Игры на развитие познавательных процессов для дошкольников
материал по коррекционной педагогике

В данном материале подобраны игры на развитие восприятия, внимания, мышления, памяти. Педагоги иродители могут использовать данные игры, которые способствуют как общему развитию дошкольников, так имеют и коррекционное воздействие на детей, имеющих трудности в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_protsessov.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов

Развитие восприятия

Направление работы

Задачи

Методы и приёмы

Игры

Развитие слухового восприятия (сначала ориентировка на слуховые раздражители, затем различение звуковых характеристик предметов и явлений)

Восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо-громко, близко-далеко, быстро-медленно, долго-кратко)

1.Развивать умение различать звуки по громкости.

2.Учить детей воспроизводить заданные ритмы и дифференцировать их между собой на слух.

3. Уметь различать высоту и тембр голоса

1.Игра «услышал –беги» : Бубен или другой музыкальный инструмент . Инструкция: При тихом звучании – идти на носочках, при громком – полным шагом, при очень громком – бежать»

2.  Игра «Сломанный телефон»

3. Игра «Три медведя» : Взрослый предлагает детям вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: медведь-папа (низкий голос), медведь-мама  (голос средней высоты), мишутка (высокий голос).

4. «Азбука Морзе»

Опознание предметов по звуковым характеристикам

1.Учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов;

2.Учить дифференцированно реагировать на игрушку с соответствующим звукоподражанием «ав-ав – собака»

1.Игра «Угадай, на чём играли»

Дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам

1.Учить детей воспринимать различные бытовые шумы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок, шум пылесоса, храпение, чихание, цоканье, шум стиральной машины), шумы явлений природы (шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев, капающей воды, шум водопада. Шум дождя)

Игра «Угадай, что в бутылке» : (несколько бутылочек одинаковой формы наполнить разным материалом (крупой, горохом, гвоздями, песком, камешками, монетами) и приготовить карточки с изображением наполнителей. Нужно угадать, что находится в бутылочке. При необходимости заранее детей познакомить с содержанием

Восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве

1.Учить детей определять направление звука и его источник без опоры на зрительный анализатор

1.Игра «Что это за звук и откуда он?»:

Участников знакомят со звучанием предметов. Водящий раздаёт игрокам предметы (полиэтиленовый пакет, чашка с ложкой, мобильный телефон, бусы, конфеты и т.д.), которыми они будут издавать звук в игре. Водящий встаёт в центре,  а игроки вокруг него на расстоянии 2-3 метра. Водящему закрывают глаза и он дожжен определить, откуда идёт звук и что за звук.

Слухоречевое восприятие

1.Учить детей находить заданные словосочетания в предложенной фразе.

2.учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре.

3. Учить детей определять звуки.

(+ умение распределять внимание, пространственное положение (справа, слева)

4. Умение различать похожие по звуковому составу слова.

5. Умение образовывать слова и слышать суффиксы.

 6.Учить образовывать рифмы

3. Игра «Смешное название» : нужны карточки с изображением разных предметов (банан, картина, клетка, чашка, ручка, машина, апельсин, мяч, зубы, дверь, витамины, альбом, рюкзак, куртка, пульт, паста) и фишки белого и красного цвета (или квадраты жёлтого и коричневого, или круги ...) Инструкция: взрослый называет слова правильно (банан) и неправильно (бамам). Если правильно названо слово, то ребёнок должен положить белую фишку слева, если неправильно – то справа.

  4. Игра «Четвёртый лишний» Инструкция: взрослый повторяет слова, одно из них отличается. Нужно назвать его.

«Канава –канава –какао – канава.

Ком-ком-ком-кот.

Винт-винт-бинт –винт».

5.«Ласковые и страшные слова» Придумай: дом-домик-домище, слон-слоник-слонище.

6. «Поиграй в поэта» В норе шуршат шестеро мышат.

Надела трясогузка сиреневую блузку.

Этот бублик стоит рублик.

Учить детей использовать слуховые сигналы, как регулятор детского поведения.

Игра « Если звенит – поверни налево, если хлопок – поверни направо»

Зрительное восприятие

Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предмета

1.Учить детей сличать парные предметы, картинки.

 2.Учить складывать разрезную картинку, пазлы.

3. Учить детей опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).

4.Учить детей соотносить изображённое на картинке с реальным действием.

5.Учить детей запоминанию изображений.

6.Учить детей при сопоставлении предметов находить разницу  в деталях.

7.Учить детей дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура (лото-вкладки)

1.  «Найди пару», «Чем похожи и чем отличаются»

2. Кубики. Пазлы, «Собери сказку»

3.«Найди по 2-м, 3-м признакам»(Красный, круглый, сладкий овощ)

4. «Повтори действие»

5. «Запомни и угадай, что исчезло», «Запомни и угадай, кто поменялся местами»

6.  «Что изменилось»

7. Вкладки, доски Сегена.

Восприятие формы

1.Учить детей различать объёмные  геометрические формы и плоскостные.

2.Учить детей ассоциировать геометрические формы с предметами

1.  «Найди все треугольники, круги»,

2. «Найди предметы круглой формы»

Восприятие величины

Учить подбирать к коробочкам крышки одинаковой величины, но разной формы.

 Учить складывать матрёшку  с учётом величины, пользуясь методом проб.

Учить складывать пирамидку, пользуясь методом практического примеривания.

Учить детей по образцу строить из объёмных форм поезд, башню и т.д.

Коробка форм.

Матрёшка.

Пирамидка.

Конструктор.

Восприятие цвета

 1.Знакомить с названиями цветов и дифференцировать цвета.

2.Учить детей в игровой деятельности использовать цвет в качестве сигнала к действию.

1.«Дай такой же», «Дай жёлтый».

«Что бывает жёлтым?», «Что бывает красным?», «Что бывает оранжевым»

2. игра «Светофор»

Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве

Учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании.

«Путешествие Мухи», «Где пройдёт ёжик»

Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов

Учить обследовать предметы двигательно-тактильно- ощупывать;

Зрительно-двигательно- обводить по контуру.

«Угадай на ощупь»

Восприятие качеств и признаков предметов

Учить детей различать свойства и качества предметов: мягкий - твёрдый, мокрый-сухой, большой-маленький, громкий-тихий, сладкий-горький-солёный, кислый.

«Волшебный мешочек», «Ателье», «Отгадай на вкус», «Что это?»


Развитие памяти

Слуховая память

Развитие слухоречевой памяти, ассоциативные связи между словами

Игра «Восстанови пропущенное слово» : ведущий зачитывает 5-7 слов, знакомых детям и не имеющих смысловой связи между собой. Затем при повторном чтении пропускает одно слово»

Другой вариант игры «Восстанови пропущенное слово» : при повторном прочтении одно из слов заменяется другим из той же тематической группы или словом, близким по звучанию. Например: корова- телёнок, стол-стул. Игроки должны найти ошибку.

Развитие слухоречевой памяти

Учить запоминать слова по нужной теме. Классификация.

Игра «Запомни нужные слова» : Ведущий зачитывает текст. Нужно запомнить слова, которые обозначают одежду (погоду, транспорт, растения)

Развитие способности к воссозданию мысленных образов

  1. Учить придумывать ассоциации и запоминать нужный материал
  2. Учить придумывать истории для развития памяти
  1. Игра «Представь себе»  «Услышав (увидев) каждое слово , представьте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и др.

Слова : бумага, гнездо, кот, колесо, палка, фильм, блин, счастье и др.

  1. Внимательно посмотреть на табличку . В ней беспорядочно размещены различные предметы. Теперь попробуйте придумать историю

Развитие оперативной памяти

Учить детей повторять слоги (3, 4) в определённой последовательности

«Что сказал инопланетянин»

Развитие слухоречевой памяти

Ассоциативные связи между словами, пассивный и активный словарь, воображение.

Игра "Повтори и продолжи" . Инструкция: "Я скажу слово, а ты повтори и добавь своё слово ( по теме или признаки), следующий повторяет моё, твоё слово и добавляет третье слово. и так все по очереди.

Арбуз -зелёный, полосатый. круглый. большой, сочный. сладкий.

Игроки называют слова одной тематической группы "ягоды", "фрукты", "животные", "мебель", "посуда"

Составляют связный рассказ.

Развитие смысловой памяти ( с мышлением)

Ассоциативные связи между словами

1. Игра "Пары слов" Я назову пары слов, они связаны между собой по смыслу. например: "корова-молоко, снег-зима, птица-гнездо, телефон-ухо, книга-глаз, мальчик -девочка, стол-стул"

Развитие двигательной памяти

«кукловод» завязывает игроку глаза и водит его по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4 шага вперёд, остановка, поворот направо, поворот налево, 5 шагов вперёд. Затем ребёнку развязывают глаза и просят самостоятельно  найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения. Движения можно постепенно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать оборот через левое плечо.

Развитие зрительной памяти.

Игра «начни сначала» Берётся стопка непарных карточек картинками вверх. Первый игрок берёт карточку, называет её вслух и кладёт рядом картинкой вниз. Второй игрок берёт следующую карточку, называет первую карточку, затем называет свою карточку и кладёт карточкой вниз. И т.д. Кто первым забудет порядок карточек, тот выбывает из игры.

Развитие мышления

Наглядно-образное мышление

Учить детей решать задачи наглядно-образного плана

1.Предлагать детям сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых из собственного практического опыта, стимулировать их высказывания, обобщения.

2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображёнными на картинке

3.Учить определять предполагаемую причину нарушенного хода явления, изображённого на сюжетной картинке.

4.Учить определять последовательность событий , изображённых на картинках, раскладывать их по порядку, употреблять слова сначала, потом в своих словесных рассказах

Вербально-логическое мышление

1.Учить находить общие и различные признаки предметов

2. Учить опираться на опыт и использовать представления об окружающем

1.Что общего.

Чем отличаются.

Узнай по признаку.  (мягкий, серый, длинный)

Отгадай загадки.

Антонимы.

2. Игра «Верно-неверно»  Если то, что говорит ведущий – верно, то надо хлопнуть в ладоши, а если нет – топнуть ногой»

Пример: мальчики носят юбки. Девочки любят розовый цвет. Летом всегда идёт снег. Ворона – перелётная птица.

Вербально-логическое мышление

1. Развивать ассоциативные связи между словами и воображение.

2. Умение выделять в отдельной речи предложения и слова, арифметические навыки. (+слухоречевое внимание).

3. Слухоречевую память, ассоциативные связи между словами. (+воображение)

4.Умение находить причинно-следственные связи и развивает активный словарь

1.Игра "Зашифруй предложение" . инструкция:"Я буду говорить слова, вы должны зашифровать их с помощью рисунков, чтобы лучше их запомнить. Например, предложение "Заяц убежал в лес" вы можете зашифровать так: "заяц (картинка) убежал (стрелка) в лес (ёлка).

2. Игра "Стенограф". Инструкция: "Я буду читать рассказ, а вы слушайте и выбирайте подходящие по смыслу картинки. Картинки складывайте по порядку, одну за другой.

3. "Цепочка ассоциаций" Инструкция: "Я скажу несколько слов, а вы должны их запомнить. Чтобы лучше их запомнить, мы будем придумывать историю". Ведущий говорит слова голосом нормальной громкости, естественно, не быстро. Участники слушают слова,  а потом со взрослым составляют рассказ, при этом активно используют мимику и пантомимику.

4. Один из игроков говорит предложение и бросает мяч другому «Мы не пойдём гулять…» . Второй игрок ловит мяч, используя союз "потому что": «Мы не пойдём гулять, потому что идёт дождь». Затем он придумывает своё предложение и бросает мяч следующему участнику. "Мама моет посуду, потому что... (посуда грязная)

"Я люблю бананы, потому что... (они вкусные)"

"Машина притормозила у светофора, потому что..."

Учить детей выделять признак (цвет, форма, особенность) и отыскивать предметы с данным признаком в окружающей действительности.

2. Учить выделять в предметах два признака (размер и цвет, качество и форма) и находить предметы в окружающей действительности.

3. Учить детей отгадывать простые загадки.

4. Учить детей отгадывать сложные загадки.

5. Учить детей составлять и загадывать загадки.

1. Что бывает красным? Что бывает круглым?

2. Что бывает длинным и зелёным? Что бывает мягким и серым?

Зимой и летом одним цветом.

Учить группировать предметы

Учить детей группировать предметы по кинестетически воспринимаемому признаку: материалу (дерево, ткань,...)

Учить детей группировать предметы по вкусовым признакам (солёный, кислый, горький, сладкий, острый)

Найдите все предметы резиновые, все деревянные, все пластмассовые.

Скажите , что бывает сладким, солёным. кислым, горьким

Соотносить действия, изображённые на картинке с реальными действиями

Учить определять. Что может быть и чего быть не может.

  1. Нелепицы на картинках.
  2.  Предложения –нелепицы: Шуба надевает Сашу, каза ведёт бабушку, забор сел возле собаки.
  3. Исправь предложение (рифмы):

Летает в небе круглый год

Я знаю , это бегемот ( вертолёт).

Любят обезьяны

Спелые тюльпаны (бананы).

Лиза (лиса) спряталась под мост

Только виден рыжий хвост.

Жила-была старушка

В маленькой подушке (избушке).

На ромашке сидит старикашка (букашка).

Развитие творческого мышления

1.Учить задавать исследовательские вопросы

2.Учить искать предполагаемую причину событий или последствия

3. Решение проблемы

  1. Игра «Да-Нет»  ребёнок загадывает какой-либо предмет. Дети задают вопросы: он синего цвета? Он живёт в лесу,  он из такого-то материала? Его едят и т.д. остальные должны отгадать.
  2. Посмотреть на картинку и придумать историю о том, что могло случиться.

  1. «Что нам потребуется» Представить, что вы оказались в лесу. Что необходимо, чтобы выжить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие познавательных процессов у старших дошкольников

Буклет с подборкой игр на развитие познавательных процессов. Рекомендуется использовать как раздаточный материал к тематическому родительскому собранию в детском саду или учреждениях ДОД....

Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь) у дошкольников

Игры на развитие познаватИгры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь)...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ С ПЕСКОМ

статья "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ С ПЕСКОМ"...

Дидактические игры для развития познавательных процессов у дошкольников

Предлагаю вашему вниманию игры, для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавате...

Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников 5-6 лет

Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников 5-6 лет...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...