируя очки. Вот колечки - посмотри! Превращаются в очки!
Очки
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их. |
Оладушки | Оса |
Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один — Машеньке, Один - Коленьке... (и так далее, перечисляя всех детей) Загибать поочередно пальчики на обеих руках. | Оса села на цветок. Пьет она душистый сок. Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.
|
Пальцы вытяни пошире. Пальцы вытяни пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Сжать их вместе, три, четыре - И на месте поплясать: На носок, потом на пятку, Дружно делаем зарядку. Пальцы растопырить, затем убирать в кулак по одному, потом раскрыть пальцы «фонариком». Подушечки мизинцев сомкнуть, остальные прижать к ладоням, кроме больших, затем подушечки больших пальцев сомкнуть, после - соприкосновение подушечек мизинцев, а следом больших. | Пальчик-мальчик - Пальчик-мальчик, Где ты был? - С этим братцем - В лес ходил. С этим братцем - Щи варил. С этим братцем - Кашу ел. С этим братцем - Песни пел! Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца
|
Пальчики Раз-два-три-четыре-пять – Вышли пальчики гулять. Раз-два-три-четыре-пять — В домик спрятались опять. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
| Пальчики здороваются Я здороваюсь везде — Дома и на улице. Даже «Здравствуй» говорю Я соседской курице. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. |
Пенек Соединить ладони обеих рук. Делаем скользящее движение кистью правой руки вниз по кисти левой. Идет медведь по лесу, устал, говорит: Пальцы правой руки остановились на уровне ладони левой руки. «Сяду на пенек, съем пирожок!» На слово «сяду» пальцы правой руки давят на ладонь левой, приводя ее в горизонтальной положение, а пальцы левой руки — в вертикальном положении. То же другой рукой. | Петух Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой — это «клюв». Остальные пальцы растопырить в стороны и поднять вверх — это «гребешок». Петя, Петя-петушок, Красный чудо гребешок.
|
Прятки Покажите правую рук, левую руку. Выполните задание: В правом кулачке спрячется левый Степан. В левом кулачке спрячется правый Никитушка.
| Проснись - потянись Ладони крепко прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе не отрываются от стола. Большой палец — Иван, указательный — Степан, средний — Сергей, безымянный — Матвей, мизинец — Никитушка. Все пальчики-мальчики крепко спят. Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи. Иваны проснулись, потянулись! |
Большие пальцы обеих рук поднимать как можно выше; опустить. Так же до Никитушки.
| |
Прятки В прятки пальчики играли И головки убирали, Вот так, вот так, И головки убирали. Ритмичное сгибание и разгибание пальцев. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках. | Птенчики в гнезде Пальцы правой руки собрать в «щепоть» - это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук. Вот птенцы, а вот гнездо. Всем птенцам в гнезде тепло.
|
Птички Птички прилетали, Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели Руки расположить перед собой ладонями к себе. Большие пальцы переплести — это «голова» птицы. Остальные пальцы — «крылья». Помахать ими. | Птичка пьет воду Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее — имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом». Наклонилась, захватила, Подняла и проглотила.
|
Пять пальцев На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках.
| Раз, два, три... Раз, два, три, четыре, пять Хлопки в ладоши Будем пальцы разминать. Сжать в кулачки Это Ваня, самый сильный Показать большие пальцы Самый толстый и большой. Покачать из стороны в сторону Степа нужен для того, Большие остаются Чтоб показывать его. Указательные двигаются А Сергей - он самый длинный И стоит он в средине. Вывести средние пальцы из кулачков А Матвей, он безымянный, Он избалованный самый. Вывести безымянные пальцы из кулачков А Никита, хоть и мал, Вывести мизинцы. Очень Прижать к ладони большие пальцы Ловок Все пальцы прижать к ладони И удал Поцеловать мизинцы, вывернуть кисти через низ от себя. |
Разминка Ты, утенок не пищи! Лучше маму поищи. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу | Семья Пальцы сжать в кулак, показывая, начиная с большого. На последней строчке все пальцы «кланяются». Пальцы не напрягаются. |
двух рук, можно использовать резиновые игрушки.
| Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик-я! Вот и вся моя семья! |
Сеничкино семечко Из кармана Сенечки Похлопать по карманам. Выпрыгнуло Колечком из большого и указательного пальцев дотронуться до «кармана». Семечко Дотронуться до пола, присесть. Руки положить на пол. В землю рыхлую упало - Наклонить голову, постепенно обхватывая ее руками. Там до темных дней проспало. Темп замедлить, глаза закрываем. Только семечко проснулось — Голова поднимается, глаза открываются. Сразу к солнцу потянулось. Встаем, голову вытягиваем вверх. Стебель над землей высок! Хорошо выпрямить спинку. Сверху вниз глядит цветок: Посмотреть на пол. Поворачивать голову в разные стороны. Здравствуй, Сеня-Сенечка! Хочешь вкусных семечек? | Собака Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя собачий лай. Ав-ав-ав - я не пугаю, Я с ребятами играю! Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в щепоть. Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост обвалится, То собака свалится.
|
Солнце Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».
| Солнышко Солнышко, солнышко! Руки вверх Погуляй у речки Мах руками Солнышко, солнышко! Руки вверх Раскидай колечки. Выбрасываем пальчики Мы колечки соберем, Собираем в ладошки Золотёночки возьмем Катаем, хлопаем по коленкам. Покатаем, поиграем, И тебе назад вернем. Руки вверх |
Сорока Сорока, сорока, Кашу варила, Деток кормила, Этому дала, | Стульчик «Стульчик» ты из рук сложи И детишкам покажи. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку |
Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил. Ничего не получил!» Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец руки, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки. | в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.
|
Туча и дождик Туча по небу плыла Правая рука описывает дважды большой круг. Дождик за руку вела, Правая рука берет левую руку за большой палец (кисть не провисает). Он шагал на тонких ножках В черных маленьких калошах. Руки вытянуты вперед, двигаются влево и вправо. Дождик всюду походил, Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы. На крылечке наследил, Шлепки по коленям. Топнул, шлепнул и умчался. Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками. | Уж как шла лиса по тропке Уж как шла лиса по тропке Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев правой, вытянутой вперед. Нашла грамоту в охлопке. То же по другой руке. Она села на пенек И читала весь денек.
|
Улей Вот маленький улей, где пчелы спрятались. Никто их не видит. Вот они показались из улья. Одна-две-три-четыре-пять! З-з-з-з-з-з! Пальцы сжать в кулаки, затем сгибать по одному. Затем энергично шевелить ими. | Улитка Большой палец и мизинец расставить в стороны, остальные прижать к ладони. «Рожки» то вытягиваются, то прячутся. Можно изобразить, как улитка ползет по столу. Улитка, улитка! Высуни рога! Дам тебе я хлеба Или молока! |
Повстречались Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!». Повстречались два щенка: «Гав-гав!». Повстречались два жеребенка: «Иго-го, иго-то!». Повстречались два тигренка: «Р-р-р!». Повстречались два быка: «Му-у-у!». Смотри, какие рога! На каждую строчку соединять поочередно пальцы и левой руки, начиная с мизинца. На последнюю | Улиточка У улитки-крошки Подрастают рожки. Научу ее ходить, Если будут ножки. Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».
|
строчку показать «рога», вытянув большие пальцы
| |
Утята Раз-два — шли утята. Три-четыре - за водой. А за ними плелся пятый. Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал. А девятый всех догнал. А десятый испугался – Громко-громко запищал!
Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуком «Пипи-пи...» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук. | Флажок Горит на солнышке флажок, Как будто я огонь зажег. Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно признать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
|
Цветок Набухай скорей, бутон, Распустись цветок - пион! Подушечки пальцев обеих рук сомкнуты. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок». | Цепочка Поочередно соединять большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т.д.). через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки. Колечко с колечком мы соединяем. Длинную цепочку мы получаем. |
Цветки Наши алые цветки, Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки, Закрывают лепестки. Головой качают. Тихо засыпают. Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулачок, покачивание кулачком вперед-назад. | Человечек «Топ-топ-топ!» - топают ножки. Мальчик ходит по дорожке. Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу. При «ходьбе» пальцы сильно не сгибать Вот человечек идет по дорожке И высоко поднимает он ножки. На одной ноге стоит и по сторонам глядит. На другую ногу встал, покачался и упал. Теперь человечек «идет», высоко поднимая «ноги», затем стоит на одной «ноге», потом меняет положение ног. |
Черепаха Вот моя черепаха, Она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, То высовывает головку. Когда хочет спать, То прячет ее обратно. Руки сжать в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно. | Четыре брата Идут четыре брата на встречу старшему.
Мишка - середка, Гришка - сиротка Да крошка Тимошка! На вторую строку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим остальные пальцы. |
Шалун Наша Маша варила кашу. | Шарик Надувайся, шарик, больше! |
Кашу сварила, малышей кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Он много шалил, Свою тарелку разбил. На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. | Лучше щечки раздувай! Поиграй ты с нами дольше: Катись, прыгай и летай! Кончики пальцев обеих рук придать друг к другу, ладошками образовать маленькие, а затем — большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.
|
Щупальца осьминога Пальцы сжать в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко! Много ног у осьминога Поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы. Все они ему нужны Пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак. Заменяют ему руки Поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы. Очень ловкие Пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак. они Кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть.
| КАПИТАН Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. |
БАРАШКИ Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они. Долго так они бодались, Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв. Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, | ДОМИК Под грибом - шалашик-домик, Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, А на нем - дубовый стол. Рядом - стул с высокой спинкой
|
изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
| На столе - тарелка с вилкой. И блины горой стоят - Угощенье для ребят.
(соедините ладони шалашиком)
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается). (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки) (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе) (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) |
ГРОЗА Капли первые упали, Пауков перепугали. Дождик застучал сильней, Птички скрылись средь ветвей. Дождь полил как из ведра, Разбежалась детвора. В небе молния сверкает, Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце Вновь посмотрит нам в оконце! (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки) (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе) (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони). (нарисуйте пальцем в воздухе молнию) | МОЯ СЕМЬЯ Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это - мама, Это - я, Это - бабушка моя, Это - папа, Это - дед. И у нас разлада нет.
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой
|
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши) поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
КОШКА И МЫШКА Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. И легонько их сжимает - Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол) (ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад). | |
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот резал, этот ел, ну, а этот лишь глядел!
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка) (разгибает мизинчик) (разгибает безымянный пальчик) (разгибает средний пальчик) (разгибает указательный пальчик) (разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
| ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул. Этот сразу же уснул. Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит. Солнце красное взойдет, утро ясное придет, Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!
(ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке) (загибает безымянный пальчик) (загибает средний пальчик) (загибает указательный пальчик) (загибает большой пальчик) (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики) Повторить то же самое с правой рукой. |
КТО ПРИЕХАЛ?
| ШАЛУН
|
Кто приехал? Мы, мы, мы! Мама, мама, это ты? Да, да, да! Папа, папа, это ты? Да, да, да! Братец, братец, это ты? или: Ах, сестричка, это ты? Да, да, да! Дедушка, а это ты? или: Бабушка, а это ты? Да, да, да! Все мы вместе, да, да, да! (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев) (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза) (хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками указательных пальцев (хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками средних пальцев) (хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками безымянных пальцев) (хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками мизинцев) (хлопает в ладоши) | Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому - не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
|
БЕЛОЧКА
Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
| ДЕТКИ
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать - Крепкие, дружные, Все такие нужные. Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать. (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) |
ПО ГРИБЫ
Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, | ПАЛЬЧИКИ
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, |
Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) | В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
|
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья берёзы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём. (загибать пальцы, начиная с большого) (сжимать и разжимать кулачки) (загибать пальчики, начиная с большого)
| ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ
Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран. (хлопать в ладоши) (загибать поочерёдно пальчики) |
ЛОДКА Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
ПАРОХОД
Пароход плывёт по речке И пыхтит он, словно печка. (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) | КОЗА
У козы торчат рога, Может забодать она. (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
|
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке |
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове. |
ПЧЁЛКИ
Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: Раз два, три, четыре, пять!
| ЧЕРВЯЧКИ
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, Каркает: "Вот и обед!" Глядь - а червячков уж нет! |
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают). |
Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх. Сжимаем кулачки, прижимая их к груди |
Пять утят
Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. Четверо утят плывут... Трое утят плывут... Двое утят плывут... Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад.
Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
| ВЕТЕР
Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает И за рыбками ныряет. Чайка над водой летает И за рыбками ныряет. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими. Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения. |
РЫБКИ
Пять маленьких рыбок Играли в реке, Лежало большое Бревно на песке, И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!” | УЛИТКА
В домике она сидит, Рожки высунув, молчит. Вот улиточка ползёт Потихонечку вперёд. На цветочек заползёт, Лепесточки погрызёт. |
Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко”. А третья сказала: “Мне хочется спать!” Четвёртая стала Чуть-чуть замерзать. А пятая крикнула: “Здесь крокодил! Плывите скорей, Чтобы не проглотил!” Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок. Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение. Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит). Быстро качаем ладонями (дрожь). Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот). Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают). | Рожки в голову втянула, В домик спряталась, заснула.
Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). "Улитка" раскачивается из стороны в сторону. Ползёт вперёд по столу. "Улитка" заползает на "цветочек". "Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка"). Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки"). Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".
|
ЧАСЫ
Мышь полезла в первый раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Мышь скатилась кувырком.
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки Один хлопок над головой Руки "скатываются" на пол.. Два хлопка. Три хлопка. | ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка Перчатку нашла, Гнездо в ней устроив, Мышат позвала. Им корочку хлеба Дала покусать, Погладила всех и отправила спать. Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом" Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
|
КОТЯТА
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: | У ЖИРАФОВ
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, |
Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
| пятнышки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Хлопаем по всему телу ладонями Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела Щипаем себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. |
ПОРОСЯТА
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Этот толстый поросёнок – лежебока и нахал, Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Мизинцы. Безымянные. "Фонарики". Сжимаем и разжимаем кулачки Средние. Указательные. Сжимаем и разжимаем кулачки Большие. Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. | ДВА КОЗЛИКА
Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик, А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами - бух! И с моста в водичку - плюх!
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. Держим кисти горизонтально, сближаем руки. На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. На слово "бух" - хлопаем в ладоши. Роняем руки на колени.
|
ЗАЙЦЫ | ВЕСНА |
Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём” Двое закричали: “Давайте убежим!”, Двое прошептали “Давайте помолчим!”, Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!” А двое вдруг спросили: "Он может сделать “Бах”?" “Бах” - выстрелил охотник, Нажав ружья курок, И десять серых зайцев Пустились наутёк.
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. Хлопаем в ладоши. Бежим пальчиками по столу или коленям
|
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, А из под старой травки Уже глядит цветок... А из под старой травки Уже глядит цветок Раскрылся колокольчик В тени там, где сосна, Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна. Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. Движения повторяются. Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз). Ладони сомкнуты "ковшом Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) Движения повторяются Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика). Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь". |
ЖУЧОК
Этот маленький жучок По земле гуляет, Листик сладенький найдёт И его кусает. Чтоб ещё листочек съесть, Хочет он повыше влезть. Этот маленький жучок По траве гуляет... Этот маленький жучок По кустам гуляет... Этот маленький жучок Выше залезает, Вот он ямочку нашёл, | СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ
Как- то серенький козёл В огород поесть зашёл. Посмотрел по сторонам - Есть еда и здесь и там. Под копытами - трава, А над головой - листва. Наклонись - капусту кушай, А вверху - большие груши. Сзади огурцы растут, Впереди кусты цветут, Слева - молодой лучок, Справа - вкусный кабачок. Здесь - сто ягодок, там - двести, |
Лёг и отдыхает. Он не будет вас кусать, Хочет он чуть-чуть поспать. Перебираем пальцами по ступням. Щипаем ступни. Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей). Перебираем пальцами по коленям. Перебираем пальцами по животу. Перебираем пальцами по груди "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи. Пальчики сжимаем в кулаки Опускаем голову вниз, глаза закрываем.
| Козлик крутится на месте. И, пока он выбирал, Пёс его в сарай прогнал.
Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд. Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону. Опускаем подбородок. Поднимаем подбородок вверх. Наклоняемся вниз. Встаём на носочки, тянемся вверх. Поворачиваемся назад. Возвращаемся обратно. Полуобороты вправо-влево. Наклоны вправо-влево. Крутимся. Наклонив голову, убегаем от "пса". |
ЗМЕЙКА
Посмотрите-ка, друзья, У меня живёт змея!. По дивану, по коврам Может ползать тут и там. Хоть и нет у змейки ножек, Очень быстро по дорожке, Широко открыв свой рот За лягушками ползёт. Нет у этой змейки глаз И поймала в этот раз Не лягушек, не стрекоз, А ребёночка за нос.
Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". Медленно вращаем кистью руки Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом). Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь). Волнообразные движения рукой "Змея" хватает за нос партнёра по игре. | ГВОЗДИ
Бом, бом, бом, бом, По гвоздям бьём молотком. Гвозди не вбиваются, Только загибаются. Значит, клещи надо взять, Будем гвозди вырывать. Я тянул, тянул, тянул, Все я гвозди разогнул.
Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
|
ДОМ
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял. | КРОЛИК Маленький кролик с большими ушами, Розовым носом, Смешными усами Норку глубокую роет себе Сильными лапками в мягкой земле. |
Солнце было, Дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл Руки над головой "домиком". Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. Пальцы растопырены. Руки тянем вверх. Руки перед собой кольцом, пальцы соединены. Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев. Скрестить кисти рук, пальцы растопырены. "Стряхивающие" движения Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. | Чистит он шёрстку себе Или спит. Кролик ушами всегда шевелит Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов Кисти прижать к голове, как ушки. Указательными пальцами дотронуться до носа. Указательные пальцы прижаты к губам. Роем норку (колени) "Чистим шёрстку". Руки складываем, кладём под щёку. Шевелим "ушами". Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.
|
ЧЕРЕПАШКА
Моя черепашка в коробке живёт, Купается в ванне, По полу ползёт. Её на ладошке я буду носить, Она не захочет меня укусить Рука сжата в кулак. Большой палец сверху. Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре Волнообразные движение кулаком в воздухе. "Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре). Руки возвращаются в исходное положение. Отрицательный жест головой
| МОИ ВЕЩИ
Вот это - мой зонтик, Я в дождь хожу с ним Пусть дождь барабанит - Останусь сухим. А вот моя книжка Могу почитать, Могу вам картиночки В ней показать. Вот это - мой мяч, Очень ловкий, смешной Его я бросаю Над головой. А вот мой котёнок, Я глажу его, Мурлычет он так Для меня одного.
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик). "Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику). Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты. Раскрываем ладони "книжечкой". Руки вытягиваем, ладони открыты. Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки. "Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре). Поочерёдно гладим одну руку другой. |
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами, Над деревьями, Домами, И над морем, над волной, | СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье. (левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к |
И немножко надо мной. Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение) Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. Руки сложены над головой крышей. Нарисовать волну рукой. Дотронуться до головы.
| себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
СТОЛ У стола 4 ножки Сверху крышка, как ладошка (левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.
Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. ...
КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Картотека сюжетно-ролевых игр для работы с детьми дошкольного возрвста в совместной деятельности...
Консультация для родителей "Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста".
Данный материал может быть полезен воспитателям,учителям-логопедам и родителям....
Использование пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Пальчиковые игры являются составляющей частяю для развития мелкой моторики рук....
Картотека пальчиковых игр для работы с детьми дошкольного возраста.
Картотека пальчиковых игр для дошкольников....
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ " Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»
Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ "Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в пр...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (танцевальная – игровая гимнастика для старшего дошкольного возраста) «СА-ФИ-ДАНСЕ» образовательная область «Физическое развитие»
Главной целью физического воспитания в ДОУ является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развит...