Утренний круг» как средство формирования взаимодействия и эмоционального контакта у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Иванчук Елена Владимировна

Утренний круг» как средство формирования взаимодействия и эмоционального контакта у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_ivanchuk_ev_zolotuhina_na_dou26.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время все чаще мы слышим о детях с расстройством аутистического спектра. Впервые термин «расстройство аутистического спектра» в России появилось в 1980 году. Специальные коррекционные образовательные учреждения предложила создать К.С.Лебединская, чтобы оказать квалифицированную помощь таким детям.

Причины возникновения аутизма неизвестны для науки.

 Аутизм является постоянным нарушением развития, которое проявляется в первые три года жизни. Оно является следствием неврологического расстройства и сопровождается дефектами в системе восприятиях внешних стимулов. В результате ребенок реагирует слишком остро на одни явления окружающего мира и мало замечает другие.

 Дети с расстройством аутистического спектра испытывают значительные трудности во взаимодействии с окружающей средой   и установления  контакта с окружающими. Однако дети  с  аутизмом требуют внимания и хотят общаться со взрослыми и детьми . С возрастом эта потребность только усиливается, поскольку общаясь дошкольники получают навык  общения и учится правилам поведения.

Если мы работаем с группой детей с расстройством аутистического спектра , наша основная задача заключается в коррекции и компенсации нарушения развития и социальной адаптации этих детей.

В нашем детском саду мы используем адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с расстройством аутистического спектра МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида».

Отмечено, что участие в общих играх способствует развитию эмоционально- волевой и познавательной сферы. Ребенок, подражая другим, может освоить  новые способы развития своих коммуникативных навыком и новые способы действия с предметами.

Очевидно, что развитие ребенка с аутизмом отличается от развития ребенка без ОВЗ. Для  аутичных детей очень сложно установить эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми.

Яркий свет, шум и изменения в окружающей среде вызывают сенсорную перегрузку у этих детей. Многие из них не любят физический контакт и не желают брать другого ребенка за руку, погладить, обнять и так далее. Многие родители сообщают, что им очень сложно утром отправить ребенка в детский сад. Поэтому очень важно создать для детей с аутизмом определенную «рутину» (ежедневную последовательность действий).

Каждое утро в нашей группе начинается с такого «ритуала»- утреннего круга.

Этот новый элемент в режиме дня дает большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей и формирования правильного поведения у детей.

В программе утреннего круга, которую мы используем в своей работе, предлагается проводить эти занятия в форме развивающего общения.

Наша группа позаимствовала идеи и опыт из работ Ю.Г.Зарубиной, Г.М.Поповой и И.С.Константиновой.

Мы применяем их методы и подходы при проведении утреннего круга для детей нашей группы.

Что же такое утренний круг?

«Утренний круг» - это короткое групповое занятие, которое проводится после прихода детей в группу.

Дети садятся или стоят в кругу, что позволяет им видеть друг друга и наблюдать, как другие дети выполняют разные задания, что очень важно для детей с аутизмом. Воспитатель или учитель-логопед является ведущими дети следуют его правилам и требованиям. В ходе занятия мы используем много различных стихотворений, которые повторяются с небольшими изменениями. Выбор стихотворений зависит от понимания детей и основных проблем в нашей группе. Игры для утреннего круга подбираются с учетом календарно- тематического планирования и с целью равномерной нагрузки на детей. С помощью игр мы стараемся помочь детям развивать речь, подражать, развивать двигательную активность и вызывать у них положительные эмоции.

Цель утреннего круга – сформировать эмоциональный контакт между детьми и взрослыми.

Задачи занятия включают создание условий для формирования мотивации к взаимодействию и общению, развитие собственной игровой , коммуникативной и речевой активности, познавательной сферы.

Утренний круг состоит из нескольких этапов, которые ритмично сменяют друг друга. Активные игры сменяются более спокойными, в которых дети участвуют по очереди.

Основные этапы утреннего круга :

- приветствие

- сенсорная игра: помогают детям расширить их сенсорный опыт и получить новые впечатления. Они включают использование различных материалов и предметов, таких как листья, цветы, вода, перья, камушки, снег и т.д.Эти игры стимулируют активность ребенка и развивают его сенсорные навыки. Они также позволяют детям увидеть эмоциональную реакцию других детей.

-ритмическая игра: играют важную роль в регуляции поведения ребенка и его способности планировать и управлять своей деятельностью. Они включают такие элементы, как притопывание, хлопки, использование музыкальных инструментов, чтение стихотворений, пение песен и слушание музыки. Ритмически организованные действия помогают детям включаться в игру и повторять

-дидактическая игра или игра по правилам: способствуют развитию произвольного внимания и деятельности ,учат детей вовремя вступать в игру и соблюдать условия игры. Такие игры могут  включать использование различных предметов, которые дети должны использовать по очереди. Несмотря на то, что начальное ожидание очереди может вызвать негативные реакции у детей, игры такого типа помогают им развивать соответствующие навыки

- окончание утреннего круга: дети прощаются с игрушками и предметами и воспитатель озвучивает следующий режимный момент , что помогает детям легче войти в ритм дня.

                                             Заключение:
Игровое занятие " утренний круг" является отличной средой для работы с детьми, имеющими нарушения общения и задержку в развитии навыков коммуникации.

Оно помогает создать благоприятный эмоциональный фон и позволяет каждому ребенку найти свою активность. Структура игры остается неизменной, что позволяет прогнозировать ситуацию и учить детей ждать своей очереди. Таким образом, игровые занятия развивают навыки коммуникации и взаимодействия у детей с расстройствами. 

                                      Список литературы:

1. Зарубина Ю.Г., Попова М.Г. «Игровое занятие КРУГ»

2. Константинова И.С. « Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ., М.:изд.Теревинф 2012 г.

3. Приказ Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 32

4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 // Дошкольное воспитание. 2014. №2. С.4-17. 2.

5. «От рожденияния до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.  М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  c. 336



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы развития функциональных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В статье рассматривается вопрос развития функциональных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. Представлены основные понятия, кратко изложена необходимость формирования данных навыков...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и мет...

АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Данная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования( далее - АООП)  детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) – это образовательная программа,...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

 Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра) Вылковского детского сада «Колосок» структурного п...