Чек-лист речевого развития для детей 1-3 лет
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Ирина Ивановна Наумова

Поговорим о  «о красных флажках» речевого развития детей с 1 года до 3-4 лет.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chek.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Чек-лист речевого развития для детей 1-3 лет

Консультация для родителей

Поговорим о «о красных флажках» речевого развития детей с 1 года до 3-4 лет.

В 1 год у ребенка должны быть слова. Это простые слова: «ляля», «тата», «ба-ба», «пи-пи», «дай», «мама» и т.д. Здесь заканчивается подготовительный этап к речи. В этом возрасте важно обратить внимание: ребенок обращает внимание, когда вы зовете его по имени или обращаетесь к нему, играет ли он в «ку-ку».

Годовалый малыш по имени Петя, уже понимает, что если мама или папа говорят «Петя», значит они хотят привлечь его внимание, и откликается.

Ребенок использует жестовую речь, а именно указательный жест. С 9 месяцев он начинает показывать пальцем «Я хочу машинку», а с 1 года и 2 месяцев начинает делиться с близкими чем-то интересным: «Смотри, машинка!»

1 год 2 месяца - 1 год 6 месяцев. Ребенок более осознанно начинает коммуницировать с помощью слов-предложений. Он использует 1 обобщающее слова для нескольких явлений, например, «киса» - это и «кошка моется», и «кошка спит», и «где кошка». Его речь обусловлена ситуацией, сопровождается активной мимикой и жестами.

1 год 6 месяцев – 2 года. Ребенок начинает объединять 2 слова в одну фразу, например, «дай яблоко», «папа, дай». В полтора года словарь ребенка должен составлять в среднем около 50 слов, но интервал слишком широк: у кого-то - это 30 слов, у кого-то - 70.

Ребенок знает названия предметов и игрушек, с которыми встречается в повседневной жизни, имена ближайшего окружения

2 - 3 года. С 2 лет речевое развитие идет семимильными шагами. Ребенок начинает строит фразы из 3-4 слов, речь еще аграмматична.

В этом возрасте ребенок хорошо понимает обращенную речь, содержание сказок, может отгадать простые загадки, знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды. Начинает шире использовать глаголы, прилагательными, обозначающие не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество.

Упрощает сложные слова, нарушая их структуру, - это нормально.

3 – 4 года. С 3 лет ребенок начинает применять грамматические формы слова, то есть изменяет слова по числам, родам, падежам, использует предлоги, все основные части речи.

Словарный запас - это уже не только слова из бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения.В активном словаре уже 1500-2000 слов! Появляется словотворчество.

В этом возрасте появляется ритуальность: просит прочитать одну и ту же книжку каждый день, носит одну и ту же футболку, не расстается с любимой игрушкой. Такие вещи для него - островки стабильности в постоянно изменяющимся мире.

Важно! Лучше проконсультироваться:

  • Если ребенок к 1 году не произносит лепетные слова. Не понимает, когда вы к нему обращается по имени или с простыми просьбами.
  • Если в 2 года он так и не заговорил или в его словаре меньше 50 слов. Не понимает двусоставные просьбы.
  • Если в 2,5 года у ребенка нет фразовой речи. Ребёнок не понимает и не знает обозначение действий, например, не может показать, кто на картинке стоит, а кто сидит.
  • Если в 3 года речь нечеткая, понятна только маме. Не может ответить как его зовут, сколько ему лет. Не составляет предложения.

Как родители могут помочь заговорить:

  1. Общайтесь с ребенком: везде и всегда. Комментируйте действия свои, окружающих, а так же все, что происходит вокруг.
  2. Читайте! Выбирайте книги с картинками и понятные для ребёнка. Если ребёнок не говорит или плохо понимает обращенную речь, то бесполезно ему читать «Сказку о царе Салтане». Задача - прочитать не как можно больше книг, а прочитать понятные для восприятие ребенка.
  3. Во время занятия музыкой активируются те же участки головного мозга, что и во время речи. Пойте, играйте в ритмические игры. Не забывайте о стишках.
  4. Во время общения говорите «глаза в глаза». Это улучшает взаимодействие и понимание.
  5. Не отвечайте сразу за ребёнка, дайте ему время на ответ.
  6. Обратитесь к неврологу и логопеду! Если у ребенка задержка речи, то домашних занятий недостаточно, нужно помощь квалифицированных специалистов по детскому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы на тему: «Осень начинается, листья осыпаются…»

Конспект интегрированной Непосредственно Образовательной Деятельности по речевому развитию в средней  группе на тему :«Осень начинается, листья осыпаются»...

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы на тему: «Осень продолжается, листья осыпаются…»

Цель: Активизирование речи детей посредством составления предложений,  рассказов по мнемотаблице. Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливая взаимо...