Технология проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности в работе с детьми
дошкольного возраста с ОВЗ
«Знание только тогда знание,
когда оно обретено усилиями своей
мысли, а не памятью»
Л. Н. Толстой
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, а не только заучивать и воспроизводить их.
Одним из эффективных средств решения данных задач является технология педагогического проектирования как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с основными требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.
Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века - П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской. Затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.
Проектная деятельность совместно с родителями и детьми – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка с ОВЗ и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми с ОВЗ в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, можно организовать воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Проектная деятельность используется в работе с детьми с ОВЗ, начиная с младшего дошкольного возраста.
Задачи обучения:
1.пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
2.приобщать детей к процессу познания;
3.формировать различные представления;
4.привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
5.побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1.осознание поставленной цели;
2.овладение различными способами решения поставленных задач;
3.способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
4.поиск различных средств достижения цели.
Основной целью проектной деятельности для детей с ОВЗ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В дошкольном образовании проектная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование проектной деятельности в обучении дошкольников с ОВЗ является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Так, в работе с детьми с ОВЗ используются подсказка, наводящие вопросы. Выбор темы – это первый шаг в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяется организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом, т.к. среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у ребенка любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом- планирование, среда,- тогда начинается совместная работа воспитателя и детей.
Участие в проектной деятельности для детей с ОВЗ является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Также совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Технология проектной деятельности позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.
Эта технология затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей с ОВЗ, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т. д. Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками с ОВЗ сегодня — это оптимальная, инновационная и перспективная технология, которая должна занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4.
3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.
4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.
5. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.
6. Н.Ф. Виноградова, Е.П. Панкова, Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей– М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошк...
Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)
Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...
«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
В статье представлен мой опыт использования проектной деятельности в работе логопеда на примере одного проекта....
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...
Статья «Использование технологии проектной деятельности в работе с воспитанниками детского сада»
Очень важно помочь ребенку в познании окружающего мира, способствовать развитию у него любознательности, наблюдательности, познавательного интереса, познавательной активности....
Консультация для педагогов "Технология проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Технология проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста...