Формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ЗПР и ТНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Курдина Зиля Равилевна

В рамках педагогической деятельности особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. На логопедических занятиях дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста (5–7 лет) осваивают с логопедом лексические темы в рамках календарно-тематического планирования, которое включает в себя в том числе и занятия по гражданско-патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ЗПР и ТНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

В рамках педагогической деятельности особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. Это связано с тем, что в современном обществе наблюдается утрата ценностных ориентиров, и государство стремится к их возврату и обновлению с учётом современных реалий.

Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека - гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, её культуре, традициям, достижениям?

Прежде всего, необходим поиск ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, её культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации (отождествления), связанный с объединением себя с другим человеком или группой людей путём установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных.

Идентификация - сложный процесс, который невозможно в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам. При выстраивании системы формирования основ патриотизма необходимо учитывать возможности воспитанников. Только к старшему дошкольному возрасту начинают складываться представления о своей национальной идентичности, система формирования основ патриотизма построена на эмоционально-познавательных основаниях. Она органично пронизывает воспитательно-образовательный процесс, а используемые технологии обеспечивают её успешную реализацию.

Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Патриотизм проявляется через поступки, совершаемые воспитанником в жизни. Большое внимание воспитателей и родителей уделяется содержанию детской деятельности. Занимаясь с детьми любым видом деятельности, взрослые влияют на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, формируют у него начальное чувство любви к Родине (отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям).

Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для патриотического воспитания: на занятиях решаются задачи для познавательного развития ребёнка, в игре прививаются навыки коллективизма, в трудовой деятельности - уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.

Наша задача - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

На подгрупповых логопедических занятиях дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста (5–7 лет) осваивают и закрепляют с логопедом те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем. Календарно-тематический план занятий включает в себя в том числе и занятия по гражданско-патриотическому воспитанию.

Тематический план занятий

СЕНТЯБРЬ

Занятие «Детский сад – второй дом ребенка»

Задачи

Речевые игры и упражнения

  • расширять знания детей о профессиях работников детского сада;
  • воспитывать уважение к людям, посвятивших себя заботе о детях, и любви к своему второму дому.

Беседа по теме;

«Угадай кто это?» (описательные загадки о профессиях детского сада), «День в детском саду» (составление рассказа по серии картинок), «Что я люблю в детском саду» (составление предложений).

ОКТЯБРЬ

Занятие «7 – Я»

Задачи

Речевые игры и упражнения

  • расширять представления детей о мире семьи;
  • актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;
  • способствовать развитию доброжела-тельности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Чтение рассказа о семье;

«Назови ласково» (закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением), «Назови свою семью» (закрепление родственных связей), «В моей семье…» (составление предложений о выполнении обязанностей в семье).

НОЯБРЬ

Занятие «День народного единства»

Задачи 

Речевые игры и упражнения 

  • расширять знания детей о нашей стране, об истории и культуре своего народа ;
  • продолжать знакомить детей с  государственными праздниками,  о празднике «День народного единства», его значении и истории возникновения.

«Иностранец» (прослушивание рассказа о многонациональной стране, в которой мы живем, о празднике «День народного единства»), «Скажи красиво о России» (упражнение в умении дополнять предложения); «Сложи картинку» (государственная символика)

ДЕКАБРЬ

Занятие «Это –я!»

Задачи

Речевые игры и упражнения

  • расширять и закреплять представления детей о себе;
  • формировать временную (возрастную) и пространственную (телесную) ориента-цию;

Беседа по теме;

«Для чего человеку нужно…?» (составление предложений по образцу), «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными),  «Назови ласково» (использование уменьшительно-ласкательных форм существительных)…

ЯНВАРЬ

Занятие «Магнитогорск – наш дом родной!»

Задачи: 

Речевые игры и упражнения: 

  • продолжать знакомить детей с общественными зданиями города Магнитогорска, их назначением;
  • расширять знания о профессиях работников различных сфер города Магнитогорска, содержании и значимости их труда для города;
  • воспитывать любовь к своему родному городу Магнитогорску.

Беседа по теме;

«Интересные места нашего города» (угадай по первым буквам)

«Улицы нашего города» (собери слово по порядку букв)

«Виртуальная экскурсия по городу»

«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» (составление рассказов)

ФЕВРАЛЬ

Занятие «День Защитника Отечества»

Задачи: 

Речевые игры и упражнения: 

  • уточнить и активизировать словарь по теме «День Защитника Отечества»;
  • расширить знания о разных видов войск (танкист, моряк, пограничник, военный врач, десантник, подводник)
  • воспитывать чувство гордости за солдат, сражавшихся за победу, желание быть похожими на героев

Беседа по теме;

«Подбери синоним» (смелый – храбрый …);

«Подбери родственное слово» (герой – …);

«Военные профессии» (составление предложений по образцу: «У меня танк, я танкист» и т.д.- каждому выдается картинка с обозначением профессии)

«Учет военной техники» (согласование существительных с числительными)

МАРТ

Занятие «Весна. Международный Женский день»

Задачи: 

Речевые игры и упражнения: 

  • формировать представления детей о празднике 8 марта;
  • обогащать словарный запас детей;
  • учить отвечать на вопросы;
  • развивать у детей диалогическую речь;
  • воспитывать любовь к матери и уважение к женскому труду.

Беседа по теме.

«Подарим нашим мамам, бабушкам и сёстрам комплемент» (подбор ласковых слов - определений, отвечающих на вопрос «Какая?»);

«Мамины загадки» (Расширение и активизация словаря);

«Закончи предложение (склонение существительного «МАМА» по падежам).

АПРЕЛЬ

Занятие «День космонавтики»

Задачи: 

Речевые игры и упражнения: 

  • расширять представления детей о космосе, дне космонавтики;
  • закреплять умение составлять предложения из предложенных слов;
  • закреплять умение в подборе прилагательных к существительным;
  • воспитывать чувство уважения к людям, осваивающих космос.

Беседа по теме;

«Составь предложения» (собрать предложение из предложенных слов);

«Какой, какая, какое» (подборе признаков к существительным);

«Лишнее слово» (выбор лишнего слова по определенному критерию)

«Расскажи о космосе» (составление фантастического рассказа)

МАЙ

Занятие «День Победы!»

Задачи: 

Речевые игры и упражнения: 

  • расширять и активизировать словарь
  • развивать навыки речевого общения;
  • учить отвечать на вопросы;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, уважение к Ветеранам Великой Отечественной Войны и защитникам Отечества.

Беседа по теме;

«Скажи наоборот» (подбор антонима к заданному слову);

«Солдатские загадки» (отгадывание загадок военной тематики);

«Люди военных профессий» (ответы на вопросы по профессиям);

«Что здесь спрятано?» (угадывание военной техники по контуру или тени)

ИЮНЬ

Занятие: «Наша Родина – Россия»

Задачи: 

Речевые игры и упражнения: 

  • обобщить и систематизировать знания детей о России;
  • закрепить названия крупных российских городов и рек;
  • воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства к родной стране;
  • обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине).

Беседа по теме;

«Какая она - наша Россия?» (Подобрать признак (большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная)

«Где я был(а)? Города России» (составление предложений по образцу «Я был(а) в городе… Там я видел(а) много…)

«Подбери родственные слова»

(Россия - россиянин, россиянка, россияне, российский; Родина - род, родимый, родители, родственники, родной;

Русь - русская, русский, русский язык, русское поле;

Отечество - Отчизна, отец, отчий дом.

«Скажи иначе» (подобрать синонимы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса чтецов "Мой весёлый, звонкий мяч" для детей старшего дошкольного возраста, посещавших логопедические занятия.

Представлен сценарий игровой итоговой программы конкурса чтецов "Мой веселый, звонкий мяч" по произведению С.Я. Маршака "Мяч" и оценка результатов, подведение итогов конкурса....

Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Целью педагогического проекта "Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях" является разработка и апробация модели...

«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»

Разработан и апробирован активный метод обучения  «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Одной из задач духовно – нравственного воспитания дошкольников является развитие интереса к народным традициям.  Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является...