Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР) . Тема: «В поисках гласных букв»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Возраст детей, направленность группы. Дети 6-7 лет, группы компенсирующей направленности.
Форма проведения Игровое путешествие.
Приоритетные образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (обучение грамоте).
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о гласных буквах (А, О, И, У, Я) и звуках ([а], [о], [и], [у]).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatie.docx | 54.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«В поисках гласных букв»
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР)
Возраст детей, направленность группы. Дети 6-7 лет, группы компенсирующей направленности.
Форма проведения Игровое путешествие.
Приоритетные образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (обучение грамоте).
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о гласных буквах (А, О, И, У, Я) и звуках ([а], [о], [и], [у]).
Задачи:
Образовательные:
- закрепить: понятия «гласная буква» и «гласный звук»; умение определять позицию звука в слове; умение подбирать слова на заданный звук; умение делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом.
Развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, а также зрительное внимание, воображение, мышление. Закреплять умение отвечать полными предложениями.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к обучению грамоте; развивать и закреплять навыки работы в группе.
Основные понятия: «буква», «звук», «слог», «предложение», «гласные звуки/буквы», «согласные звуки/буквы».
Виды детской деятельности:
- коммуникативная (беседа)
- игровая (дидактические игры)
- детская типография (печатание букв)
- фонематический анализ и синтез.
Формы организации детской деятельности:
- совместная деятельность взрослого и детей,
- индивидуальная деятельность,
- подгрупповая работа,
- самостоятельная деятельность.
Ресурсы, технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, ноутбук.
Наглядно-демонстрационный материал: слайдовая презентация, дидактические игры, магнитная доска, картинка пингвина большая, осенние листья из цветной бумаги, цветные дорожки синего, зелёного и красного цветов; цветок фикус, игрушка обезьяна, касса для больших букв, карточки с буквами на магнитах «Р», «О» -2 шт., «М», «А», «И» -2 шт., «У».
Раздаточный материал (по количеству детей): картинки пингвина маленькие со схемами звукового анализа слова «Рома»; цветные карандаши синего и красного цвета, шариковые ручки, цветные браслетики красного и синего цвета, воздушный пластилин, картинки бананы (по 4 шт. на каждого ребёнка).
Ожидаемые результаты: знают гласные и согласные буквы/звуки; владеют основами звукового анализа слов; умеют делить слова на слоги, составлять предложения с заданным словом.
Занятие проводится в музыкальном зале.
Ход занятия:
СЛАЙД 1
I. Вводная часть
Дети входят под музыку в зал (под музыку).
СЛАЙД 2.
Логопед:
- Ребята, сегодня в нашем саду гости, которые пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются.
- А теперь подходите ко мне. Ребята, как выдумаете, а можно поздороваться без слов? Ваши идеи.
Ответы детей.
- Я тоже знаю один способ. Хотите, научу? Надо посмотреть друг на друга, улыбнуться и кивнуть головой. Попробуйте
- Ребята, вы все такие весёлые, улыбаетесь. А в чём же причина вашего веселого настроения?
Ответы детей.
Логопед:
- Ребята, а вот мне совсем не до веселья. Вы знаете, что в моём кабинете живут игрушки? И вот, мой друг и помощник пингвин куда-то пропал и я не могу его найти. Может, вы поможете мне его отыскать?
Ответы детей.
II. Основная часть
Логопед:
- Отлично! Вот это настоящая команда. Ребята, у меня есть фото моего пингвина с подписью. Пойдемте – покажу.
Дети подходят к магнитной доске, на которой прикреплена картинка с изображением пингвина. Внизу подпись, в которой только согласные буквы: «Р…м…».
Логопед:
- Вот смотрите. Ой, что-то здесь не так, не пойму. Чего же здесь не хватает?
- Ответы детей. (Не хватает гласных букв).
Логопед:
- Как вы думаете, куда они могли потеряться? Посмотрите внимательно вокруг.
Дети ищут буквы и находят под осенними листочками на полу буквы «А» и «О».
Логопед:
- Что это за буквы, ребята?
Ответы детей. (Это буквы «А» и «О»).
Логопед:
- Давайте попробуем вернуть их на место.
Дети ставят буквы на свои места, и получается слово: «РОМА».
Логопед:
- Ребята, а почему буквы, которые вы нашли, красные?
Ответы детей. (Потому что они гласные).
Логопед:
- Правильно, потому что это гласные буквы. А где в слове «Рома» находится звук [О]?
Ответы детей. (Звук [О] в слове «Рома» находится в середине слова).
Логопед:
- Правильно. А где находится звук [А]?
Ответы детей. (Звук [А] находится в конце слова).
Логопед:
- Здорово, ребята. Вы мне очень помогли, и за это я хочу подарить вам по фотографии моего друга, хотите?
Ответы детей.
Логопед:
- Присаживайтесь за столы, и самостоятельно подпишите фотографии. Какое слово вы напишите?
Ответы детей. («Рома»).
Логопед:
- Первая буква, какая? Вторая.. Третья…Четвёртая? И получилось слово – прочитайте каждый.
Ответы детей («РО-МА»).
Логопед:
- Молодцы! А чтобы буквы никуда не пропали с ваших фотографий, давайте зашифруем их в звуковую схему. Сделаем?
Ответы детей.
Логопед:
- Какой первый звук в этом слове?
Ответы детей. (Звук [Р] ).
Логопед:
- Звук [Р], он какой?
Ответы детей. (Звук [Р] - согласный твёрдый. Отмечаем синим цветом).
Логопед:
- Второй звук, какой?
Ответы детей. (Звук [О] - гласный).
Логопед:
- Каким цветом обозначаем?
Ответы детей. (Красным).
Логопед:
- Следующий звук?
Ответы детей. (Звук [М]).
- Звук [М], какой?
Ответы детей. (Звук [М] - согласный твёрдый. Отмечаем синим цветом).
Логопед:
- Последний звук, какой?
- Ответы детей. (Звук [А] - гласный. Отмечаем красным цветом).
Дети закрашивают звуковую схему под словом «РОМА».
Логопед:
- Ребята, вы узнали, как зовут моего друга, а его всё нет и нет. А может, мы его позовём все вместе, он нас услышит и вернётся? Позовём? Давайте все вместе.
Дети зовут Рому.
СЛАЙД 3
Презентация на ноутбуке:
«Ребята, я так рад встрече с вами. Я путешествовал по нашему детскому саду: в одной группе играл в песочнице, потом бегал по цветным дорожкам и отдыхал под зелёным фикусом. А потом… попал в одно замечательное место, которое называется…, как же оно называется? Забыл!... Но я успел написать в записке, как оно называется. Там, в этом месте, я оставил сюрприз для вас всех».
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ 3
(Записка: «…З…СТ… Д……» ).
Логопед:
- Ребята, вы можете прочитать эту записку? А почему не получается прочитать это слово? Чего не хватает в этом слове?
Ответы детей. (Нет гласных букв).
Логопед:
- А какие буквы есть?
Ответы детей. (Согласные буквы).
Логопед:
- Давайте назовём эти буквы по порядку.
- Ответы детей. ( …З… СТ… Д…… ).
Логопед:
- Эх, Рома, Рома, потерял все гласные буквы, как нам теперь прочитать слово?
Ответы детей.
Логопед:
- Ребята, а вы помните, где проходил Рома?
СЛАЙД 4
Логопед:
Ответы детей. (Игрался в песочнице, бегал по цветным дорожкам и отдыхал под зелёным фикусом).
Логопед:
- Ребята, как же мы узнаем, какие гласные нам нужны? Придётся отправиться по следам Ромы и поискать их. Согласны?
Ответы детей.
Логопед:
- Тогда предлагаю, чтобы нам не потеряться, обозначить нашу команду каким-то знаком… Придумала! Смотрите, что у меня есть. Подойдёт? Подходите ко мне.
Логопед раздаёт красные и синие браслеты детям, тем самым делит детей на две команды.
(4 – синих, 4 – красных).
Логопед:
- Надевайте браслеты на руки. Как вы думаете, почему знаки нашей команды красные и синие? Что мы ищем?
Ответы детей. (Мы ищем буквы. Буквы бывают гласные - красные и согласные - синие).
Логопед:
- Правильно. Ну, что, подходите ко мне, глазки на меня и повторяем все вместе:
Отправляемся мы в путь, | шагают на месте |
Будет ветер в спину дуть, | руки поднимают над головой и машут ими вправо – влево |
Будем весело шагать, | шагают на месте |
Буквы гласные искать. | прикладывают руку козырьком ко лбу, смотрят в одну сторону, потом в другую. |
Логопед:
- А теперь быстрее, сможете?
Дети повторяют стихотворение быстрее и при этом шагают на месте.
Логопед:
- Кажется, я что-то вижу… Вижу песочницу. Вот она. Но надо быть осторожными, мы же не знаем, что внутри под песком. А как можно достать что-то из песка без помощи рук? Ваши идеи?
Ответы детей. (Подуть).
- Вот вам трубочки. Только будем дуть очень аккуратно, чтобы не создать песочную бурю. Какая команда будет дуть первой?
Дети предлагают свои идеи, как выбрать очерёдность, потом подходят по командам и дуют через соломинки. Находят буквы: «О» и «У».
- Какие буквы вы нашли?
Логопед:
- Предлагаю спрятать эти буквы в надёжное место, вот такой конвертик, чтобы они снова не потерялись. Катя, будешь хранителем букв, договорились?
Ответы детей.
Логопед:
- Ну, что ребята, отправляемся дальше? А чтобы в пути нам было не скучно, предлагаю сыграть в игру, которая называется «Придумай слово и выполни задание». Готовы?
Ответы детей.
Логопед:
- Придумайте каждый по одному слову, ребята из команда синих – ваши слова должны начинаться на звук [О], команда красных – слова на звук [У].
Ответы детей.
- Стёпа, какое у тебя слово? Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в твоём слове.
Далее дать задания детям: топни правой ногой столько раз, сколько слогов в твоём слове; похлопай по животу столько раз, сколько слогов в твоём слове; прыгни на месте столько раз, сколько слогов в твоём слове; махни правой рукой, покружись на месте, кивни головой и т.д.).
СЛАЙД 5
Логопед:
- Кто-то нас зовёт.
Презентация на ноутбуке:
На экране жираф.
«Привет, друзья. Я нашёл две буквы, но отдам их вам, если придумаете предложение, в которой слово «жираф» будет вторым по счету».
ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ 5 – появляются две буквы И.
- Ребята, что сказал жираф?
Ответы детей. (Красивый жираф живёт в Африке. Смешной жираф нашёл две буквы).
Логопед:
- Ну, что, жираф, кажется, мы справились. Отдашь нам буквы?
СЛАЙД 6
Жираф отдаёт две буквы «И».
СЛАЙД 7
Логопед:
- Ребята, какие буквы отдал нам жираф?
- Ответы детей. (Две буквы «И»).
Логопед:
- Ребята, давайте вспомним, что говорил нам пингвин Рома и где мы уже были.
Ответы детей.
Логопед:
- Мимо песочницы проходили? Что нашли? Кто нам помог найти ещё две буквы? А где еще был пингвин Рома, кто помнит?
Ответы детей. (Проходил по цветным дорожкам и отдыхал под фикусом).
Логопед:
- Правильно, проходил по цветным дорожкам отдыхал под фикусом. Кто-нибудь видит большой фикус? А цветную дорожку? А ещё что-нибудь видите? Обезьянку? Предлагаю превратиться в обезьянок, чтобы не спугнуть эту обезьяну под фикусом, и пропрыгать по цветным дорожкам до фикуса. Каждая команда прыгает по своей дорожке. Сможете?
Дети прыгают к фикусу.
- Ребята, давайте расскажем обезьяне, что мы ищем.
Дети рассказывают, что ищут гласные буквы.
Обезьяна:
- Я букву нашла, но вам не отдам, потому что никто не хочет со мной играть и корчить рожицы, как я.
Логопед:
- Ребята, поиграем с обезьянкой, возможно, она вернёт нам буквы? Ну, обезьянка, во что ты хочешь поиграть?.
Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики в соответствии с текстом стихотворения:
Обезьянка корчит рожи, | показывают. Артикуляционное упр. «Футбол» |
То губы дудочкою сложит, | вытянуть губы вперёд. Артикуляционное упр. «Дудочка» |
То в улыбке их растянет, | улыбнуться широко, губы сомкнуты. Артикуляционное упр. «Улыбка» |
То язык нам свой покажет | широкий язык лежит на нижней губе. Артикуляционное упр. «Блинчик». |
Давайте с нею поиграем | |
И за ней поповторяем. |
Логопед:
- Улыбка, дудочка, окно, улыбка, дудочка, окно.
Как чудесно мы играли
И за ней всё повторяли.
И в игре тренировали
Мышцы губ и языка,
Щёк и подбородка.
- Ну, что, обезьянка, отдашь нам букву?
Обезьяна:
- Нет, нет, нет. Вот я вас и обманула, ведь это моя любимая буква. С неё начинается моё имя – Янка.
Логопед:
- Ребята, вы догадались, какую букву нашла обезьянка Янка?
Ответы детей. (Букву «Я»).
Логопед:
- Ах, ты вредная обезьянка, вот и оставайся под своим фикусом. А мы с ребятами соберём твою любимую букву из того, что обезьяны любят больше всего. А что обезьяны любят больше всего?
Ответы детей. (Бананы).
Логопед:
- Ребята, отнесите стаканчики с карандашами на стол, чтобы они нам не мешали. Вот коробка с бананами, высыпайте бананы на стол и попробуйте собрать букву «Я». Получается?
Обезьяна:
- Ой, ребята, а что это у вас? Бананы? Я очень люблю бананы! Давайте меняться: я вам букву, а вы мне – бананы!
Логопед:
- А не обманешь?
Обезьяна:
- Нет, нет, вот ваша буква! (Отдаёт букву).
Логопед:
- Катя, прячь скорее букву, чтобы она снова не потерялась. А бананы, тебе, обезьянка, мы потом отдадим.
- Ребята, давайте посчитаем, сколько букв мы уже нашли и какие это буквы.
Дети считают и называют буквы – 5 букв (О,У,И, И, Я).
Логопед:
- Ребята, кажется, я вижу какую-то надпись на двери, и там не хватает ровно 5 букв. Что же это за дверь? Кто знает? Правильно, в ИЗОСТУДИЮ! Вставляем буквы на свои места, давайте я вам помогу. Что получилось?
Дети читают слово «ИЗОСТУДИЯ».
Логопед:
- Ребята, а вот и сюрприз, который оставил для нас Рома! Забирайте.
Логопед показывает на корзинку с пластилином.
СЛАЙД 8
Логопед:
- Ребята, я даже немного устала. А вы устали? Давайте присядем и я вам скажу что-то важное (шёпотом). Берите свои стульчики.
Дети вместе с логопедом садятся на ковёр.
Логопед:
- Ребята, наши поиски букв были непростыми. Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?
Ответы детей.
Логопед:
- Ребята, а мне больше всего понравилась обезьянка. Хоть она и вредная, но такая весёлая и смешная. А представляете, если бы она не отдала нам букву, собрали бы мы слово? И тайну бы не раскрыли, правда?
Ответы детей.
Логопед:
- Ребята, а теперь давайте подумаем, как можно сохранить буквы, чтобы они никуда не делись: не потерялись, не испарились, не смылись дождём?
Ответы детей.
Логопед:
- А можно слепить буквы из пластилина?
Ответы детей.
Логопед:
- Возьмите на столе возле пианино досточки для лепки, стеки и салфетки. Садитесь за столы и можете слепить свои любимые буквы. Здесь тоже надо навести порядок, собрать все бананы и отнести обезьяне Яне. Кто это сделает?
- Катя, ты какую букву будешь лепить? Стёпа? Вадим?
Дети лепят буквы из пластилина и приклеивают на карточки из картона
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»
Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности «Пчелки» Тема: "Удивительное путешествие".
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.Задачи:- совершенствовать умения вести прямой и обратный счет в пределах 10; закреплять знание цифр от 1 до 10; закрепля...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: "В поисках Чебурашки"
Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...
Итоговое занятие по обучение грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Звук и буква С»
Познакомить обучающихся со звуком С и буквой С; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить выделять заданный согласный звук в начале, в конце и в середине с...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки с, сь, буква С».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться различать эти звуки на слух и в произношении;Тренироваться...