Консультация для педагогов: «Искажения развития по типу раннего детского аутизма».
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По форме искажений развития в рамках раннего детского аутизма выделяют 4 группы РДА, выделенные школой К.С. Лебединской – О. С. Никольской. Искажения развития с тяжелыми нарушениями коммуникации и автономностью . Искажения развития с выраженными проблемами коммуникации, нарушениями поведения и стереотипиями. Искажения развития с нарушениями границ взаимодействия и неравномерностью развития. Искажения развития с неравномерной недостаточностью развития и трудностями коммуникации. 1 группа РДА 2 группа РДА 3 группа РДА 4 группа РДА Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
Трудно привлечь внимание ребенка, к тому, что хочет взрослый Дети с тяжелыми нарушениями коммуникации и автономностью 1 группа РДА НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ Н е вызывает беспокойства, много спит Выглядит умным, сосредоточенным Не плачет, когда мокрый или грязный, терпит голод или неудобную позу В 7-8 мес. появляется лепет, но он не активизируется при появлении взрослого Предметы внешнего мира привлекают ребенка больше чем человек Ребенок никак не реагирует на взрослого, не пытается привлечь его внимание Ребенок не демонстрирует страхов Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОТ 1.5 ДО 3 ЛЕТ Специфичная игра с разными сенсорными стимулами (свет, звук, тактильные игрушки) При взаимодействии со взрослым не демонстрирует эмоционального отклика Родителям становиться трудно управлять поведением ребенка, они не могут переключить его внимание Речевое развитие не меняется, может возникнуть своя речь – «птичий» язык или мутизм Не реагирует на других детей Ребенок может быть несколько крупнее своих сверстников Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ Если коррекционная психолого-педагогическая помощь начинается к 4-5 гадам, то ребенок все равно привыкает к режиму домашних бытовых действий Игра носит манипулятивный характер Ребенок может стать более чувствительным к телесным воздействиям Стереотипии скорее отражают дискомфорт и со временем становятся стереотипными формами поведения Речь остается грубо дефицитарной, чаще появляются единичные эхолалии, как отражение вопроса, заданного ребенку: «хочешь кушать?» – «кушать…» Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
Дети с выраженными проблемами поведения и стереотипиями 2 группа РДА НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ Мало спит, путает день и ночь Очень чувствителен к внешним сенсорным стимулам, воздействиям Не переносит мокрое белье и памперсы Сильная стереотипия во всех формах жизнеустройства: принятие пищи, поза засыпания, ритуал кормления, одевания Гуление и лепет появляются вовремя Чрезмерно легкое возникновение беспокойства, страха, чувства дискомфорта Коммуникация крайне специфична: жесткая симбиотическая привязанность к матери Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОТ 1.5 ДО 3 ЛЕТ Ближе к 2 годам появляются эхолалии и простые речевые стереотипии К 2 гадам появляются моторные стереотипии, которые возникают как в ситуациях тревоги, так и радости У детей прочно фиксируются страхи горшка, мытья головы, стрижки ногтей, ярко одетых людей К 2-3 годам требование сохранения постоянства деталей окружения уже выглядит как патология Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ Речь остается стереотипной, но при грамотно организованных занятиях, ответы – привычные, отработанные – закрепляются, что позволяет ребенку вступать в коммуникацию Поскольку нарушения поведения и речи проявляются у таких детей рано, то коррекционная работа начинается с 2.5 – 3 лет и, дальнейший ход развития во многом зависит от стратегии и тактики этой работы. Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
Дети с нарушениями границ взаимодействия и неравномерностью развития группа 3 РДА НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ Беспокойство, трудности засыпания, часто много плачет Кожные проблемы Повышенный мышечный тонус Сроки моторного развития соответствуют возрасту, иногда опережают норму Речевое развитие специфично. Ребенок начинает говорить к году. Словами и даже фразами. Фразовая речь «взрословатая», сложная по своей структуре Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ К 3 годам являясь «очень речевым» , такой ребенок фактически не использует речь для простой бытовой жизненной коммуникации У детей этой категории встречается савантизм – чаще календарный, когда ребенок легко и быстро определяет, какой день недели был, например, 27 ноября 1892года Ребенок легко и просто входит в контакт с любым взрослым. Но контакт этот скорее поверхностный, ребенка не трогают чувства другого человека, он движется по своему «вектору» интересов. Уже в этом возрасте можно говорить о несоблюдении границ социальной нормы Ключевым признаком развития психических функций является их значительная неравномерность . Прекрасно развитая речь не соотносится с трудностями понимания обращенной речи, умение производить в уме сложные арифметические действия – с непониманием смысла простых задач, хороший рисунок – с плохим почерком и т.п.
Дети с неравномерной недостаточностью развития и трудностями коммуникации группа 4 РДА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ, РАННИЙ ВОЗРАСТ Чувствителен к изменению погоды, состоянию матери Мышечная дистония Часто начав сидеть или передвигаться , ребенок легко теряет эти умения, если упал или испугался Предречевое развитие соответствует возрасту Ребенок легко тормозим, медлителен, любая даже минимальная трудность вызывает испуг, часто провоцирующий отказ от деятельности Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТ 3 – 7 ЛЕТ самостоятельная речь появляется ближе к 3 годам Сроки речевого развития задерживаются, часто говорит о себе в третьем лице Излишняя привязанность к маме: ребенку нужно не только ее присутствие, но и постоянная эмоциональная тонизация с ее стороны Бородина Л.Г., Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющего развития. Варианты аутистических расстройств. – М.: Генезис, 2024 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Особенности психического развития при раннем детском аутизме. Специфические нарушения восприятия.»
При организации воспитания и обучения детей с аутизмом необходимо учитывать их особенности восприятия. К таким особенностям относят гиперсензитивность, фрагментарность, гиперселективность (сфокуси...
Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.
Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, гла...
Методическое пособие для педагогов и родителей на тему: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом» разработано в 2017-2018 учебный год
Методическое пособие для педагогов и родителей на тему: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом»...
конспект самообразования "Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом"
Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний....
Консультация для педагогов "Умственное развитие ребенка в раннем возрасте"
Дети раннего возраста еще плохо управляют своим восприятием и оказываются не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу, если им предлагают не два, а много разных предметов или если предметы име...
Консультация для педагогов «Речевое развитие в разных видах детской деятельности»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Старший дошкольный возраст – этап актив...
Консультация для педагогов "Коррекция раннего детского аутизма"
Синдром раннего детского аутизма имеет самые различные формы и проявляется в дефицитарности прежде всего речевого и социального развития. В процессе коррекции раннего детского аутизма возн...