Особенности развития игровой деятельности детей с РАС
статья по коррекционной педагогике

Воротникова Галина Васильевна1972

 

. В статье рассмотрены особенности детей с расстройством аутистического спектра. Выявлены требования, которые следует соблюдать педагогам в процессе игровой деятельности с  детьми с РАС. Представлены варианты игр на развитие мелкой моторики рук и рекомендации в проведении  игровой деятельности с детьми с расстройством аутистического спектра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_igrovoy_deyatelnosti_detey_s_ras.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С РАС

Аннотация. В статье рассмотрены особенности детей с расстройством аутистического спектра. Выявлены требования, которые следует соблюдать педагогам в процессе игровой деятельности с детьми с РАС. Представлены варианты игр на развитие мелкой моторики рук и рекомендации в проведении игровой деятельности с детьми с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра, мелкая моторика, игровая деятельность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае дети с расстройством аутистического спектра, имеют сегодня такое же право на образование и воспитание, как и обычные дети. Однако, психофизиологические особенности развития детей с РАС затрудняют их взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности. На этом основании педагогам ДОО приходится выстраивать специально скорректированную программу, в результате реализации которой нормально развивающиеся дети будут адекватно воспринимать детей с расстройством аутистического спектра, общаться с ними, приглашать в игры.

Чем же отличаются дети с расстройством аутистического спектра, от нормально развитых детей?

Дети с РАС имеют нарушения в социальной адаптации, у них отсутствуют простейшие навыки общения, интересы к окружающему миру. В поведении наблюдается стереотипность, агрессия, самоагрессия, страхи. Важным аспектом в развитии игровой деятельности у детей с РАС является невозможность установить полноценный, эмоциональный контакт, различать эмоциональные состояния других людей и ориентироваться на них. Специфика игровой деятельности в том, что они часто стереотипно механически манипулируют бытовыми предметами, особый интерес вызывают блестящие, издающие звуки предметы, вода, а также сыпучий природный материал. Дети с РАС часто испытывают трудности с развитием моторных навыков, у них нарушено развитие как общей, так и тонкой моторики. Дошкольники с РАС испытывают большие трудности в таких видах деятельности, где необходимы точные координированные движения рук, такие как лепка, рисование, одевание. Поэтому необходимо развивать точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук и ритмичность при помощи игр.

При взаимодействии в игре с ребенком с РАС рекомендовано:

- учитывать предпочтения и интересы ребенка;

- не наставать и не навязывать игру ребенку, если он не желает принимать в ней участие;

- не повышать голос и не издавать громких звуков;

- обучение игре можно вести через игрушку, значимую для ребенка;

- моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и педагога;

- использовать общие игровые поверхности;

- поощрять ребенка даже за минимальные успехи;

- на начальных этапах обучения играм использовать прием разграничения, т.е. общая игровая площадь делиться на равные части по количеству играющих детей;

Можно использовать любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики:

  • гимнастику и специальные игры для пальчиков;
  • рисование, лепку, вырезание из бумаги и аппликацию;
  • нанизывание бусинок, конструирование и другое.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

  1. Массаж ладошек с присказкой «Сорока- ворона».
  2. «Ладушки-ладушки» (эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши).
  3. Разрывание бумаги.
  4. Перелистывание страниц.
  5. Бусы (использовать бусы разного размера и формы).
  6. Вкладыши–мисочки (игра формирует у ребенка понятие о размере предметов).
  7. Игра с крупой (тактильные ощущения).
  8. Рисование на песке или на манной крупе ( начать можно с простых фигур- линий, квадрата, круга, постепенно усложняя задание).
  9. Горошина (алгоритм действий: снять крышку с баночки, взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку).
  10. Завинчивание крышек (эта игра развивает ловкость пальчиков).
  11. Застегивание, расстегивание и шнуровка (постепенно нужно включить ребенка в процесс одевания).
  12. Лепка.
  13. Работа с карандашом (обведение фигур по трафарету, штриховка и раскрашивание).
  14. Выкладывание по контуру мелкими предметами (необходимо начинать с простого контура, а затем фигурных изображений).

Детям с РАС нравиться играть, но некоторые виды игр им недоступны. Мотивируя ребенка, можно у него развить навыки игры, которые будут способствовать взаимодействию с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития игровой деятельности детей

1.Происхождение и сущность игры.2.Развитие игры в раннем детстве.3. Характеристика видов игр: строительные, подвижные, дидактические, игры-драматизации....

Особенности развития игровой деятельности у детей до 3-х лет

Особенности развития игровой деятельности, периоды...

Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо...

Особенности развития игровой деятельности детей

Особенности развития игровой деятельности детей....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙВ возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится дл...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТНР

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 250 г. Челябинска»      Статья   Тема: «ОСОБЕННОСТИ РА...