Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР) . Тема: «В поисках гласных букв»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Веретенникова Наталья Владимировна

Возраст детей, направленность группы. Дети 6-7 лет, группы компенсирующей направленности.

Форма проведения      Игровое путешествие.

Приоритетные образовательные области      «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (обучение грамоте).

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о гласных буквах (А, О, И, У, Я) и звуках ([а], [о], [и], [у]).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatie.docx54.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «В поисках гласных букв»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе компенсирующей направленности (ТНР)

Возраст детей, направленность группы. Дети 6-7 лет, группы компенсирующей направленности.

Форма проведения        Игровое путешествие.

Приоритетные образовательные области        «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (обучение грамоте).

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о гласных буквах (А, О, И, У, Я) и звуках ([а], [о], [и], [у]).

Задачи:

Образовательные:

- закрепить: понятия «гласная буква» и «гласный звук»; умение определять позицию звука в слове; умение подбирать слова на заданный звук; умение делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом.

Развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, а также зрительное внимание, воображение, мышление. Закреплять умение отвечать полными предложениями.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к обучению грамоте; развивать и закреплять навыки работы в группе.

Основные понятия: «буква», «звук», «слог», «предложение», «гласные звуки/буквы», «согласные звуки/буквы».

Виды  детской деятельности:        

  • коммуникативная (беседа)
  • игровая (дидактические игры)
  • детская типография (печатание букв)
  • фонематический анализ и синтез.

Формы организации детской деятельности:

  • совместная деятельность взрослого и детей,
  • индивидуальная деятельность,
  • подгрупповая работа,
  • самостоятельная деятельность.

Ресурсы,  технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, ноутбук.

Наглядно-демонстрационный материал: слайдовая презентация, дидактические игры, магнитная доска, картинка пингвина большая, осенние листья из цветной бумаги, цветные дорожки синего, зелёного и красного цветов; цветок фикус, игрушка обезьяна, касса для больших букв, карточки с буквами на магнитах «Р», «О» -2 шт., «М», «А», «И» -2 шт., «У».

 Раздаточный материал (по количеству детей): картинки пингвина маленькие со схемами звукового анализа слова «Рома»; цветные карандаши синего и красного цвета, шариковые ручки, цветные браслетики красного и синего цвета, воздушный пластилин, картинки бананы (по 4 шт. на каждого ребёнка).

Ожидаемые результаты: знают гласные и согласные буквы/звуки; владеют основами звукового анализа слов; умеют делить слова на слоги, составлять предложения с заданным словом.

Занятие проводится в музыкальном зале.  

Ход занятия:

СЛАЙД 1

I. Вводная часть

 Дети входят под музыку в зал (под музыку).

СЛАЙД 2.

Логопед:

- Ребята, сегодня в нашем саду гости, которые пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются.

- А теперь подходите ко мне. Ребята, как выдумаете, а можно поздороваться без слов? Ваши идеи.

Ответы детей.

- Я тоже знаю один способ. Хотите, научу? Надо посмотреть друг на друга, улыбнуться и кивнуть головой. Попробуйте

- Ребята, вы все такие весёлые, улыбаетесь. А в чём же причина вашего веселого настроения?

Ответы детей.

Логопед:

- Ребята, а вот мне совсем не до веселья. Вы знаете, что в моём кабинете живут игрушки? И вот, мой друг и помощник пингвин куда-то пропал и я не могу его найти. Может, вы поможете мне его отыскать?

 Ответы детей.

II. Основная часть

Логопед:

- Отлично! Вот это настоящая команда. Ребята, у меня есть фото моего пингвина с подписью. Пойдемте – покажу.

Дети подходят к магнитной доске, на которой прикреплена картинка с изображением пингвина. Внизу подпись, в которой только согласные буквы: «Р…м…».

Логопед:

- Вот смотрите. Ой, что-то здесь не так, не пойму. Чего же здесь не хватает?

-  Ответы детей. (Не хватает гласных букв).

Логопед:

- Как вы думаете, куда они могли потеряться? Посмотрите внимательно вокруг.

Дети ищут буквы и находят под осенними листочками на полу буквы «А» и «О».

Логопед:

- Что это за буквы, ребята?

Ответы детей. (Это буквы «А» и «О»).

Логопед:

- Давайте попробуем вернуть их на место.

Дети ставят буквы на свои места, и  получается слово: «РОМА».

Логопед:

- Ребята, а почему буквы, которые вы нашли, красные?

Ответы детей. (Потому что они гласные).

Логопед:

- Правильно, потому что это гласные буквы. А где в слове «Рома» находится звук [О]?

Ответы детей. (Звук  [О]  в слове «Рома» находится в середине слова).

Логопед:

- Правильно. А где находится звук [А]?

Ответы детей. (Звук [А]  находится в конце слова).

Логопед:

- Здорово, ребята. Вы мне очень помогли, и за это я хочу подарить вам по фотографии моего друга, хотите?

Ответы детей.

Логопед:

- Присаживайтесь за столы, и самостоятельно подпишите фотографии. Какое слово вы напишите?

Ответы детей. («Рома»).

Логопед:

- Первая буква, какая? Вторая.. Третья…Четвёртая? И получилось слово – прочитайте каждый.

Ответы детей («РО-МА»).

Логопед:

- Молодцы! А чтобы буквы никуда не пропали с ваших фотографий, давайте зашифруем их в звуковую схему. Сделаем?

Ответы детей.

Логопед:

-  Какой первый звук в этом слове?

 Ответы детей. (Звук [Р] ).

Логопед:

- Звук  [Р], он какой?

Ответы детей. (Звук [Р] - согласный твёрдый. Отмечаем синим цветом).

Логопед:

- Второй звук, какой?

 Ответы детей. (Звук [О] - гласный).

Логопед:

- Каким цветом обозначаем?

Ответы детей. (Красным).

Логопед:

- Следующий звук?

Ответы детей. (Звук [М]).

- Звук  [М], какой?

Ответы детей. (Звук [М] - согласный твёрдый. Отмечаем синим цветом).

Логопед:

- Последний звук, какой?

-  Ответы детей. (Звук [А] - гласный. Отмечаем красным цветом).

Дети закрашивают звуковую схему под словом «РОМА».

Логопед:

- Ребята, вы узнали, как зовут моего друга, а его всё нет и нет. А может, мы его позовём все вместе, он нас услышит и вернётся? Позовём? Давайте все вместе.

Дети зовут Рому.

СЛАЙД 3

Презентация на ноутбуке:

«Ребята, я так рад встрече с вами.  Я путешествовал по нашему детскому саду: в одной группе играл в песочнице, потом бегал по  цветным дорожкам и  отдыхал под зелёным фикусом. А потом… попал в одно замечательное место, которое называется…, как же оно называется? Забыл!... Но я успел написать в записке, как оно называется. Там, в этом месте, я оставил сюрприз для вас всех».

ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ 3

(Записка: «…З…СТ… Д……» ).

Логопед:

- Ребята, вы можете прочитать эту записку? А почему не получается прочитать это слово? Чего не хватает в этом слове?

Ответы детей. (Нет гласных букв).

Логопед:

- А какие буквы есть?        

Ответы детей. (Согласные буквы).

Логопед:

- Давайте назовём эти буквы по порядку.

-  Ответы детей. ( …З… СТ… Д…… ).

Логопед:

- Эх, Рома, Рома, потерял все гласные буквы, как нам теперь прочитать слово?

Ответы детей.

Логопед:

 - Ребята, а вы помните, где проходил Рома?

СЛАЙД 4

Логопед:

Ответы детей. (Игрался в песочнице, бегал по цветным дорожкам и отдыхал под зелёным фикусом).

Логопед:

- Ребята, как же мы узнаем, какие гласные нам нужны? Придётся отправиться по следам Ромы и поискать их. Согласны?

 Ответы детей.

Логопед:

- Тогда предлагаю, чтобы нам не потеряться, обозначить нашу команду каким-то знаком… Придумала! Смотрите, что у  меня есть. Подойдёт? Подходите ко мне.

Логопед раздаёт красные  и синие браслеты детям, тем самым делит детей на две команды.

 (4 – синих, 4 – красных).

Логопед:

- Надевайте браслеты на руки. Как вы думаете, почему знаки нашей команды красные и синие? Что мы ищем?

 Ответы детей. (Мы ищем буквы. Буквы бывают гласные - красные и согласные - синие).

Логопед:

- Правильно. Ну, что, подходите ко мне, глазки на меня и повторяем все вместе:

Отправляемся мы в путь,

шагают на месте

Будет ветер в спину дуть,

руки поднимают над головой и машут ими вправо – влево

Будем весело шагать,

шагают на месте

Буквы гласные искать.

прикладывают руку козырьком ко лбу, смотрят в одну сторону, потом в другую.

Логопед:

- А теперь быстрее, сможете?

Дети повторяют стихотворение быстрее и при этом шагают на месте.

Логопед:

- Кажется, я что-то вижу… Вижу песочницу. Вот она. Но надо быть осторожными, мы же не знаем, что внутри под песком. А как можно достать что-то из песка без помощи рук? Ваши идеи?

Ответы детей. (Подуть).

- Вот вам трубочки. Только будем дуть очень аккуратно, чтобы не создать песочную бурю.  Какая команда будет дуть первой?

Дети предлагают свои идеи, как выбрать очерёдность, потом подходят по командам и дуют через соломинки. Находят буквы:  «О» и «У».

- Какие буквы вы нашли?

Логопед:

- Предлагаю спрятать эти буквы в надёжное место, вот такой конвертик, чтобы они снова не потерялись. Катя, будешь хранителем букв, договорились?

Ответы детей.

Логопед:

- Ну, что ребята, отправляемся дальше? А чтобы в пути нам было не скучно, предлагаю сыграть в игру, которая называется «Придумай слово и выполни задание». Готовы?

Ответы детей.

Логопед:

- Придумайте каждый по одному слову, ребята из команда синих – ваши слова должны начинаться на звук [О], команда красных – слова на звук [У].

Ответы детей.

- Стёпа, какое у тебя слово? Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в твоём слове.

Далее дать задания детям: топни правой ногой столько раз, сколько слогов в твоём слове; похлопай по животу столько раз, сколько слогов в твоём слове; прыгни на месте столько раз, сколько слогов в твоём слове; махни правой рукой, покружись на месте, кивни головой  и т.д.).

СЛАЙД 5

Логопед:

-  Кто-то нас зовёт.

Презентация на ноутбуке:

На экране жираф.

«Привет, друзья. Я нашёл две буквы, но отдам их вам, если придумаете предложение, в которой слово «жираф» будет вторым по счету».

ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ 5 – появляются две буквы И.

- Ребята, что сказал жираф?

Ответы детей. (Красивый жираф живёт в Африке. Смешной жираф нашёл две буквы).

Логопед:

- Ну, что, жираф, кажется, мы справились. Отдашь нам буквы?

СЛАЙД 6

Жираф отдаёт две буквы «И».

СЛАЙД 7

Логопед:

- Ребята, какие буквы отдал нам жираф?

-  Ответы детей. (Две буквы «И»).

Логопед:

- Ребята, давайте вспомним, что говорил нам пингвин Рома и где мы уже были.

Ответы детей.

Логопед:

- Мимо песочницы проходили? Что нашли? Кто нам помог найти ещё две буквы? А где еще был пингвин Рома, кто помнит?

Ответы детей. (Проходил по цветным дорожкам и отдыхал под фикусом).

Логопед:

- Правильно, проходил по цветным дорожкам отдыхал под фикусом. Кто-нибудь видит большой фикус? А цветную дорожку? А ещё что-нибудь видите? Обезьянку?  Предлагаю превратиться в обезьянок, чтобы не спугнуть эту обезьяну под фикусом, и пропрыгать по цветным дорожкам до фикуса. Каждая команда прыгает по своей дорожке. Сможете?

Дети прыгают к фикусу.

- Ребята, давайте расскажем обезьяне, что мы ищем.

Дети рассказывают, что ищут гласные буквы.

Обезьяна:

- Я букву нашла, но вам не отдам, потому что никто не хочет со мной играть и корчить рожицы, как я.

Логопед:

- Ребята, поиграем с обезьянкой, возможно, она вернёт нам буквы? Ну, обезьянка, во что ты хочешь поиграть?.

Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики в соответствии с текстом стихотворения:

Обезьянка корчит рожи,

показывают. Артикуляционное упр. «Футбол»

То губы дудочкою сложит,

вытянуть губы вперёд. Артикуляционное упр. «Дудочка»

То в улыбке их растянет,

улыбнуться широко, губы сомкнуты.

Артикуляционное упр. «Улыбка»

То язык нам свой покажет

широкий язык лежит на нижней губе. Артикуляционное упр. «Блинчик».

Давайте с нею поиграем

И за ней поповторяем.

        

Логопед:

- Улыбка, дудочка, окно, улыбка, дудочка, окно.

Как чудесно мы играли

И за ней всё повторяли.

И в игре тренировали

Мышцы губ и языка,

Щёк и подбородка.

- Ну, что, обезьянка, отдашь нам букву?

Обезьяна:

- Нет, нет, нет. Вот я вас и обманула, ведь это моя любимая буква. С неё начинается моё имя – Янка.

Логопед:

- Ребята, вы догадались, какую букву нашла обезьянка Янка?

Ответы детей. (Букву «Я»).

Логопед:

- Ах, ты вредная обезьянка, вот и оставайся под своим фикусом. А мы с ребятами соберём твою любимую букву из того, что обезьяны любят больше всего. А что обезьяны любят больше всего?

Ответы детей. (Бананы).

Логопед:

- Ребята, отнесите стаканчики с карандашами на стол, чтобы они нам не мешали. Вот коробка с бананами, высыпайте бананы на стол и попробуйте собрать букву «Я». Получается?

Обезьяна:

 - Ой, ребята, а что это у вас? Бананы? Я очень люблю бананы! Давайте меняться: я вам букву, а вы мне – бананы!

Логопед:

- А не обманешь?

Обезьяна:

- Нет, нет, вот ваша буква! (Отдаёт букву).

Логопед:

- Катя, прячь скорее букву, чтобы она снова не потерялась. А бананы, тебе, обезьянка, мы потом отдадим.

- Ребята, давайте посчитаем, сколько букв мы уже нашли и какие это буквы.

Дети считают и называют буквы – 5 букв (О,У,И, И, Я).

Логопед:

- Ребята, кажется, я вижу какую-то надпись на двери, и там не хватает ровно 5 букв. Что же это за дверь? Кто знает? Правильно, в ИЗОСТУДИЮ! Вставляем буквы на свои места, давайте я вам помогу. Что получилось?

Дети читают слово «ИЗОСТУДИЯ».

Логопед:

- Ребята, а вот и сюрприз, который оставил для нас Рома! Забирайте.

Логопед показывает на корзинку с пластилином.

СЛАЙД 8

Логопед:

- Ребята, я даже немного устала. А вы устали? Давайте присядем и я вам скажу что-то важное (шёпотом). Берите свои стульчики.

Дети вместе с логопедом садятся на ковёр.

Логопед:

- Ребята, наши поиски букв были непростыми. Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?

Ответы детей.

Логопед:

- Ребята, а мне больше всего понравилась обезьянка. Хоть она и вредная, но такая весёлая и смешная. А представляете, если бы она не отдала нам букву, собрали бы мы слово? И тайну бы не раскрыли, правда?

Ответы детей.

Логопед:

- Ребята, а теперь давайте подумаем, как можно сохранить буквы, чтобы они никуда не делись: не потерялись, не испарились, не смылись дождём?

Ответы детей.

Логопед:

- А можно слепить буквы из пластилина?

Ответы детей.

Логопед:

- Возьмите на столе возле пианино досточки для лепки, стеки и салфетки. Садитесь за столы и можете слепить свои любимые буквы. Здесь тоже надо навести порядок, собрать все бананы и отнести обезьяне Яне. Кто это сделает?

- Катя, ты какую букву будешь лепить? Стёпа? Вадим?

Дети лепят буквы из пластилина и приклеивают на карточки из картона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»

Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по  обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности «Пчелки» Тема: "Удивительное путешествие".

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.Задачи:- совершенствовать умения вести прямой и обратный счет в пределах 10; закреплять знание цифр от 1 до 10; закрепля...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...

Итоговое занятие по обучение грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Звук и буква С»

Познакомить обучающихся со звуком  С и буквой С; совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить выделять заданный согласный звук в начале, в конце и в середине с...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки с, сь, буква С».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться различать эти звуки на слух и в произношении;Тренироваться...